Запоминание форм

Зрительное восприятие формы без предметно-практи­ческих манипуляций.

Предметно-практические манипуляции с объемными формами.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННОГО ПРОЦЕССА

В процессе планирования занятий необходимо соблюдать сле­дующие принципы:

• принцип последовательности, предусматривающий посте­пенное усложнение занятий;

• принцип доступности заданий;

• принцип систематичности занятий, предусматривающий определенную частоту занятий; желательно не менее двух раз в неделю;

• принцип закрепления усвоенного с привлечением родите­лей, педагогов-дефектологов, логопедов.

В процессе обучения детей с психическим недоразвитием пред­метно-практическим манипуляциям психолог формирует у них по­исковые способы ориентировки в задании, обучает ребенка усвоению формы, цвета и величины предметов. В ходе занятий ребенку необ­ходимо показать такие действия, при которых он мог бы понять, что от умения определить форму зависит результат его деятельности.

Приводим конкретную схему занятий с описанием психотехник:

Цель занятий: научить ребенка соотносить плоские и объ­емные формы в практическом действии с предметами, пользо­ваться методом проб и ошибок, отбрасывая ошибочные вариан­ты и фиксируя правильные.

Психотехнические игры: «Закрой коробки», «Чей домик», «Найди окошко», «Почтовый ящик». Ребенку предлагаются эталонные геометрические фигуры, которые он должен соотне­сти с местом.

Оборудование:

— коробки с крышками разной формы,

— объемные геометрические формы по объему подходящие к прорези,

— доски с прорезями, изображающими геометрические фи­гуры и предметы из геометрических форм.

Цель занятий: обучение ребенка зрительному сопоставле­нию формы без предметно-практической ориентировки (вычле­нение контура предмета, соотнесение объемных и плоских форм, узнавание предметов в рисунках, их словесное обозначение).

Психотехнические игры: «Найди свою пару», «Лото», «Уга­дай что нарисовано», «Магазин».

Оборудование:

— карточки с изображением геометрических форм;

— парные плоскостные или пластмассовые формы;

— предметы и игрушки разной формы;

Цель занятий: научить детей запоминать воспринятые фор­мы; мысленно по представлению сопоставлять объемную фор­му с плоскостной. Закреплять названия: «круглый», «квадрат­ный», «овальный», «треугольный».

Психотехнические игры: «Узнай и запомни», «Найди похо­жую», «Угадай чего не стало».

Оборудование:

— карточки с геометрическими формами разной величины и цвета,

— объемные игрушки разной формы (например, шар, нева­ляшки, телевизор и пр.),

— плоскостные формы образцы (круг, овал, квадрат, пря­моугольник, треугольник).

Обучение восприятию величины предметов так же, как и формы проводится в контексте предметно-практических ма-

нипуляций. В процессе действий с игрушками умственно отста­лый ребенок начинает выделять величину зрительно. На осно­ве длительного применения проб и примеривания у ребенка мо­жет возникнуть полноценное зрительное восприятие величины, умение вычленять ее, соотносить предметы по величине. Занятия состоят из трех этапов:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: