И) Образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах

З) Завершение предложений.

Ж) Дополнение предложения предлогами.

Е) Верификация предложений.

Инструкция: я буду читать предложения, если ты заметишь ошибку, постарайся её исправить.

Собака вышла в будку. По морю плывут корабль. Дом нарисован мальчик. Хорошо спится медведь под снегом. Над большим деревом была глубокая яма.

Инструкция: попробуй вставить пропущенное слово.

Лена наливает чай … чашки. Птенец выпал … гнезда. Щенок спрятался … крыльцом. Деревья шумят … ветра. Пёс сидит … конуры.

(В этом задании смысловые ошибки не оцениваются, т.к. их здесь трудно выявить, большая часть ошибок в этой пробе обусловлена именно трудностями грамматического структруирования.)

Инструкция: закончи предложение.

Игорь промочил ноги, потому что … Серёжа замёрз, хотя ….

Инструкция: дом – дома, …

Стол - …, стул - …, окно - …, звезда - …, ухо - ….

Инструкция: дом – много домов, …

Стол - …, стул - …, окно - …, звезда - …, ухо - ….

С е р и я 4. ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.

Эти задания сложны и информативны. С целью разграничения допускаемых ошибок их оценка производится по 4 критериям. Начисленные баллы затем суммируются.

а) Составление рассказа по серии из четырёх сюжетных картинок.

Инструкция: разложи эти картинки по порядку и составь рассказ.

б) Пересказ текста

Инструкция: послушай рассказ внимательно и приготовься пересказывать.

«ГАЛКА И ГОЛУБИ»

Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби её не узнали и приняли. Но галка не выдержала и закричала по-галочьи. Голуби всё поняли и выгнали её. Тогда она вернулась к своим. Но те её также не признали и выгнали.

По окончании пересказа задаются вопросы, позволяющие судить о том, насколько ребёнок понял смысл ситуации:

- почему галку не признали свои?

- понравилось ли тебе поведение галки и почему?

С е р и я 5. ИССЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ.

а) Называние предметов по картинкам.

Инструкция: называй, пожалуйста, картинки по порядку. Отвечай одним словом.

Часы, пальто, очки, кровать, лестница

Карандаш, сито, руль, колесо, лопата

Крокодил, свеча, прищепка, кастрюля, пылесос

В первой строчке указаны среднечастотные слова, во второй и третьей низкочастотные.

б) Называние действий по картинкам.

Инструкция: что делают на картинках? Отвечай одним словом.

Одевает, кормит, плавает, плачет, строит

Копает, гладит, рисует, вяжет, рубит

Подметает, причёсывается, трёт, привязывает, черпает (набирает)

В первой строчке указаны среднечастотные слова, в других – низкочастотные.

в) Словоупотребление

30 баллов – за 5 и менее штрафных очков в пробах на грамматический строй;

20 баллов – за 6-15 штрафных очков в пробах на грамматический строй;

10 баллов – за 16-25 штрафных очков;

0 баллов – за 26 и более штрафных очков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: