Максимальная оценка – 30 баллов.
Максимальная оценка – 15 баллов.
Максимальная оценка за задание б) соответствует 30 баллам.
в) Исследование орального праксиса и артикуляционной моторики
Инструкция: делай, пожалуйста, так, как я скажу.
1) Надуй щёки. 2) Надуй одну щеку. 3) Надуй другую.
4) Упри язык в правую щеку. 5) Помести язык между верхними зубами и верхней губой.
Если движение по инструкции ребёнок не выполняет, то предлагается образец. Все последующие пробы делаются по показу.
Инструкция: повторяй за мной движения.
1) Губы выдвинуты вперёд «Трубочкой».
2) Язык «Лопаточкой».
3) Упражнение «Маятник».
4) Упражнение «Качели».
5) Чередование движений губами: «Улыбка» - «Трубочка».
Оценка
3 балла – точное и правильное выполнение;
2 балла – замедленное и напряжённое выполнение или выполнение по показу;
1 балл – длительный поиск позы, или неполный объём движения, или отклонения в конфигурации;
0 балл – невыполнение или наличие ошибок (синкинезий, гиперкинезов, тремора).
г) Повторение цепочек слогов
|
|
Инструкция: повторяй за мной слоги.
а-и-у – у-а-и ба-па - па-ба ма-на
са-ша - ша-са ча-тя - тя-ча жа-ща
би-ба-бо - бо-ба-би жа-ша-ша - ша-жа-ша ла-ра
ма-на-ма - на-на-ма ла-ра-ра - ра-ра-ла ца-са-ца
Это комплексное задание, оно позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонематического восприятия. Вначале предъявляется первый член пары (а-и-у), который воспроизводится ребёнком. Следом в таком же режиме предъявляется второй член (у-а-и). в этой серии оценивается только 10 проб, выделенных жирным шрифтом, выполнение остальных цепочек учитываются при оценке фонематического слуха в блоке «Импрессивная речь».
Оценка.
3 балла - точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;
2 балла – напряжённое или замедленное воспроизведение;
1 балл – употобление слогов с самокоррекцией;
0 баллов – уподобление, искажение, сокращение количества слогов или отказ.
Максимальный балл за это задание – 30 баллов.
С е р и я 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.
а) Называние детёнышей животных
Инструкция: у кошки – котята, а у …
козы -, волка-, утки-, лисы-, льва-;
собаки-, курицы-, свиньи-, коровы-, овцы-.
Во второй строчке приведены животные, названия детёнышей которых нельзя получить путём словообразования. Эта часть задания проверяет словарный запас, но всё-таки включена в эту серию. Поэтому при обработке полученного результата целесообразно подсчитывать баллы для каждых пяти проб задания отдельно с максимальным баллом 15 в обоих случаях.
Оценка.
3 балла – правильная форма;
2 балла – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
|
|
1 балл – форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте («лисички», «овечки» вместо «лисята», «ягнята» и т.д.)
0 – неправильная форма слова или отка назвать.
Максимальная оценка за задание – 30 баллов.
б) Образование относительных прилагательных
Инструкция: варенье из малины – малиновое, а …
Варенье из вишни - …, варенье из яблок - …, варенье из сливы - …, кукла из соломы - …, горка изо льда - …, кисель из клюквы - …, салат из моркови - …, суп из грибов - …, лист дуба - …, лист осины - ….
Оценка
3 балла – правильная форма;
2 балла – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
1 балл – форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте (сливочное варенье);
0 баллов – неправильная форма слова или отказ назвать.
Максимальная оценка за задание – 30 баллов.
в) Образование качественных прилагательных.
Инструкция: за хитрость называют хитрым, а …
За жадность - …, за трусость - …, если днём мороз, то день - …, если дождь - …, если ветер - ….
Оценка.
3 балла – правильная форма;
2 балла – самокоррекция или коррекция после стимулирующей помощи;
1 балл – форма, имеющаяся в языке, но не используемая в данном контексте (дождевой, ветряной);
0 баллов – неправильная форма слова или отказ.