З) Завершение предложений.
Ж) Дополнение предложения предлогами.
Е) Верификация предложений.
Инструкция: я буду читать предложения, если ты заметишь ошибку, постарайся её исправить.
Собака вышла в будку. По морю плывут корабль. Дом нарисован мальчик. Хорошо спится медведь под снегом. Над большим деревом была глубокая яма.
Инструкция: попробуй вставить пропущенное слово.
Лена наливает чай … чашки. Птенец выпал … гнезда. Щенок спрятался … крыльцом. Деревья шумят … ветра. Пёс сидит … конуры.
(В этом задании смысловые ошибки не оцениваются, т.к. их здесь трудно выявить, большая часть ошибок в этой пробе обусловлена именно трудностями грамматического структруирования.)
Инструкция: закончи предложение.
Игорь промочил ноги, потому что … Серёжа замёрз, хотя ….
Инструкция: дом – дома, …
Стол - …, стул - …, окно - …, звезда - …, ухо - ….
Инструкция: дом – много домов, …
Стол - …, стул - …, окно - …, звезда - …, ухо - ….
С е р и я 4. ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.
Эти задания сложны и информативны. С целью разграничения допускаемых ошибок их оценка производится по 4 критериям. Начисленные баллы затем суммируются.
|
|
а) Составление рассказа по серии из четырёх сюжетных картинок.
Инструкция: разложи эти картинки по порядку и составь рассказ.
б) Пересказ текста
Инструкция: послушай рассказ внимательно и приготовься пересказывать.
«ГАЛКА И ГОЛУБИ»
Галка услыхала, что голубей хорошо кормят. Побелилась она в белый цвет и влетела в голубятню. Голуби её не узнали и приняли. Но галка не выдержала и закричала по-галочьи. Голуби всё поняли и выгнали её. Тогда она вернулась к своим. Но те её также не признали и выгнали.
По окончании пересказа задаются вопросы, позволяющие судить о том, насколько ребёнок понял смысл ситуации:
- почему галку не признали свои?
- понравилось ли тебе поведение галки и почему?
С е р и я 5. ИССЛЕДОВАНИЕ НОМИНАТИВНОЙ ФУНКЦИИ РЕЧИ.
а) Называние предметов по картинкам.
Инструкция: называй, пожалуйста, картинки по порядку. Отвечай одним словом.
Часы, пальто, очки, кровать, лестница
Карандаш, сито, руль, колесо, лопата
Крокодил, свеча, прищепка, кастрюля, пылесос
В первой строчке указаны среднечастотные слова, во второй и третьей низкочастотные.
б) Называние действий по картинкам.
Инструкция: что делают на картинках? Отвечай одним словом.
Одевает, кормит, плавает, плачет, строит
Копает, гладит, рисует, вяжет, рубит
Подметает, причёсывается, трёт, привязывает, черпает (набирает)
В первой строчке указаны среднечастотные слова, в других – низкочастотные.
в) Словоупотребление
30 баллов – за 5 и менее штрафных очков в пробах на грамматический строй;
20 баллов – за 6-15 штрафных очков в пробах на грамматический строй;
10 баллов – за 16-25 штрафных очков;
0 баллов – за 26 и более штрафных очков.