Методика «Исключение лишнего»

Нелепицы.

При помощи этой методики оцениваются элементарные образные представления ребёнка об окружающем мире и о логических связях и отношениях, существующих между некоторыми объектами этого мира: животными и их образом жизни, природой и её явлениями. С помощью этой методики определяется умение ребёнка рассуждать логически и грамматически правильно выражать свою мысль.

Процедура проведения методики такова. Ребёнку показывают картинку, на которой изображены нелепые ситуации с животными (приложение 15). Далее следует инструкция примерно следующего содержания: «Внимательно посмотри на эту картинку и скажи, всё ли здесь находится на своём месте и правильно нарисовано. Если что-то тебе покажется не так, то укажи на это и объясни, почему это не так. Потом скажи, как должно быть на самом деле». Время демонстрации картинки и выполнения задания ограничивают тремя минутами. За это время ребёнок должен заметить как можно больше нелепых ситуаций и объяснить, что не так, почему не так, и как должно быть на самом деле. Если ребёнок правильно указывает на несоответствия, но не может дать объяснение их причин, то следует более подробно исследовать сформированность операций мышления – анализа, синтеза, обобщения. Кроме того, данный результат может быть вызван общим недоразвитием речи.

Методика позволяет изучить способности к обобщению и абстрагированию, умение выделять существенные признаки. Методика имеет два варианта: исследование на предметном и вербальном материале.

Предметный вариант.

Испытуемому предъявляются последовательно 14 карточек, на каждой из которых нарисовано 4 предмета, один из которых испытуемый должен исключить, объяснив, почему исключается именно этот предмет (приложение 13).

Словесный вариант.

Ход выполнения данного варианта теста идентичен вышеизложенному. Рекомендуется для исследования мышления лиц старше 11-12 лет.

1. книга, портфель, чемодан, кошелёк

2. печка, керосинка, свеча, электроплитка

3. часы, очки, весы, термометр

4. лодка, тачка, мотоцикл, велосипед

5. самолёт, гвоздь, пчела, вентилятор

6. бабочка, циркуль, весы, ножницы

7. дерево, этажерка, метла, вилка

8. дедушка, учитель, мама, брат

9. иней, пыль, дождь, роса

10. вода, ветер, уголь, трава

11. яблоко, книга, шуба, роза

12. молоко, сливки, сыр, хлеб

13. берёза, осина, ягода, дуб

14. минута, секунда, час, вечер

15. Василий, Фёдор, Елена, Иванов

Шкала для оценки уровня развития операции обобщения.

5 баллов – когда испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения группы предметов и «лишнего» слова.

4 балла – сначала родовое понятие называет неправильно, но потом сам исправляет ошибку.

2,5 балла – самостоятельно даёт описательную характеристику родового понятия.

1 балл – даёт описательную характеристику родового понятия, но только с помощью исследователя.

0 баллов – не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь экспериментатора.

Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым, а по ситуационным критериям, то это является показателем конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: