Психологическая диагностика в период раннего детства

Таблица 1. Виды дизонтогенеза и их психологическая характеристика.

  недоразвитие задержанное поврежденное искаженное дисгармоническое
общая характерис- тика Тотальное недоразвитие функций, иерархичность Парциальное недоразвитие функций, недостаток общей нейродинамики и речевой регуляции действий Парциальность нарушений, тугоподвижность, вязкость психических процессов Неадекватность психических реакций Парциальный дефект эмоционально- волевой сферы
память Сниженная невозможность опосредованного запоминания, смысловая организация не эффективна Непосредственное запоминание может быть резко снижено, эффективна смысловая организация материала Нарушено непосредственное запоминание, опосредованное запоминание может быть затруднено, персеверации Чаще всего без особенностей Чаще всего без особенностей
внимание Трудности концентрации и переключения, сужение объема, преобладает непроизвольное Могут быть трудности концентрации и переключения Резко нарушена концентрация, выраженные трудности переключения в связи с инертностью психических процессов Чаще всего без особенностей Чаще всего без особенностей
мышление Первичный интеллектуальный дефект; мышление конкретно, невозможно образование понятий, практически невозможно обучение в интеллектуальной сфере, нет переноса навыков, обобщение и абстракция практически недоступны Замедленное интеллектуальное развитие, вторичный интеллектуальный дефект, недостаточность общего запаса знаний, снижение уровня обобщения, снижение целенаправленности интеллектуальной деятельности, возможны обучение, перенос навыков, использование помощи Нарушена активность и целенаправленность мышления, снижена способность к абстрагированию, обобщению и образованию понятий Искажение процесса обобщения, алогичность, символизм, опора на латентные признаки, своеобразие смысловой сферы возможна склонность к бредообразованию Аффективно обусловленные интеллектуальные искажения иногда по типу бредообразования и формирования сверхценных идей
речь Недоразвитие, бедный словарный запас, резко ограничен активный словарный по сравнению с пассивным, грамматический строй упрощен и часто неверен, затруднено понимание смысла слов, часто наблюдаются дефекты произношения, косноязычие речь обедненная, словарный запас средний, понимание смысла слов доступно, но иногда затруднен процесс объяснения понятий. Сложные грамматические структуры в активной речи не используются, часто употребляются местоимения и слова паразиты, обычно имеют место дефекты произношения, письменная речь аграмматична, навык чтения не всегда автоматизирован в связи с затруднениям звуко-буквенного нализа слов и нарушениями фонематического слуха Речь замедленная, возможно заикание, может оставаться сохранной Иногда имеет место мутизм, вычурность фраз, неологизмы, нередко отмечаются скандирования с вычурными интонациями, нередко отказ от употребления местоимения «Я» и разговор о себе в третьем лице Часто без особенностей
Эмоционально-волевая сфера Вторичный дефект, недоразвитие личности, уплощение эмоциональной сферы, неспособность к обощению аффективных переживаний, безволие, внушаемость, примитивные реакции, часто раздражительность и агрессивность Психический или органический инфатилизм, неспособность к волевому усилию и систематической деятельности, часто сниженный фон настроения, неуспех часто травматичен в силу сохранной критичности Отсутствие критики, отсутствие волевых задержек, конфликтность, агрессивность, раздражительность, брутальность эмоций, расторможенность влечений Дисгармоничность, ранимость, холодность к близким, гипобулия, искажение влечений, часто выражена тенденция к аутизации При психопатии: повышенная возбудимость, патологическая лабильность либо инертность, вязкозть или вялость эмоций, недостаточность высших эмоций, сохранный интеллект не регулирует эмоциональную сферу; При неврозах: парциальность эмоционально–волевых нарушений, сензитивность, эмоциональная лабильность или инертность, проявляющаяся в психотравмирующей ситуации
движения Грубое недоразвитие двигательной сферы в виде общей моторной неловкости, недоразвитие мелкой моторики Может быть недоразвитие мелкой моторики Обычно нарушение тонкой моторики, явления тремора, тики и пр. Могут быть двигательные стереотипии, кататонические расстройства, часто отмечаются вычурность поз, отдельных движений, манерность амимия Часто без особенностей


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: