Персональные данные

Процессуальные тайны

Тайна следствия. Следственная тайна связана с интересами законного производства предварительного расследования по уголовным делам (ст. 310 УК "Разглашение данных предварительного расследования").

К тайне предварительного расследования следует отнести информацию о результатах оценки доказательств, полученных при производстве следственных и иных процессуальных действий, о следственных версиях, о мерах безопасности, принятых в отношении участников уголовного судопроизводства, о данных оперативно-розыскной деятельности, находящейся в распоряжении следователя в соответствии со ст. 89 УПК РФ.

Сведения о ходе предварительного расследования могут быть преданы гласности только с разрешения прокурора, следователя или лица, производящего дознание. Такая информация может касаться как характера производимых следственных действий, так и доказательственной базы, перспектив расследования, круга лиц, участвующих в расследовании. Важно отметить, законодательно не закреплен перечень сведений, составляющих следственную тайну. Это означает, что прокурор, следователь или лицо, производящее дознание, могут по своему усмотрению устанавливать, какая информация о предварительном расследовании может быть специально охраняемой, а какая – нет.

Тайна совещания судей. Видом профессиональной тайны в соответствии со ст. 298 УПК следует считать тайну совещания судей. Для всех четырех видов существующих в отечественном судопроизводстве процессов предусмотрена определенная процедура обеспечения независимости и объективности вынесения решения по делу. Эта процедура имеет одной из целей запрет на разглашение информации о дискуссиях, суждениях, результатах голосования, которые имели место во время совещания судей. Обеспечение тайны совещания судей устанавливается ст. 193 ГПК России, ст. 70 ФЗ О конституционном суде Российской Федерации, ст. 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Федеральным законом «О персональных данных» регулируются отношения, связанные с обработкой персональных данных, осуществляемой федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, иными государственными органами, органами местного самоуправления, не входящими в систему органов местного самоуправления муниципальными органами, юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без использования таких средств, если обработка персональных данных без использования таких средств соответствует характеру действий (операций), совершаемых с персональными данными с использованием средств автоматизации.

Целью Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

В России нормы, регулирующие вопросы защиты персональных данных, были впервые включены в Конституцию Российской Федерации 1993 г. Согласно ст. ст. 23 и 24 Конституции, каждый гражданин России имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.

Конституционное положение о недопустимости сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица является одной из гарантий закрепленного в ст. 23 Конституции права на неприкосновенность частной жизни. Оно призвано защитить частную жизнь, личную и семейную тайну от какого бы то ни было проникновения в нее со стороны как государственных органов, органов местного самоуправления, так и негосударственных предприятий, учреждений, организаций, а также отдельных граждан.

Особое значение запрет собирать, хранить, использовать и распространять информацию о частной жизни лица приобретает в связи с созданием информационных систем на основе использования средств вычислительной техники и связи, позволяющих накапливать и определенным образом обрабатывать значительные массивы информации.

Можно определить достаточно четкий круг сведений, которые могут быть отнесены к персональным данным. Такими сведениями могут быть:

· идентификационные данные;

· биографические данные;

· личные характеристики;

· сведения о семейном положении;

· сведения о социальном положении;

· сведения о состоянии здоровья;

· особенности половой жизни гражданина и его половая ориентация;

· политические взгляды и религиозные убеждения.

Ряд проблем, связанных с оборотом персональных данных, решен на законодательном уровне. В Уголовный кодекс Российской Федерации введены ст. ст.137 и 140, устанавливающие ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни. Вместе с тем, следует отметить, что в законодательной базе имеется ряд противоречий и пробелов, которые позволяют произвольно толковать положения закона «Об информации...» и других нормативных актов.

10.3. Правовые аспекты защиты информации с использованием
технических средств

Технико-математические аспекты правового обеспечения представляют совокупность технических средств, математических методов, моделей, алгоритмов и программ, обеспечивающих условия, необходимые для юридического разграничения прав и ответственности относительно регламентов обращения с защищаемой информацией.

При этом основными условиями являются:

1) фиксация на документе персональных идентификаторов («подписей») лиц, изготовивших документ и (или) несущих ответственность за него;

2) фиксация (при любой необходимости) на документе персональных идентификаторов (подписей) лиц, ознакомившихся с содержанием соответствующей информации;

3) фиксация фактов несанкционированного доступа с любой целью к конфиденциальной информации и средствам ее защиты;

4) невозможность незаметного (без оставления следов) изменения содержания информации даже лицами, имеющими к нему санкции на доступ;

5)применение криптографических методов и специальных средств защиты, что позволяет ограничить круг лиц, производящих обработку конфиденциальной информации.

Реализация рассмотренных технико-математических средств защиты информации также требует правового обеспечения. Решение этой задачи осуществляется в рамках существующего информационного законодательства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: