По выполняемым в процессе правового регулирования

Финансовое право Российской Федерации и его особенности

Финансовое право (ФП) регулирует общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности, т. е. деятельности, направленной на создание, распределение и использование определенных фондов денежных средств.

Предметом регулирования ФП являются общественные отношения, возникающие в процессе осуществления государством финансовой деятельности, т.е., они представляют собой разновидность имущественных отношений (так как возникают по поводу финансовых ресурсов, денежных средств), одной из сторон в которых всегда выступает государство или его орган.

Основным методом правового регулирования ФП является метод «власти и подчинения». Суть метода властных предписаний состоит в том, что одна сторона правоотношения (государство, уполномоченный им орган или муниципальное образование) дает обязательные для другой стороны предписания. При этом другая сторона не обладает властными полномочиями вообще либо обладает ими в меньшем объеме.

Характерные черты метода финансового права.

1.Преобладание позитивных обязываний, а не дозволений,

как в гражданском праве, или запретов, как в уголовном

праве.

2.Императивность, которая означает, что субъекты финан-

сового права, как правило, не могут по своему усмотрению

приобретать финансовые права и обязанности, а также опре-

делять их содержание. Они выполняют свои обязанности и

осуществляются свои права лишь в случаях, установленных

нормативными правовыми актами. При этом их права вторич-

ны, производны от обязанностей.

3.Конформизм, который означает, что субъекты финансово-

го права вступают в финансовые отношения не по своей воле,

не по своей инициативе, а лишь следуют предписаниям соот-

ветствующих актов органов государственной власти.

4.Неравенство субъектов финансового права, которое про-

является в том, что одни субъекты обладают юридически-

властными полномочиями в отношении других субъектов, а

последние - нет.

Финансовое право — самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм права, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе создания, распределения и использования государством определенных фондов денежных средств, необходимых государству для выполнения его задач и функций, методом «власти и подчинения», как правило, не основанным на субординации.

Нормы ФП группируются в различные структурные подразделения. Наиболее крупными подразделениями финансового права являются общая и особенная части.

Общая часть финансового права включает в себя нормы, закрепляющие основные начала финансовой деятельности, ее задачи, формы и методы осуществления, устанавливающие компетенцию субъектов управления финансами, порядок осуществления финансового контроля. Эти нормы имеют значение для всех финансовых отношений.

Нормы, регулирующие отдельные виды финансовых отношений, образуют финансово-правовые институты, объединяющиеся в особенную часть финансового права.

СИСТЕМА ИСТОЧНИКОВ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЭЛЕМЕНТЫ:

1) Конституцию РФ - главный источник финансового права —. Конституция включает основные принципиальные положения финансового права, поэтому нормы Конституции (Основного Закона) имеют высшую силу.

2) Законодательные акты и соответствующие норма-

тивные правовые акты органов местного самоуправления:

а) кодексы (Налоговый, Бюджетный);

б) законы {схема № 28):

• федеральные;

• субъектов Федерации;

нормативные правовые акты представительных

органов местного самоуправления.

3) Подзаконные акты:

а) подзаконные акты федерального уровня:

• указы Президента РФ;

• постановления Правительства РФ;

• нормативные правовые акты Минфина РФ, Ми-

нистерства по налогам и сборам РФ, ГТК РФ и

др.;

• нормативные акты Банка России;

нормативные правовые акты органов государст-

венных внебюджетных фондов;

б) нормативные правовые акты органов государствен-

ной власти субъектов РФ;

в) нормативные правовые акты органов местного само-

управления, принятые ими в пределах своей компе-

тенции.

4) Локальные акты государственных организаций, со-

держащие финансово-правовые нормы {схема № 29).

Например: решения и уставы ученых советов государствен-

ных высших учебных заведений по финансовым вопросам.

5) Нормативные договоры {схема № 30).

Нормативный договор - это договорный акт, устанавли-

вающий правовые нормы (правила поведения), обя-

зательные для формально неопределенного круга

лиц, рассчитанный на неоднократное применение и

действующий независимо от того, возникают или

прекращаются предусмотренные им конкретные пра-

воотношения.

Например: соглашения между органами государственной

власти РФ и субъектами РФ, а также между самими субъекта-

ми РФ по бюджетным и налоговым вопросам.

6) Нормы международного права и международные дого-

воры РФ {схема №31).

Например: соглашения между РФ и другими странами по

вопросам избежания двойного налогообложения.

7) Решения Конституционного Суда РФ.

Например: решение КС РФ по делу о проверке конституци-

онности п. 2 и 3 ст. 11 Закона РФ от 24 июня 1993 г. ≪О феде-

ральных органах налоговой полиции≫.

Важнейшее значение среди источников права имеет закон о государственном бюджете. Закон о государственном бюджете устанавливает объем поступающих на счет государства средств и цели их расходования. Особенность этого закона заключается в том, что он принимается на определенный срок — он вступает в силу 1 января и заканчивает свое действие 31 декабря. Закон о государственном бюджете — всегда общенормативный акт, является источником финансового права, прежде всего, т. е. является правовой основой для издания как нормативных актов, так и актов индивидуального значения, например, распоряжений и приказов. Источниками финансового права являются также федеральные законы, регулирующие различные виды финансовых отношений. Нормы финансового права содержатся в Указах Президента РФ, в соответствующих постановлениях и распоряжениях правительства РФ.

Особое значение для регулирования финансовых отношений имеют инструкции, письма и другие документы МФ РФ, ЦБР.

Нормы права — общеобязательное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспеченное его принудительной силой. Формой существования Н. п. являются соответствующие нормативно-правовые акты, а также иные источники права.

Виды Н. п. зависят от основания их классификации. Всякая Н. п. предписывает лицам определенную форму поведения. Она или обязывает, или запрещает, или уполномочивает (дозволяет) совершать или воздержаться от совершения определенных поступков.

Классифицируются на: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие.

Обязывающие — это нормы права, предписывающие лицам совершать определенные положительные действия.

Запрещающие — юридические нормы, указывающие на недопустимость совершения лицом каких-либо действий. Иначе говоря, они требуют воздержания от них.

Уполномочивающие — нормы права, которые предоставляют лицам возможность совершения определенных действий, влекущих юридические последствия.

По содержанию финансово-правовые нормы подразделяются на:

1) материальные - закрепляют материальное (обычно де-

нежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых правоотношений.

Например: нормы о структуре бюджетной системы, бюджетном устройстве, виды и объем денежных обязательств юридических и физических лиц, объемы и направления государственных расходов и т. д.;

2) процессуальные - устанавливают порядок применения и

действия материальных норм.

По территориальному признаку подразделяются на финансово-правовые нормы:

1) действующие на всей территории РФ;

2) действующие на территории соответствующих субъектов РФ;

3) действующие на территории соответствующих муниципальных образований.

По времени действия финансово-правовые нормы подразделяются на:

1) общие - устанавливаются на неопределенный срок и утрачивают силу в связи с их отменой или изменением;

2) временные - устанавливаются на определенный срок.

Например: Федеральный закон ≪О федеральном бюджете на

2001 г.≫.

операциям финансово-правовые нормы подразделяются на:

1) общезакрепительные - в обобщенной форме фиксируют определенные признаки регулируемых отношений;

2) дефинитивные - закрепляют существенные признаки

соответствующих финансово-правовых категорий,

понятий и терминов;

3) нормы-принципы - устанавливают основные начала

финансового законодательства;

4) комплексные - определяют порядок применения и со-

подчиненность нормативно-правовых актов, которые

должны действовать в конкретном случае (при наличии альтернатив);

5) оперативные - определяют порядок вступления в силу

новых финансово-правовых норм, отмены действующих норм, продления срока действия норм и т. д.

Система финансового права - это объективно обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение финансового права,объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной последовательности.

Элементы системы финансового права:

• финансово-правовые нормы;

• финансово-правовые субинституты;

• финансово-правовые институты;

• подотрасли финансового права;

• разделы финансового права;

• части финансового права.

Норма финансового права - это общее правило поведения, предназначенное для определенного круга лиц и рассчитанное на неоднократное применение.

Структура нормы:

• гипотеза;

• диспозиция;

• санкция.

Субинститут финансового права - совокупность норм, регулирующих отдельные виды объединенных по одному предметному или тематическому признаку общественных отношений либо отдельные стороны таких отношений.

Институт финансового права — взаимосвязанная и взаимообусловленная совокупность институтов и норм, обеспечивающая цельное самостоятельное регулирование определенной группы общественных отношений или осуществление особой задачи, функции этом регулировании.

Функции финансово-правовых норм:

распределительная;

• контрольная;

стимулирующая.

Финансово-плановые акты (ФПА) — это акты, принимаемые в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления, которые содержат конкретные задания в области финансов на определенный период, т. е. являются планами по мобилизации, распределению и использованию финансовых ресурсов..

К ФПА относятся:
а) основной финансовый план государства — федеральный бюджет РФ, государственные бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;
б) финансовые планы государственных и муниципальных целевых фондов;
в) финансово-кредитные и кассовые планы банков;
г) финансовые планы страховых организаций;
д) финансовые планы и сметы министерств, ведомств, других органов государственного управления;
е) финансовые планы (балансы доходов и расходов) предприятий и объединений;
ж) сметы учреждений, организаций, состоящих на государственном и местном бюджете.

ФПА получают свое юридическое оформление в актах соответствующих государственных органов. Так, федеральный бюджет утверждается законом РФ, смета учреждения — министерством, которому это учреждение подчинено. Утвержденный в установленном порядке ФПА регулирует финансовые отношения и вызывает юридические последствия, как любой финансово-правовой акт.

СООТНОШЕНИЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА

И ФИНАНСОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Финансовое законодательство - это совокупность специальных финансово-правовых законодательных актов и отдельных норм, содержащихся в иных законодательных актах, регулирующих общественные отношения в области финансовой деятельности.

Финансовое право - это совокупность не только законодательных актов и норм, но и правовых идей и принципов, которые прямо не прописаны в законах, но пронизывают все финансово-правовые акты, обеспечивая связи между финансовым правом в целом и его отдельными структурными компонентами, а также между финансовым правом и другими общественными системами.

Субъект финансового права - это лицо, обладающее финансовой правосубъектностью, благодаря чему оно может участвовать в финансовом правоотношении.

Финансовая правосубъектность лица - это совокупность его финансовой правоспособности, финансовой дееспособности и финансовой деликтоспособности.

Финансовая правоспособность - это способность иметь предусмотренные законом финансовые права и обязанности.

Финансовая дееспособность - это способность лица самостоятельно либо через своих законных представителей приобретать, осуществлять, изменять, прекращать финансовые права и обязанности.

Финансовая деликтоспособность - это способность лица самостоятельно нести ответственность за неисполнение, ненадлежащее исполнение либо за неправомерную реализацию своих прав и обязанностей.

Субъекты финансового права подразделяются на три группы:

I. Общественно-территориальные образования.

II. Коллективные субъекты.

III. Индивидуальные субъекты.

I. В группу, объединяющую общественно-территориальные образования, входят {схема №41):

• Российская Федерация;

• субъекты РФ: республики, края, области, города

федерального значения (Москва и Санкт-

Петербург), автономная область, автономные округа;

• муниципальные образования;

• административно-территориальные единицы, входящие в состав муниципального образования;

административно-муниципальные образования

особого режима (имеются в виду административно-муниципальные образования, на территории которых расположены объекты Минобороны РФ.

Российская Федерация является субъектом финансового

права в отношении:

материальных и процессуальных бюджетных прав;

права на установление федеральных налогов и сборов;

права на взимание и взыскание федеральных налогов и

сборов;

прав в области государственного кредита;

• права денежной эмиссии.

Субъекты РФ являются субъектами финансового права в

отношении:

материальных и процессуальных бюджетных прав;

права на установление региональных налогов и сборов;

• права на взимание и взыскание региональных налогов и

сборов;

прав в области государственного кредита, конкретизированного как право на выпуск долговых обязательств,

которые обеспечиваются казной субъекта РФ.

Муниципальное образование является субъектом финансового права в отношении:

• права формирования и исполнения местного бюджета;

• права установления местных налогов и сборов;

• права выпуска муниципальных займов;

• прав на получение финансовой помощи:

а) из фонда финансовой поддержки муниципальных

образований;

б) субвенций и иных форм помощи, предусмотренных бюджетным законодательством субъекта РФ.

II. Коллективные субъекты финансового права - это организованные, обособленные, самоуправляющиеся группы людей, наделенные правом выступать в отношениях с другими субъектами как единое целое.

К коллективным субъектам финансового права относятся:

1. Органы государственной власти, которые, в свою очередь, подразделяются на:

1) представительные органы власти. Они являются

коллективными субъектами, когда осуществляют государственный финансовый контроль через свои комитеты и комиссии;

2) исполнительные органы власти. Они являются коллективными субъектами, когда участвуют в составлении проектов бюджетов и в их исполнении. Исполнительные органы власти подразделяются на:

а) исполнительные органы власти общей компетенции: Правительство РФ и соответствующий орган исполнительной власти субъекта РФ;

б) исполнительные органы власти специальной компетенции:

• Минфин РФ и финансовые органы субъектов РФ;

• Федеральное казначейство;

• ГТК;

• Министерство по налогам и сборам;

3) Банк России является субъектом финансового

права:

когда выполняет свои обязанности с федеральным бюджетом и государственными внебюджетными фондами (ст. 23 Закона о Банке России);

когда 50% прибыли перечисляет в доход федерального бюджета (ст. 26 Закона о Банке России);

когда получает из бюджета средства на обслуживание государственного внутреннего долга;

когда осуществляет денежную эмиссию.

2. Уполномоченные кредитные организации, т.е. банки,

получившие лицензию на осуществление банковских операций с иностранной валютой.

Согласно ст. 11 Закона РФ ≪О валютном регулировании и валютном контроле≫, уполномоченные банки являются агентами валютного контроля. В этом качестве они наделены властными полномочиями, так как

обладают правом валютного контроля своих клиентов.

3. Другие организации и юридические лица:

бюджетные учреждения;

• органы, регистрирующие организации и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность;

органы, регистрирующие физических лиц по месту жительства либо рождения и смерти;

органы, регистрирующие недвижимое имущество,

являющееся объектом налогообложения;

органы опеки и попечительства, воспитательные и

лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения;

органы, уполномоченные совершать нотариальные действия;

органы, выдающие лицензии, свидетельства и иные подобные документы;

государственные и муниципальные унитарные предприятия, казенные предприятия, остальные юридические лица.

Они обладают финансовой правосубъектностью в отношении:

прав на получение бюджетных средств в порядке ассигнований;

прав на получение бюджетных кредитов;

• обязанностей по уплате налогов и сборов;

обязанностей налоговых агентов;

обязанностей представлять в налоговые органы информацию и т.д.

III. Индивидуальные субъекты финансового права

- это физические лица, выступающие как:

• граждане РФ;

• иностранные граждане и подданные;

• лица без гражданства;

граждане, осуществляющие предприниматель-

скую деятельность без образования юридического

лица;

• должностные лица: сборщики налогов и (или)

сборов; нотариусы государственных нотариальных контор, должностные лица органов исполнительной власти и учреждений, уполномоченные

взимать пошлину за совершение нотариальных действий.

Финансовое право - это одна из отраслей права, которая существует во всех странах, принадлежащих к континентальной системе права. Наибольшее развитие финансовое право получило во Франции и Германии.

В России финансовое право сейчас стало развиваться особенно активно. Начало этому процессу было положено в конце XX в. Под влиянием демократизации общественной жизни и движения страны по пути рыночной экономики изменились принципы, а также формы правового регулирования финансов. Это нашло отражение в принципиально новых источниках финансового права, появившихся в последние годы. В их числе Налоговый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, принятые в 1998 г. и вступившие в силу в последние годы XX в. Нельзя не отметить и то обстоятельство, что из года в год увеличивается число законодательных актов, регулирующих различные сферы публичных финансов. В результате к сегодняшнему дню существенно изменилась и система финансового права. Это выразилось в том, что сфера финансово-правового регулирования заметно расширилась. Во-первых, в связи с созданием в начале 90-х гг. XX в. в России государственных внебюджетных фондов в системе финансового права сформировался соответствующий правовой институт, что было сразу отражено в финансово-правовых учебных курсах. Во-вторых, в связи с переориентацией в условиях рынка государственного управления экономикой на налогообложение налоговое право стало доминантой финансового права. Соответственно, финансово-правовой институт «налоговое право», существовавший в системе советского финансового права, трансформировался сегодня в подотрасль «налоговое право». В-третьих, в связи с поисками оптимальной модели бюджетного федерализма в России существенно расширилось правовое регулирование бюджетных отношений. В результате заметно изменилось и бюджетное право как подотрасль финансового права.

Все вышеотмеченное, а также многие другие изменения, происшедшие в финансовом праве, весьма актуализировали эту отрасль права. Свидетельством этого является, прежде всего, повышенный интерес к науке финансового права. «Производительные силы» науки финансового права из года в год растут. Сегодня активно защищаются как кандидатские, так и докторские диссертации в этой области.

Актуальность финансового права проявляется и в том, что финансово-правовые знания стали наиболее востребованы практикой. Они в равной мере стали необходимы как работникам налоговых, финансовых, контрольных органов, так и бухгалтерам предприятий, предпринимателям, физическим лицам, являющимся налогоплательщиками, и т.д. В связи с отмеченным интерес к учебной и научной финансово-правовой литературе сегодня очень велик [4].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: