Возможности метода наблюдения за внутригрупповым взаимодействием в педагогическом процессе
Существенным преимуществом применения метода наблюдения является то, что оно позволяет фиксировать те или иные особенности поведения людей в естественной для них обстановке, снижая тем самым значимость фактора «ситуации проверки». Благодаря этому, в наблюдении может учитываться ситуационный контекст, то есть влияние предшествующих и последующих событий на наблюдаемое поведение. Основная трудность, которая связана с реализацией наблюдения связана с недостаточным количеством «готовых», опубликованных карт наблюдения, которые можно было бы использовать в педагогической деятельности. Кроме того, необходимо учитывать, что и существующие карты наблюдения порой приходится трансформировать в соответствии с той уникальной ситуацией, в которой находится и которую представляет собой каждая учебная группа.
Сложностей, связанных с разработкой или модификацией программ наблюдения, можно избежать, если придерживаться определенного алгоритма.
|
|
1. Четко и максимально конкретизированно сформулировать цели предстоящего наблюдения.
2. Выбор способа наблюдения (естественного или экспериментального; управляемого или неуправляемого наблюдателем; спонтанным или организованным).
3. Разработка карты наблюдения, подходящая для исследуемой группы и соответствующая целям и условиям предстоящего наблюдения. Составление карты наблюдения предполагает «перевод» задуманного для наблюдения феномена на язык эмпирических референтов, то есть тех признаков, которые доступны непосредственному восприятию. К их числу относятся речевые акты (их содержание, объем, последовательность, направленность, экспрессивность, частота, особенности лексики и др.); выразительные движения (экспрессия лица, тела, движений и действий); движения и перемещения, поза, дистанция, соприкосновения; физические воздействия (касания, толчки, удары, поддержки, передача, отнимание, задержки и т.д.).
Практика показывает, что оптимальное число признаков в карте наблюдения – от 10 до 20, причем, чем больше человек одновременно планируется наблюдать, тем меньше должно быть оцениваемых признаков.
Пример использования метода наблюдения с целью изучения социально-психологического климата учебной группы, которые могут служить основой для составления карты наблюдения по данной проблеме:
Параметры | Эмпирические референты благоприятного социально-психологического климата | |
вербальные | невербальные | |
Эмоциональный фон | Словесное выражение позитивного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам | Доброжелательные улыбки, смех Позитивный или спокойный тон высказываний |
Способность к сотрудничеству | Обращения к собеседнику с уточняющими вопросами Высказывание заинтересованности в мнении других («А как ты думаешь?», «Вам это нравится?» и др.) | Выслушивания с демонстрацией внимания (поддакиванием, угуканием), контактом глаз Равноправные позиции (по предпочитаемой позе, расположению в помещении и относительно друг друга) |
Эффективность взаимодействия | Словесное подтверждение решения поставленной задачи Словесное выражение удовлетворения результатом | Жесты, выражающие удовлетворение проделанной работой Улыбка при подведении итогов работы |
Параметры | Эмпирические референты неблагоприятного социально-психологического климата | |
вербальные | невербальные | |
Эмоциональный фон | Словесное выражение негативного отношения к процессу взаимодействия и отдельным ученикам | Недоброжелательные улыбки, смех, обидные слова в адрес одноклассников Печальный или враждебныйтон высказываний |
Способность к сотрудничеству | Перебивание собеседника Высказывание незаинтересованности в мнении других («А кто тебя спрашивает?», «А ты здесь причем?» и др.) | Отсутствие угукания, поддакивания или контакта глаз неравноправные позиции (стремление доминировать или подчиняться, по позе и расположению) |
Эффективность взаимодействия | Словесное отрицание решения поставленной задачи Словесное выражение неудовлетворения результатом | Жесты, выражающие неудовлетворение проделанной работой Печаль или враждебность при подведении итогов работы |
Проективный рисунок как метод диагностики внутригруппового взаимодействия в педагогическом процессе
|
|
Назначение. Проективные рисуночные методики «Школа зверей» и «Мои одноклассники» могут применяться для изучения социально-психологического климата в учебной группе и групповой идентичности.
Возраст: дошкольники, школьники, студенты
Оборудование. Для проведения диагностики необходима бумага формата А4, простые и цветные карандаши, стирательные резинки.
Инструкция. Диагностику с помощью методики «Школа зверей» предваряет следующая инструкция: «Нарисуй(те), пожалуйста, картинку на такую тему: что было бы, если бы наша школа превратилась в школу для зверей, а не для детей?».
При проведении методики «Мои одноклассники» инструкция звучит следующим образом: «Нарисуй(те), пожалуйста, рисунок на тему «Мои одноклассники»».
Инструкция к пострисуночному опросу. В пострисуночном опросенеобходимо получить ответы на следующие вопросы:
Ø Чем заняты сейчас персонажи рисунка?
Ø Какое у них настроение?
Ø Кем из нарисованных персонажей мог бы быть сам автор рисунка? (если инструкция предполагает возможность его наличия). Где сейчас сам автор, если на рисунке его нет?
Обработка и интерпретация. Анализ полученных результатов предполагает качественную обработку данных.
Обобщенные признаки, указывающие на характер социально-психологического климата в учебной группе и сформированность групповой идентичности, представлены в таблице:
Параметры | Критерии оценки | Признаки в рисунке |
Социально-психологический климат | благоприятный | Изображение товарищей, их прорисовка Отсутствие штриховки, нормальный нажим, минимум стираний и зачеркиваний Предпочтение ярких, «светлых» цветов в рисунке Изображение очевидно приятных или нейтральных ситуаций взаимодействия с товарищами, персонажи в позитивном эмоциональном состоянии Композиционная целостность изображения |
неблагоприятный | Отсутствие изображения товарищей, или их неадекватная прорисовка (схематизирование или чрезмерно тщательная прорисовка, по сравнению с собственным изображением или изображением других элементов рисунка) Негативное эмоциональное состояние персонажей Выраженная штриховка, слишком сильный или слабый нажим, стирания и зачеркивания Предпочтение «мрачных» цветов в рисунке, дисгармоничная цветовая гамма Изображение очевидно неприятных ситуаций взаимодействия с товарищами Изображение различных барьеров между одноклассниками, собой и товарищами Нарушение целостности изображения | |
Групповая идентичность | сформированная | Наличие изображений товарищей, включенных в общую деятельность Наличие символов, обозначающих групповое единство (например, названия класса) Равенство изображенных фигур (по размеру, цвету, нажиму, штриховке и др.) Упоминание в пострисуночном опросе категории «мы» |
несформированная | Отсутствие изображения товарищей в процессе совместной деятельности Противопоставление некоторых фигур фигурам остальных товарищей с помощью различных выразительных средств (нажима, штриховки, размера, цвета и т.д.). |
|
|