И) Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах.
Инструкция: дом – дома, …
Стол - …, стул - …, окно - …, звезда - …, ухо - ….
Инструкция: дом – много домов, …
Стол - …, стул - …, окно - …, звезда - …, ухо - ….
Оценка грамматического структруирования
3 балла – правильно образованная форма;
2 балла – самокоррекция;
1 балл – коррекция после стимулирующей помощи;
0 баллов – неверная форма слова или невыполнение.
Другие виды оценок в этом задании не используются.
Максимальная оценка в этой серии образуется путём сложения всех баллов, начисленных за грамматическое структруирование (без учёта дополнительных штрафных оценок, способ начисления которых выделен в тексте мелким шрифтом), и равна 150 баллам.
С е р и я 4. ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Эти задания сложны и информативны. С целью разграничения допускаемых ошибок их оценка производится по 4 критериям. Начисленные баллы затем суммируются.
а) Составление рассказа по серии из четырёх сюжетных картинок.
|
|
Инструкция: разложи эти картинки по порядку и составь рассказ.
Критерий смысловой адекватности и самостоятельности выполнения:
15 баллов – картинки разложены самостоятельно и правильно, в рассказе верно передан смысл происходящего;
10 баллов – использование стимулирующей помощи при раскладывании картинок, либо при уяснении смысла происходящего, либо и на том и другом этапе;
5 баллов – при раскладывании картинок или при интерпретации происходящего понадобилась развёрнутая помощь в виде наводящих вопросов или же при правильно разложенных картинках дано собственное толкование событий;
0 баллов – невозможность адекватного понимания происходящего даже при оказании второго вида помощи.
Критерий возможности программирования текста.
15 баллов – рассказ содержит все основные смысловые единицы в правильной последовательности, между ними имеются связующие звенья, нет трудностей переключения;
10 баллов – пропуск отдельных смысловых звеньев, или отсутствие связующих элементов, или неоправданные повторы однотипных, упрощённых связующих элементов;
5 баллов – выраженная тенденция к фрагментарности текста, перечислению деталей, событий без обобщающей сюжетной линии, неоднократные необоснованные повторы слов, грамматических конструкций, или наличие непродуктивных слов, или сочетание нескольких ошибок из предыдущего пункта;
0 баллов – невозможность самостоятельного построения связного текста.
Критерий грамматического оформления.
15 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно с использованием сложных и разнообразных грамматических конструкций;
|
|
10 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно, но однообразно или имеются нарушения порядка слов;
5 баллов – наблюдаются единичные негрубые аграмматизмы либо параграмматизмы (несоблюдение грамматических обязательств);
0 баллов – множественные аграмматизиы;
Критерии лексического оформления.
15 баллов – адекватное использование вербальных средств;
10 баллов – длительный поиск слов с актуализацией непродуктивной лексики или единичные близкие словесные замены;
5 баллов – выраженная бедность словаря, неоднократные вербальные замены (семантически близкие), искажение звуковой структуры слов;
0 баллов – далёкие вербальные парафазии, неадекватное использование вербальных средств;