Диагностика конструктивной деятельности

Конструирование по подражанию.

Исследование конструктивной деятельности.

11. Конструктивная деятельность. Методика «Разрезные картинки»

Стимулъный материал: картинки, разрезанные на 2 и 3 части с разной конфигурацией разреза (приложение 11).

Ход исследования: Ребенку предлагают соединить разъединенные части картин­ки, чтобы получилась целая. Возможен предварительный показ.

Анализ результатов:

1) совершает целенаправленные действия;

2) соединяет части без анализа полученного целого;

3) прикладывание с разворотами;

4) зрительное соотношение частей без прикладывания.

Нормативы:

разрезная картинка из 2-х фрагментов - 2,5-3 года;

разрезная картинка из 3-х фрагментов - 3-3,5 года.

Методика предлагает­ся детям 2,5-3 лет.

Стимулъный материал: кубики, прямоугольные бруски (кирпичики), треугольные призмы (крыша), полусферы разных цветов.

Ход исследования:

Ребенку предъявляются все фигуры разного цвета, экспе­риментатору - только одного цвета. Далее психолог произвольно меняет расположение кубиков относительно друг друга и предлагает ребенку сделать то же самое со своими фи­гурами, подражая действиям взрослого.

Конструирование по образцу предлагается ребенку старше 4-х лет, при этом экспериментатор меняет расположение фи­гур за экраном и просит воспроизвести.

Анализ результатов:

1) подражание внешним манипуляциям взрослого без уче­та формы, величины и пространственных отношений (что для детей 3-х лет является неадекватным);

2) подражание манипуляциям с учетом формы, величины и пространственного расположения;

3) сопоставление и исправление ошибок;

4) точное воспроизведение расстановки фигур без ошибок и исправлений;

5) самостоятельный анализ образца и воспроизведение.

Складывание пирамидки. Складывание матрешки.

Стимулъный материал: пирамидка из 4-х и 6-ти колец с колпачком.

Ход исследования:

Экспериментатор предлагает самостоятельно разобрать и собрать пирамидку. Возможен показ.

Анализ результатов:

1) неспецифические манипулятивные действия (ребенок стучит об стол, подносит к уху и гремит, берет в рот и др.). Дан­ные действия являются неадекватными;

2) простое манипулирование предметом (специфическая манипуляция);

3) силовая проба (например, ребенок вкладывает маленькую матрешку в нижнюю часть большой, и наоборот, при этом ис­пользует силу (вдавливает), не учитывая свойств предмета;

4) целенаправленная проба (ребенок замечает ошибки, ис­правляет их и находит правильный способ решения);

5) примеривание (ребенок еще не может соотнести предме­ты на расстоянии и подносит их друг к другу, заметив несоот­ветствие, меняет их);

6) зрительное соотношение (ребенок сразу правильно реша­ет задачу, зрительно соотнося элементы).

Нормативы:

  • снимает кольца с пирамидки - в 1 год;
  • собирает пирамидку без учета величины - в 1,5-2,5 года;
  • собирает пирамидку с учетом величины и с установкой на результат без проб и примеривания - в 3-3,5 года; работа зрительным соотношением.

Дети 3-х лет сохранным интеллектом могут работать зри­тельным соотнесением, допустимо примеривание или целенаправленная проба. Отсутствие данных способов к 3 годам свиде­тельствует о недостатках психического развития. До 2,5 лет правомерно пользоваться силой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: