Анализ показателей рентабельности
В практике анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия применяют следующие группы показателей рентабельности: рентабельность продукции (основной деятельности); рентабельность продаж; рентабельность основного капитала, в т.ч. рентабельность производства или основных средств; рентабельность собственного (заемного) капитала и некоторые другие.
Рентабельность основной деятельности (продукции, затрат) определяют как отношение прибыли от реализации к полной ее себестоимости:
(12)
При этом в хозяйственной практике определяют рентабельность как реализованной, так и товарной продукции с детализацией по видам продукции (в этом случае в числителе прибыль от реализации заменяется показателем - прибыль от выпуска товарной продукции).
Влияние факторов (объема и структуры, себестоимости и среднереализационных цен реализованной продукции) на изменение рентабельности основной деятельности измеряется методом цепных подстановок при помощи многофакторной модели следующего вида:
(13)
В отдельных случаях рекомендуется анализировать рентабельность каждого вида продукции, определяемую отношением прибыли от реализации конкретного вида продукции к полной себестоимости этого же вида продукции.