Определение психической нормы в детском возрасте

№5

№4

№3

№2

№1.

Примеры заключений.

Заключение

по результатам психологического обследования

Анастасии В., 2 г. 5 мес., дата рождения 15.07.2001г.

Настя очень инициативная девочка, легко вступает в контакт, не стесняется присутствия посторонних лиц. Эмоциональный фон положительный. Темп деятельности ровный, спокойный. Хорошее понимание инструкции.

Ориентировка в пространстве: понимает и безошибочно выполняет инструкции типа «положи ложку в кастрюлю, рядом с ней», «положи куклу под кровать».

Диагностировались способы выполнения деятельности на примере складывания пирамидки. Нанизывает колечки на палочку без учёта размера и очерёдности.

Развиты навыки самообслуживания, знает очерёдность одевания вещей. Сама пытается кушать, отказывается от помощи нянечки, сама подносит ложку ко рту, пьет из бокала.

Просит, чтобы ей почитали. Самостоятельно пролистывает по 2-3 страницы за раз. Производит простейшие манипуляции с игрушками. Может вытягивать губы трубочкой, надувать щёки, растягивать губы в улыбке, выполняя инструкцию.

Внимание фиксированное. Адекватная реакция на поощрения.

На основании проведенного психологического обследования, можно сделать вывод о том, что уровень психического развития Насти соответствует норме в данной возрастной группе.

Использовались следующие методики;

диагностика способов деятельности (складывание пирамидки),

метод наблюдения, беседы,

анализ адаптационных карт,

диагностика пространственного и предметного восприятия

Психолог Кунаева Е.С.

дата обследования: ноябрь, 2003г.

Заключение

по результатам психологического обследования

Дианы Б., 4 г. 9 мес., дата рождения 04.03.1999г.

Диана очень серьёзная, ответственная девочка. Малоактивна, очень спокойная, уравновешенная. Легко вступает в контакт, но в незнакомой обстановке ведёт себя немного скованно. Интерес к обследованию проявила, но волновалась, не нарушает ли она режимные моменты. Темп деятельности замедленный. Невротических реакций не отмечено.

При изображении семьи рисует всех рядом, сама же является частью другого рисунка. Прорисовывает все части тела. При ответе на вопросы часто не даёт полного, развёрнутого ответа. Не объясняет своих действий, ограничиваясь ответом: «Хочу». При исследовании уровня развития словесно-логического мышления, показала результаты, соответствующие норме в данной возрастной группе. Диана хорошо понимает и выполняет инструкцию. При ответе на некоторые задания выдаёт конкретно-ситуационный ответ. Характерной отличительной особенностью при выполнении заданий является непринятие помощи. При возникновении трудностей с заданием она отказывается от его выполнения. Диана не справилась с заданием на классификацию. Когда был задан вопрос, почему она раскладывает карточки именно так, Диана решила, что выполняет задание неверно, и отказалась от его выполнения. На попытку предложить помощь и выполнить задание вместе ответила отказом. Таким образом, можно предположить, что у девочки преобладает мотив избегания неудач.

Наблюдая за Дианой на занятиях в группе, можно говорить о том, что её умственное развитие соответствует возрастным нормам. Это подтверждается и результатами обследования. Основная работа должна быть направлена на взаимодействие с родителями, с целью выяснения поведения Дианы в других ситуациях, взаимоотношения с друзьями.

Использовались следующие методы и методики: анализ рисунков, наблюдение, беседа, цветные матрицы Дж. Равена, методика «Классификация».

Психолог Кунаева Е.С.

дата обследования: декабрь, 2003г.

Заключение

по результатам психологического обследования

Д. Юлии, 4 г. 11 мес., дата рождения 5.01.1999г.

Юля очень скромная, воспитанная девочка. Общительная, имеет много друзей.
Легко контактирует с новыми людьми. Все задания выполняла с интересом. Темп деятельности ровный, спокойный. Быстро утомляется.

Из анализа рисунка на свободную тему видно, что проявляется обозначение формы, отдельных частей рисунка. Круги и овалы ровные, у солнца прорисовывает лучи, но в целом рисунок очень мелкий, не вырисовываются многие детали.

При исследовании памяти Юля показала отличные результаты, запомнив к пятому повторению из 10 слов все 10. Хорошее различение фигур по цвету, размеру, но не различает формы. Плохое понимание инструкции, требуется повторения несколько раз, более подробное объяснение и разъяснение на примерах. У Юли сформировано восприятие целостного образа, девочка способна выделять информативные точки и по ним воспроизводить целостную картинку. По результатам обследования можно говорить о сформированности наглядно- образного мышления.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень психического развития, в целом, соответствует возрастной норме. Однако следует выяснить причину затруднений понимания инструкции, для чего необходима консультация логопеда, так как это может быть связано с выраженной недостаточностью фонематического слуха.

Использовались следующие методы и методики: цветные матрицы Дж.Равена, методика
«Четвёртый лишний», разрезные картинки, методика «10 слов», анализ рисунков,
наблюдение, беседа.

ПсихологКунаева Е.С.

дата обследования: декабрь, 2003г.

Заключение

по результатам психологического обследования

М. Артёма, 6 лет, дата рождения: 1.11.1997г.

Артём очень живой, подвижный мальчик. Легко вступает в контакт. С охотой согласился на участие в обследовании. Установился положительный эмоциональный фон. Интерес больше проявлял не к самому обследованию, а к его результатам. Темп деятельности быстрый. Чёткое и правильное выполнение инструкции, порой сам догадывается о том, что нужно делать в том или ином задании.

При изучении наглядно- образного мышления показал результаты, соответствующие норме. Хотя были ошибки и конкретно-ситуационные ответы, но это, скорее всего, объясняется импульсивностью. Легко мотивирует свои действия и ответы. Способен выделять информативные точки и по ним воспроизводить образ, что говорит о сформированности восприятия целостного образа предметов.

Наблюдаются затруднения с выделением общего, единого признака, по которому можно объединить несколько слов и отсеять одно («4-ый лишний»). Достаточно высокий уровень осведомлённости. Несмотря на то, что перепутал начало и конец истории в сюжетных картинках, Артём дал полный и развёрнутый рассказ.

При исследовании уровня невербального мышления (по Равенну) показал невысокий результат, но это объясняется очень быстрым темпом деятельности, импульсивностью.

Уровень слуховой, кратковременной памяти соответствует нормативам в данной возрастной группе. Из анализа рисунка выявлено хорошее развитие мелкой моторики (аккуратное закрашивание), нет изображения шеи, рта.

Таким образом, уровень развития интеллектуальной, личностной, эмоциональной сферы соответствует норме. Единственно наблюдаются незначительные нарушения в речи, не выговаривает букву «р», в связи с этим рекомендуются занятия с логопедом.

Можно рекомендовать, так же, включать воспитателям Артема в игры на развитие произвольности, например, такие как «Море волнуется раз, море волнуется два», дома с родителями выполнять задания типа «Графического диктанта».

Использовались следующие методы и методики: методика «Классификации», «Четвёртый лишний», сюжетные картинки, кубики Кооса (серия 2), цветные матрицы Равена, разрезные картинки, методика «10 слов», анализ рисунка, метод наблюдения.

ПсихологКунаева Е.С.,

дата обследования: октябрь-ноябрь, 2003г.

Заключение

по результатам психологического обследования

Полины Г. 6 лет 4 мес. (дата рождения 24.07.1997г.)

Полина достаточно легко вступает в контакт. Проявила живой, неподдельный интерес к обследованию. На обследование вызвалась по собственной инициативе, изъявила желание встретиться ещё раз. Во время проведения диагностики эмоциональный фон установился положительный. Темп деятельности ровный, спокойный, задания выполняет чётко, постепенно приходя к верному ответу. Принимает помощь, но просит помощи не часто, предпочитая самостоятельно подойти к решению.

При исследовании наглядно-образного мышления показала высокий уровень развития. Чёткое понимание инструкции, быстрое включение в работу. При решении данной задачи было несколько конкретно-ситуационных ответов, что является нормой. Опирается на существенные признаки сходства и различия между предметами при выполнении методики «Классификации». У испытуемой сформировано восприятие целостного образа. Легко выделяет информативные точки и по ним воспроизводит образ предмета. Высокий уровень развития слуховой, кратковременной памяти. Изучение объёма восприятия при предъявлении стимульного материала из 10 картинок показал результат 6 картинок, что свидетельствует нормальному уровню развития восприятия детей данной возрастной группы.

Анализ рисунка показал высокий уровень осведомлённости в изображении животных: правильный подбор цвета, выделение отличительных особенностей. На рисунке семьи Полина изображает себя между родителями, на одном уровне с ними. Выявляется высокий уровень тревожности, что возможно связано с отношениями в семье, так как со сверстниками Полина ведёт себя очень непринуждённо и дружелюбно.

По результатам психологического исследования можно сделать вывод, о том, что уровень психического развития соответствует возрастной норме.

Использовались следующие методики.

Для исследования памяти: методика «10 слов».

Для исследования наглядно- образного уровня мышления: кубики Кооса (серия 2), методика «Классификации», сюжетные картинки.

Для исследования эмоционального сферы: тест тревожности Р.Тэммл - М.Дорки, метод наблюдения, беседа, анализ рисунка.

Для исследования словесно-логического уровня мышления: разрезные картинки, цветные матрицы Равена.

ПсихологКунаева E.C.

дата проведения: октябрь-ноябрь, 2003г.


Определение психической нормы в детском возрасте представляет еще большую трудность, чем у взрослых, так как показатели психической реальности непрерывно меняются в ходе развития. Многие проблемы, которые беспокоят взрослых, могут пройти, даже в том случае, если не наблюдается значительных изменений окружающих условий.

В практике принята и наиболее часто используется статистическая процедура оценки нормальности ребенка. Сравнивается, соответствует ли ребенок данного возраста уровню развития, характерному для большинства детей его возраста. Для этого необходимо знать, каким должен быть ребенок в различных возрастных периодах.

Л.Кошач выделяет следующие критерии нормы развития в детском возрасте (цитата по Л. Пожар):

1) Уровень развития ребенка соответствует уровню большинства детей его возраста или старшего возраста с учетом развития общества, членом которого он является;

2) Когда ребенок развивается в соответствии с его собственной логикой развития, которая определяет развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей, преодолевая возможные отрицательные влияния со стороны собственного организма и средового окружения.

3) Когда ребенок развивается в соответствии с требованиями общества, определяющими как его актуальные формы поведения, так и дальнейшие перспективы его адекватного и творческого социального функционирования в период взрослости.

Факторами риска в дошкольном воз­расте можно считать следующие особенности поведения ре­бенка, которые могут быть использованы в прогностической психодиагностике (Абрамова Г.С., 1999):

  • выраженная психомоторная расторможенность; труд­ности выработки тормозных реакций и запретов, которые способствуют возрастным требованиям; трудности организации поведения даже в игровых ситуациях;
  • склонность ребенка к косметической лжи — приукра­шиванию ситуации, в которой он находится, а также склонн­ость к примитивным вымыслам, которые он использует как выход из затруднительного положения или конфликта;
  • ребе­нок очень внушаем к неправильным формам поведения, иног­да о нем говорят, что все дурное к нему так и липнет, ребенок имитирует отклонения в поведении сверстников, более старших детей или взрослых;
  • инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким настойчивым плачем и криком;
  • импульсивность поведения, эмоциональная заражае­мость, вспыльчивость, которая обусловливает ссоры и драки ребенка даже по незначительному поводу;

· реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлоб­ленностью, агрессией в ответ на наказания, замечания, запреты; энурез, энкопрез, побеги как реакции ответного протеста.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: