Максимальная оценка – 30 баллов

г) Повторение цепочек слогов

Инструкция: повторяй за мной слоги.

а-и-у – у-а-и ба-па - па-ба ма-на

са-ша - ша-са ча-тя - тя-ча жа-ща

би-ба-бо - бо-ба-би жа-ша-ша - ша-жа-ша ла-ра

ма-на-ма - на-на-ма ла-ра-ра - ра-ра-ла ца-са-ца

Это комплексное задание, оно позволяет оценить как серийную организацию речевых движений, так и особенности фонематического восприятия. Вначале предъявляется первый член пары (а-и-у), который воспроизводится ребёнком. Следом в таком же режиме предъявляется второй член (у-а-и). в этой серии оценивается только 10 проб, выделенных жирным шрифтом, выполнение остальных цепочек учитываются при оценке фонематического слуха в блоке «Импрессивная речь».

С е р и я 2. ИССЛЕДОВАНИЕ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.

а) Называние детёнышей животных

Инструкция: у кошки – котята, а у …

козы -, волка-, утки-, лисы-, льва-;

собаки-, курицы-, свиньи-, коровы-, овцы-.

Во второй строчке приведены животные, названия детёнышей которых нельзя получить путём словообразования. Эта часть задания проверяет словарный запас, но всё-таки включена в эту серию. Поэтому при обработке полученного результата целесообразно подсчитывать баллы для каждых пяти проб задания отдельно с максимальным баллом 15 в обоих случаях.

б) Образование относительных прилагательных

Инструкция: варенье из малины – малиновое, а …

Варенье из вишни - …, варенье из яблок - …, варенье из сливы - …, кукла из соломы - …, горка изо льда - …, кисель из клюквы - …, салат из моркови - …, суп из грибов - …, лист дуба - …, лист осины - ….

в) Образование качественных прилагательных.

Инструкция: за хитрость называют хитрым, а …

За жадность - …, за трусость - …, если днём мороз, то день - …, если дождь - …, если ветер - ….

г) Образование притяжательных прилагательных.

Инструкция: у собаки лапа собачья, а …

У волка - …, у медведя - …, у льва - …, клюв у птицы - …, гнездо у орла - ….

С е р и я 3. ИССЛЕДОВАНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ.

Все пробы этой серии многофункциональны, при их выполнении дети допускают не только синтаксические, но и многочисленные лексические, смысловые и даже фонетические ошибки. С целью дифференциации характера трудностей каждая проба оценивается по нескольким критериям:

5. Грамматическое оформление (это основные оценки в этой серии, именно они затем суммируются в общий балл за серию). Для каждой группы заданий этот вид оценок индивидуален.

6. Лексическое оформление (это штрафные очки, которые начисляются за лексические ошибки в каждом из заданий серии, кроме последнего. Потом все они суммируются, переводятся в баллы по специальной шкале и учитываются при оценке номинативной функции речи).

7. Смысловая адекватность

8. Наличие ошибок, обусловленных трудностями фонематического восприятия.

а) Составление предложений по картинкам (1)

Инструкция: посмотри на картинку и постарайся составить предложение.

Мальчик моет руки. Девочка режет колбасу. Мальчик забивает гвоздь.

Дети лепят снежную бабу. Кошка лакает молоко.

б) Составление предложений по картинкам (2)

Инструкция: посмотри на картинку и постарайся составить предложение.

Мальчики играют в мяч (в футбол). Мальчик бежит к дереву (под дерево, от дождя).

Мальчик лезет через забор. Солнце выходит из-за туч (заходит за тучи). Няня стелет коврик около кровати (достаёт из-под кровати).

в) Составление предложений по картинкам (3)

Инструкция: посмотри на картинку и постарайся составить предложение.

Мужчина и женщина грузят сено на машину. Школьница пришла навестить свою больную подругу. Мальчик уступает место старушке в трамвае. Врач приглашает больную пройти в кабинет. Подросток несёт лестницу, чтобы помочь малышу снять с дерева шар.

В скобках указаны варианты построения фраз, которые также оцениваются как правильные.

г) Повторение предложений.

Инструкция: повторяй за мной как можно точнее.

В саду было много красных яблок. Ранней весной затопило весь наш луг.

Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.

Коля сказал, что он не пойдёт сегодня гулять, потому что холодно.

На зелёном лугу, который был за рекой, паслись лошади.

д) Составление предложений из слов в начальной форме.

Инструкция: я назову слова, а ты попробуй составить из них предложение.

Доктор, лечить, дети.

Сидеть, синичка, на, ветка.

Груша, бабушка, внучка, давать.

Миша, собака, небольшая, бросить, косточка.

Петя, купить, шар, мама, красный.




double arrow
Сейчас читают про: