| недоразвитие
| задержанное
| поврежденное
| искаженное
| дисгармоническое
|
общая
характерис-
тика
| Тотальное недоразвитие функций, иерархичность
| Парциальное недоразвитие функций, недостаток общей нейродинамики и речевой регуляции действий
| Парциальность нарушений, тугоподвижность, вязкость психических процессов
| Неадекватность психических реакций
| Парциальный
дефект эмоционально-
волевой сферы
|
память
| Сниженная
невозможность опосредованного запоминания, смысловая организация не эффективна
| Непосредственное запоминание
может быть резко снижено, эффективна смысловая организация материала
| Нарушено непосредственное запоминание, опосредованное запоминание может быть затруднено, персеверации
| Чаще всего без особенностей
| Чаще всего без особенностей
|
внимание
| Трудности концентрации и переключения, сужение объема, преобладает непроизвольное
| Могут быть трудности концентрации и переключения
| Резко нарушена концентрация, выраженные трудности переключения в связи с инертностью психических процессов
| Чаще всего без особенностей
| Чаще всего без особенностей
|
мышление
| Первичный интеллектуальный дефект; мышление конкретно, невозможно образование понятий, практически невозможно обучение в интеллектуальной сфере, нет переноса навыков, обобщение и абстракция практически недоступны
| Замедленное интеллектуальное развитие, вторичный интеллектуальный дефект, недостаточность общего запаса знаний, снижение уровня обобщения, снижение целенаправленности интеллектуальной деятельности, возможны обучение, перенос навыков, использование помощи
| Нарушена активность и целенаправленность мышления, снижена способность к абстрагированию, обобщению и образованию понятий
| Искажение процесса обобщения, алогичность, символизм, опора на латентные признаки, своеобразие смысловой сферы возможна склонность к бредообразованию
| Аффективно обусловленные интеллектуальные искажения иногда по типу бредообразования и формирования сверхценных идей
|
речь
| Недоразвитие, бедный словарный запас, резко ограничен активный словарный по сравнению с пассивным, грамматический строй упрощен и часто неверен, затруднено понимание смысла слов, часто наблюдаются дефекты произношения, косноязычие
| речь обедненная, словарный запас средний, понимание смысла слов доступно, но иногда затруднен процесс объяснения понятий. Сложные грамматические структуры в активной речи не используются, часто употребляются местоимения и слова паразиты, обычно имеют место дефекты произношения, письменная речь аграмматична, навык чтения не всегда автоматизирован в связи с затруднениям звуко-буквенного нализа слов и нарушениями фонематического слуха
| Речь замедленная, возможно заикание, может оставаться сохранной
| Иногда имеет место мутизм, вычурность фраз, неологизмы, нередко отмечаются скандирования с вычурными интонациями, нередко отказ от употребления местоимения «Я» и разговор о себе в третьем лице
| Часто без особенностей
|
Эмоционально-волевая сфера
| Вторичный дефект, недоразвитие личности, уплощение эмоциональной сферы, неспособность к обощению аффективных переживаний, безволие, внушаемость, примитивные реакции, часто раздражительность и агрессивность
| Психический или органический инфатилизм, неспособность к волевому усилию и систематической деятельности, часто сниженный фон настроения, неуспех часто травматичен в силу сохранной критичности
| Отсутствие критики, отсутствие волевых задержек, конфликтность, агрессивность, раздражительность, брутальность эмоций, расторможенность влечений
| Дисгармоничность, ранимость, холодность к близким, гипобулия, искажение влечений, часто выражена тенденция к аутизации
| При психопатии: повышенная возбудимость, патологическая лабильность либо инертность, вязкозть или вялость эмоций, недостаточность высших эмоций, сохранный интеллект не регулирует эмоциональную сферу;
При неврозах: парциальность эмоционально–волевых нарушений, сензитивность, эмоциональная лабильность или инертность, проявляющаяся в психотравмирующей ситуации
|
движения
| Грубое недоразвитие двигательной сферы в виде общей моторной неловкости, недоразвитие мелкой моторики
| Может быть недоразвитие мелкой моторики
| Обычно нарушение тонкой моторики, явления тремора, тики и пр.
| Могут быть двигательные стереотипии, кататонические расстройства, часто отмечаются вычурность поз, отдельных движений, манерность амимия
| Часто без особенностей
|