Ответственный редактор: кандидат психологических наук ВОРОНИН А.Н.
МОСКВА 1994
Проведенные исследования и издание сборника осуществлено при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (код проекта 93-06-10805)*
Рецензент: кандидат психологических наук БИРЮКОВ СВ.
Методы психологической диагностики. Выпуск 2. / Под ред. Воронина АН. - М.:1994 ISBN.5.-201-02164-6
В книге представлены методы психологической диагностики различных видов креативности, памяти, ценностных ориентации и некоторых типов восприятия музыки. Опубликованные конкретные психодиагностические методики могут быть использованы в практике отбора персонала, практической работе школьного психолога, в психологической консультации.
Сборник адресован психологам, педагогам. студентам психологических факультетов и другим специалистам, имеющим подготовку в области психодиагностики.
ISBN. 5.-201-02164-6 ©Институт психологии РАН. 1994 г.
- з -
ВВЕДЕНИЕ
Распознание и измерение индивидуально-психологических особенностей человека является практической задачей психологической диагностики. Использование методов психологической диагностики позволяет успешно и более эффективно решать многие задачи в различных сферах деятельности, везде, где появляется необходимость оценки тех или иных качеств человека: в образовании, медицине, предпринимательстве, политике. При этом эффективность использования психодиагностических методов зависит от многих факторов, но важнейшими остаются квалификация психодиагноста и "качество" психодиагностических методик. Только корректная адаптация методик и квалифицированное проведение обследования позволяют получать достоверные и надежные результаты.
В предлагаемом читателю сборнике представлены последние разработки в области психодиагностики научных сотрудников Института психологии Российской академии наук, большинство из которых выполнено в лаборатории психологии способностей и профессионально-важных качеств. Предлагаемые методики разрабатывались не столько как исследовательские методки, а скорее как методики, ориентированные исключительно на практику. Это надежные и удобные в работе методы, не занимающие много времени, но дающие вполне надежные и достоверные результаты.
Половина статей сборника посвящена диагностике кри<-тивности, или творческих способностей, позволяющих человеку
- 4 -
находить неординарное оригинальное решение. Наряду с этим в сборник включены статьи, подробно описывающие методы диагностики мнемических способностей, позволяющие оценить уровень развития различных видов памяти; методика диагностики ценностных ориентации человека, определяющих направление жизнедеятельности и методика определения различных типов восприятия музыки, позволяющая значительно оптимизировать процесс обучения.
Предлагаемый сборник является продолжением серии "Методы психологической диагностики" и авторский коллектив надеется, что предлагаемые методики найдут свое применение у широкого круга подготовленных читателей. Мы, как и раньше, заинтересованы в установлении контактов, которые способствовали бы стандартизации и валидизации предлагаемых методик на более широких выборках. Мы предполагаем включать в последующие сборники данной серии не только описания методик, способов их применения и результаты научных исследований, но и отклики, пожелания и замечания наших читателей по поводу методик, опубликованных ранее.
- 5 -
ДИАГНОСТИКА НЕВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ (КРАТКИЙ ВАРИАНТ ТЕСТА ТОРРРЕНСА).
А.Н.Воронин
Полный тест Торренса (Torrance Test of Creative Thinking) представляет собой 12 субтестов, ' сгруппированных в три батареи. Первая предназначена для диагностики словесного творческого мышления, вторая - невербального творческого мышления (изобразительное творческое мышление) и третья - для словесно-звукового творческого мышления. Невербальная часть данного теста, известная как "Фигурная форма теста творческого мышления П.Торренса" (Flgural forms), была адаптирована в НИИ общей и педагогической психологии АПН 8 1990 году на выборке школьников.
Нами была предпринята попытка адаптации одного из субтестов полного теста Торренса - субтеста "Завершения картинок" (Complete Figures) - на выборке менеджеров в возрасте от 23 до 35 лет. Тест адаптирован в 1993-94 годах в лаборатории диагностики способностей и ПВК Института психологии Российской академии наук. При адаптации особый акцент ставился на выявление невербальной креативности, как некоторой способности к "порождению" нового, оригинального продукта в условиях минимальной вербализации. Другими словами - вербализация материала, с которым работает испытуеяий, и средств "порождения" нового продукта не обязательна и вторична. Обозначение испытуемым нарисованного некоторыми словами не
- 6
является при интерпретации результатов существенным и используется лишь для более ясного понимания рисунка.
УСЛОВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ.
Тест может проводится как в индивидуальном, так и в групповом варианте. При проведении теста необходимо учитывать, что креативность проявляется в полной мере только в благоприятных условиях. Неблагоприятные функциональные состояния, сложные условия проведения, не достаточно доброжелательная атмосфера тестирования резко понижают результаты. Данное требование является общим при проведении тестирования любых форм креативности, поэтому перед тестированием креативности всегда пытаются создать благоприятную обстановку, минимизировать мотивацию достижения и сориентировать тестируемых на проявление своих скрытых способностей. При этом лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, т.е. не нужно сообщать о том, что тестируются творческие способности (особенно творческое мышление). Тест можно представить как методику на "оригинальность", возможность выразить себя в непривычном деле и т.д. Время тестирование по возможности не ограничивают, ориентировочно отводя на каждую картинку по 1-2 минуте. При этом необходимо подбадривать тестируемых, если они долго обдумывают или медлят.
Предлагаемый вариант теста Торанса представляет собой набор картинок с некоторым набором элементов (линий), используя которые испытуемым необходимо дорисовать картинку
— 7 —
до некоторого осмысленного изображения. В данном варианте теста используется 6 картинок, выбранных из 10 оригинальных. Данные картинки не дублируют по своим исходным элементам друг друга и дают наиболее надежные результаты.
В оригинальном тесте Торренса используется несколько показателей креативности. Наиболее показательный из них - оригинальность, непохожесть созданного испытуемым изображения на изображения других испытуемых. Другими словами оригинальность понимается как статистическая редкость ответа. Следует, однако, помнить, что двух идентичных изображений не бывает, и, соответственно, говорить следует о статистической редкости типа (или класса) рисунков. В прилагаемом ниже атласе приведены различные типы рисунков и их условные названия, предложенные автором адаптации, которые отражают некоторую существенную характеристику изображения. При этом важно, что условные названия рисунков как правило не совпадают с названиями рисунков, данными самими испытуемыми. В этом, на наш взгляд, достаточно ярко проявляется различия между вербальной и невербальной креативностью. Поскольку тест используется для диагностики невербальной креативности, то названия картинок, даваемые самими испытуемыми, из последующего анализа исключаются и используются только в качестве вспомогательного средства для понимания сути рисунка.
Показатель "оригинальность" рисунка в нашем случае оценивался исходя из всего массива данных и подсчитывался по следующей формуле:
- 8 -
Or - оригинальность данного типа рисунка
х - количество рисунков данного типа
Xmax - максимальное количество рисунков в типе среди
всех типов рисунков для данной выборки испытуемых
Индекс оригинальности по Торрансу подсчитывался как средняя оригинальность по всем картинкам. Если оригинальность рисунка равнялась 1.00, то такой рисунок признавался уникальным. Дополнительно подсчитывался индекс уникальности, определяемый как количество уникальных картинок для данного испытуемого.
Наряду с показателем "оригинальность" в полном тесте Торренса используется показатель "беглости" выполнения, определяемый, как количество рисунков за исключением повторяющихся (без существенных вариаций) и нерелевантных. Под нерелевантными понимаются рисунки, не включающие в себя линий стимульного материала или не являющиеся составной частью рисунка. При адаптации методики в наших условиях данный показатель оказался малоинформативным. При наличии нерелевантных рисунков, как правило, наблюдался процесс перехода от неоригинальных рисунков к оригинальным и уникальным, т.е. имел место последовательно разворачиваемый во времени процесс перехода к творческим решениям. Гораздо реже (1-2 случая) имело место непонимание инструкции. В обоих этих случаях стандартная процедура подсчета тестового балла не применима и для определения уровня креативности требуется
- 9 -
повторное тестирование.
Такой показатель как "гибкость" достаточно хорошо работает в субтесте "Параллельные линии", где требуется дорисовать до осмысленного изображения двенадцать пар параллельных линий. "Гибкость" в данном случае подразумевает наличие различных типов изображений для каждой пары линий и легкость перехода от одного типа изображений к другому. В случае с различным стимульным материалом, предлагаемым для дорисовки, такой показатель вряд ли осмыслен и при его определении как "количество различных категорий изображений" мало отличим от оригинальности. Показатель "сложности" изображения, понимаемый как "тщательность разработки рисунка, количество дополнений к основному рисунку и т.д." на наш взгляд характерезует скорее некоторый "изобразительный" опыт испытуемого и определенные личностные черты (например эпилептоидность. демонстративность), чем характеристики креативности. В данном варианте теста показатели не используется.
ИНСТРУКЦИЯ
Перед вами бланк с недорисованными картинками. Вам необходимо дорисовать их. Дорисовывать можно что угодно и как угодно. После завершения рисунка необходимо дать ему название и подписать снизу в строке.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ Интерпретация результатов тестирования по данному тесту достаточно сильно зависит от специфики выборки, поэтому
- 10 -
адекватные и надежные выводы об отдельном человеке получить только в рамках данной выборки или схожей с ней. данном случае представлены нормы и атлас типичных pac для выборки молодых менеджеров и, соответственно, достаточно хорошо оценивать невербальную креативность люде! такого или схожего контингента. Если выборка сильно отличается от предлагаемой, то необходимо анализировать результаты по всей новой выборке и только тогда давать заключение об отдельных людях. В лаборатории диагностики способностей и ПВК имеется компьютерная программа ввода данных и обработки результатов для IBM PC.
Для оценки результатов тестирования людей, относящихся к контингенту менеджеров или схожему с ним. предлагается! следующий алгоритм действий.
Необходимо сопоставить дорисованные картинки с имеющихся в атласе и при нахождении схожего типа присвоить данному рисунку оригинальность, указанную в атласе. Если в атласе нет такого типа рисунков, то оригинальность данной дорисованной картинки считается 1.00. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее оригинальностей всех картинок.
Пусть первый рисунок схож с картинкой 1.5 атласа. Ее оригинальность - 0.74. Второй рисунок схож с картинкой 2.1. Ее оригинальность - 0.00. Третий рисунок ни на что не похож, но первоначально предлагаемые к дорисовке элементы в рисунок не включены. Такая ситуация интерпретируется как уход от задания и оригинальность данного рисунка оценивается 0.00. Четвертый рисунок отсутствует. Пятый рисунок приз-
- 11 -
нан уникальным (ни на что в атласе не похожим). Его оригинальность - 1.00. Шестой рисунок оказался схожим с картинкой 6.3 и его оригинальность 0.67. Таким образом суммарный балл для данного протокола - 2.41. Индекс оригинальности по Торрансу - 2.41/5-0.48.
При оценке оригинальности данного рисунка следует принимать во внимание, что иногда "типичные" рисунки появляются в ответ на нетипичные для них стимулы. Так для картинки 1 наиболее типичен рисунок, названный нами условно "облако". Такого же типа рисунок может появиться в ответ на стимульный материал картинки 2 или 3. В атласе такие случаи дублирования не приводятся и оригинальность таких рисунков следует оценивать по имеющимся для других картинок изображениям. В нашем случае оригинальность рисунка "облако", появившегоя на второй картинке оценивается 0.00 баллами.
Индекс уникальности (количество уникальных картинок) данного протокола - 1.
. Используя процентильную шкалу, построенную для этих двух индексов можно определить место данного человека относительно предлагаемой выборки и. соответственно, сделать выводы о степени развития у него невербальной креативности.
Результаты рассмотренного выше протокола показывают, что данный человек находится на границе 80%. Это означает что примерно у 80% людей в данной выборке невербальная креативность (по индексу оригинальности) оказалась выше, чем „ него. Однако индекс уникальности у него выше и только 20%
- 12 -
имеют индекс более высокий. Для оценки креативности как таковой большее значение имеет индекс уникальности, показывающий насколько действительно новое может создать человек, но дифференцирующая сила предлагаемого индекса мала и поэтому как вспомогательный используется индекс оригинальности.
Процентильная шкала
1 - процент людей, результаты которых превышают указанный уровень,
- значение индекса оригинальности,
- значение индекса уникальности.
ОХ | 20* | 40* | 60* | 80* | 100* | |
0.95 | 0.76 | 0.67 | 0.58 | 0.48 | 0.00 | |
4.00 | 2.00 | 1.00 | 1.00 | 0.00 | 0.00 |
- 13 -
АТЛАС ТИПИЧНЫХ РИСУНКОВ
ТЕСТ ТОРРЕНСА (завершение картинок)
КАРТИНКА N 1
- 14 -
- 15 -
- 16
- 17 -
АТЛАС ТИПИЧНЫХ РИСУНКОВ
ТЕСТ ТОРРЕНСА (завершение картинок)
КАРТИНКА К 2
- 18 -
- 19 -
- 20 -
- 21 -
АТЛАС ТИПИЧНЫХ РИСУНКОВ
ТЕСТ ТОРРЕНСА (завершение картинок)
КАРТИНКА НЗ
1
- 23 -
- 24 -
- 25 -
- 26 -
АТЛАС ТИПИЧНЫХ РИСУНКОВ
ТЕСТ ТОРРВНСА (завершение картинок)
КАРТИНКА Н 4
- 27 -
- 28 -
- 29 -
- 30 -
АТЛАС ТИПИЧНЫХ РИСУНКОВ
ТЕСТ ТОРРЕНСА (завершение картинок)
КАРТИНКА N 5
- 31 -
- 32 -
- 33 -
- 35 -
АТЛАС ТИПИЧНЫХ РИСУНКОВ
ТЕСТ ТОРРЕНСА (завершение картинок)
КАРТИНКА N в
- 36 -
- 37 -
- 38 -
- 39 -
- 40 -
ДИАГНОСТИКА ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ (АДАПТАЦИЯ ТЕСТА МЕДНИКА)
Воронин А.Н., Галкина Т.В.
Предложенная методика представляет собой русскоязычный адаптированный вариант теста С.Медника RAT (тест отделе ассоциаций). Методика адаптирована в лаборатории психоз способностей Института психологии Российской академии на выборке школьников старших классов Л.Г.Алексеевой,' Т.В.Галкиной, на выборке менеджеров в возрасте от 23 до лет - А.Н.Ворониным.
Разработанный тест предназначен для диагностики вербальной креативности, которая определяется как процесс рекомбинирования элементов ситуации в новые комбинации Степень креативности процесса определяется отдаленность ассоциативных областей, из которых взяты элементы ситуации» В данном случае испытуемым предлагаются словесные триа (тройки слов), элементы которых принадлежат к взаимно отдаленным ассоциативным областям. Испытуемому необходимо установить между ними ассоциативную связь путем нахождения четвертого слова, которое объединяло бы элементы таким обра4 зом, чтобы с каждым из них оно образовывало некоторое словосочетание. В качестве стимульного материала в тесте используются 40 словесных триад.
При разработке данного теста использовались принцип построения методики, не регламентирующей деятельность исг
- 41 -
TveMoro. Так, тестовые задания были максимально освобождены от ориентации на мотивацию достижения, поскольку мотивация достижения является стимуляцией деятельности.
Разработанная же методика направлена на выявление и оценку существующего у испытуемого, часто скрытого, блокируемого креативного потенциала, а не особенностей деятельности испытуемого в данных экспериментальных условиях.
Задания методики не были как-либо ограничены. Она была построена не по принципы теста или задачи, а как неограниченное поле деятельности в виде однотипных задач.
Испытуемого нельзя ограничивать временем решения тестовых заданий. Желательно работать с испытуемым индивидуально, хотя возможен и групповой вариант.
Проводя исследование, лучше избегать открытого обсуждения предметной направленности методики, т.е. не следует сообщать о том, что изучаются творческие способности, творческое мышление. Тест можно представить как методику на "оригинальность", возможность выразить себя в непривычной деятельности, ситуации. Время тестирования не нужно ограничивать, но ориентировочно испытуемые тратили на каждую тройку слов по 1-2 минуте.
ВАРИАНТ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ ДЛЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
Методика состоит из разминки и двух серий задали, предъявляемых испытуемому через определенный промежуток
- 42 -
времени. При выполнении заданий испытуемому, как говор выше, не ставилось никаких временных ограничений. С.Мед придавал большое значение разминке (warm up).
Испытуемые, имеющие разминку перед основной серне имели явное преимущество перед испытуемыми, лишенными Разминка необходима для облегчения процесса вхождения исг туемого в деятельность и адаптацию к ней.
Разминка в русскоязычной модификации представляет ее бой вербальные задания, построенные по "принципу омонизма" испытуемому предлагают два слова-качества двух разных значений омонима, необходимо подобрать соответствующее каждому! общее слово. Таким образом, испытуемый только вводится деятельность по решению вербальных задач, однако принцип решения основных заданий не дается.
Непосредственно после разминки дается первая серия основных заданий. Вторая серия проводится с испытуемым черезj определенный промежуток времени (3-5 дней) после первой се-и рии. Характерной чертой первой серии является то. что лае! ся инструкция, не содержащая установки на достижение ориги-j нальных результатов, то есть испытуемому просто предлагав! ся решать вербальные задачи, без какой-либо ориентации нато, что необходимы оригинальные, образные и многочисленные! решения.
Во второй серии испытуемому предлагаются тестовые &а-1 дания с классической инструкцией, содержащей ориентацию на достижение, стимулирующей появление оригинальных и много- численных ответов.
- 43 -
ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА.
Работа проводится индивидуально, но можно работать и с небольшими группами (до 20 человек). Для проведения эксперимента выбирается тихое, хорошо освещенное помещение. Обязательно, чтобы испытуемый сидел за столом один (случай работы с группой) для исключения общения во время эксперимента. Тестовые задания предъявляются на отдельных листах, на которых испытуемый записывает варианты своих ответов.
Перед началом работы у испытуемого должно быть серьезное и доброжелательное отношение к эксперименту, что можно достичь продуманными объяснениями, соответствующими возрасту и состоянию испытуемого. Закончив вступительную беседу, экспериментатор предлагает инструкцию к разминке. Разминка представляет собой своеобразное обсуждение возможностей решения тестовых задач.
ИНСТРУКЦИЯ:
Сейчас я предложу Вам небольшие словесные задания. Перед основной серией проведем небольшую разминку для того, чтобы Вы поняли суть заданий и представили себе механизм их решения, я даю Вам два слова, Вы подбираете к ним третье, такое, чтобы оно сочеталось с каждым предложенным, то есть могло составить с ним словосочетание. Например, Вам даются
: деревянная, пионерская. Ответом могут служить. комната. Какие еще слова Вы можете предложить?
Возьмем другую пару: горячая, кафельная.
- 44 -
Ответ: плитка.
Вы можете менять слова-стимулы грамматически: ropi пол, кафельный пол.
Испытуемому предлагаются карточки с заданиями разминки, которые он последовательно решает, запись ответы на самих карточках.
Задания разминки: фирменные. рекордные: детская, чернильница: шахматная, изящная: бумажный, осенний: вкусный. английский.
С испытуемым постоянно обсуждается момент возможности-невозможности употребления определенных выражений. Экспериментатор в процессе обсуждения подводит испытуемой к мысли о возможности употребления самых! невероятных словосочетаний.
Если разминка представляет собой своеобразное обсуждение, то есть работу испытуемого в паре с экспериментатором. то подобное общение полностью исключается при проведении основных серий. Эксперимента! зачитывает инструкцию, затем предлагает задать возникшие вопросы. Для ответа на них экспериментатор вновь зачитывав вслух соответствующие места из инструкции. Чтобы не! нарушить адекватность условий эксперимента, экспериментатор! не должен пытаться разъяснять своими словами смысл заданий и примеры решений. Убедившись, что испытуемый понял сущность задания, экспериментатор разрешает взять первую карточку из первой основной серии.
- 45 -
СЕРИЯ1.
Инструкция:
Итак, переходим к основной серии задач. Суть каждого задания примерно такая же, что и в заданиях разминки. Только теперь Вам предлагаются не два, а три слова. Вы подбираете к ним такое четвертое, которое бы подходило к каждому слову-стимулу, то есть могло бы составить словосочетание с каждым предложенным словом. Например. быстрый, зеленый, полный. словом-ответом может быть слово поезд. Вы можете также изменять слова грамматически, использовать предлоги. Например. часы, скрипка, единство. Ответом может служить слово: мастер: часовой мастер, скрипичный мастер. единственный мастер, или вариант с предлогом-мастер по часам.
Если в ответ на предложенные стимулы у вас возникает не одна, а несколько ассоциаций, напишите все. Ответы пишите на этих же карточках. Если Вы изменяете слова-стимулы, то словосочетания записывайте целиком, если же не изменяете слова-стимулы. то пишите только предлагаемое слово. Работайте в любом удобном для Вас режиме, во времени Вы не ограничены. Так как здесь важны сугубо Ваши личные результаты, пожалуйста, не отвлекайтесь и работайте индивидуально.
Стимульный материал первой серии: Наиболее типичные ответы: громкая правда медленно говорить холодная зелень мутная вода
- 46 -
прошлое море друзья вспомнить
зоркий ресница стеклянный глаз
свежая английская новости газета
кино экзамен проездной билет
комната положение река войти
трудное истекло золото время
мундир городок билет военный
неожиданно человек улица встреча
холодная дым жесткая война
умная косы свежая голова
прошлый время трудный год
дедушка очки добрая бабушка
долго вечер друзья ждать
плохо глаза море видеть
слон дом великан большой
снег облако медведь белый
навсегда домой назад вернуться
СЕРИЯ 2.
Инструкция к данной серии дается другими словами: сегодня я даю Вам задания, подобные прошлым, но цель каша становится более интересной, несколько даже усложняется. Постарайтесь, чтобы те образы, те ассоциации, которые приходят Вам в голову в ответ на предложенные слова, были бы как можно оригинальнее и ярче, необычными, образными. Пусть это будут словосочетания, которые в обычной жизни даже не употребляются и звучат весьма необычно.
- 47 -
Постарайтесь преодолеть Ваши стереотипы мышления и создать нечто новое и оригинальное. Условия те же: Вы можете менять грамматическую основу слов, использовать предлоги. Свои ответы пишите на карточках.
Еще раз напоминаю Вам о цели сегодняшней работы: постарайтесь продемонстрировать в своих ответах оригинальность и самобытность своего мышления. Пусть Ваши словосочетания будут яркими и необычными, быть может даже иногда странными. Новое и оригинальное всегда звучит непривычно и кажется лишенным смысла. Пусть это не пугает Вас - сейчас Вы творите!!! Дайте волю собственной фантазии. Позвольте себе забыть о речевых нормах, о нормах бытового языка каждого дня. И заговорите новым оригинальным красивым языком.
Постарайтесь на каждое задание дать как можно больше ответов, оригинальных и необычных.
Стимульный материал второй серии: случайная горы долгожданная вечерняя бумага стенная обратно родина путь далеко слепой будущее народная страх мировая деньги билет свободное человек погоны завод дверь доверие быстро друг город круг
Наиболее типичные ответы: встреча газета вернуться смотреть война время военный войти родной
- 48 -
поезд купить бумажный билет
цвет заяц сахар белый
ласковая морщины сказка бабушка
детство случай хорошее настроение
воздух быстрая свежая струя
певец Америка тонкий голос
тяжелый рождение урожайный год
много чепуха прямо говорить
кривой очки острый глаз
садовая мозг пустая голова
гость случайно вокзал встреча
Таким образом, вторая серия основных задач практически не отличается по стимульному материалу от первой серии. Основное отличие заключается в инструкции, цель которой -максимально замотивировать испытуемого. В инструкции подчеркивается, что испытуемый должен "творить" и продемонстрировать в своих ответах оригинальность и самобытность своего мышления, причем таких ответов должно быть как можно больше.
Обработка результатов:
Все результаты, полученные на определенной выборке, фиксируются и сводятся в общую таблицу, где по вертикали заносятся фамилии испытуемых, а по горизонтали все предложенные испытуемым ответы на слова-стимулы. На каждую серию делается отдельная таблица.
- 49 -
Критерии оценки.
1. Количество ассоциаций:
где J(- общее количество ответов; U - общее количество заданий.
(В данном варианте теста в каждой серии предлагалось по двадцать заданий. Если на 20 заданий испытуемый предложил 36 ответов, его индекс оригинальности будет равен 36/20-1,8).
2. Индекс оригинальности.
Сначала считается "индекс оригинальности" каждого ответа, а затем "индекс оригинальности" всех ответов испытуемого, то есть индекс оригинальности его работы.
Работа проводилась следующим образом: на каждый стимул составляется список ответов, предложенный в данном выборе, и подсчитывается частота встречаемости каждого ответа.
_ /
где
- индекс оригинальности каждого ответа;
номер задания;
/" - частота встречаемости конкретного ответа у каждого испытуемого относительно данной однородной выборки.
Все индексы оригинальности ответов конкретного испытуемого складываются.
- 50 -
где До/о- индекс оригинальности работы испытуемого;.Y - общее количество ответов.
например, на стимул "быстрый, зеленый, полный", из 50 испытуемых 46 дали ответ "поезд", индекс оригинальности данного ответа будет равен 1/46. Таким образом, просчитываются индексы всех ответов данного испытуемого и получается сумма индексов всех ответов испытуемого: 1/5 + 1/6 +11/7+ 1/24 +... - 9,8.
Индекс оригинальности данного испытуемого будет равен 9,8/20 ♦ 0.49.
3. Индекс уникальности ответов.
Уникальным считается ответ. у которого индекс
оригинальности
где A/U/i ~ инЯекс уникальности ответов (относительно
данной выборки); - количество уникальных ответов
4. Индекс селективного процесса.
Для получения этого индекса требуется дополнительная процедура, которая заключается в следующем: все предложенные в данной выборке на каждый стимул ответы сводятся в общую таблицу и затем предлагаются испытуемому.
- 51 -
Испытуемый из всех зафиксированных ответов должен выбрать наиболее оригинальный и яркий.
Подобный выбор проводится и группой экспертов. Затем выборы сравниваются.
Индекс селективного процесса вычисляется по следующей формуле:
где г - число совпадений выборов; У - общее количество заданий.
При анализе результатов более информативными являются качественные показатели (N on, N ун). Количественный показатель (Na) важен лишь с точки зрения, высказанной С.Медником, что среди большого количества ответов с большей вероятностью может быть получен оригинальный ответ.
Испытуемые упорядочиваются по шкале креативности по показателю оригинальности, затем корректируются по показателю уникальности. И лишь затем происходит коррекция по количественному показателю. Индекс селективного процесса является наименее объективным, так как зависит от мнения экспертов, и учитывается в последнюю очередь.
ВАРИАНТ МЕТОДИКИ ДИАГНОСТИКИ ВЕРБАЛЬНОЙ КРЕАТИВНОСТИ ДЛЯ МЕНЕДЖЕРОВ.
Предлагаемый вариант методики разработан и адаптирован на основе теста Медника А.Н.Ворониным. Это групповой сокращенный вариант методики, состоящий из одной серии (20 триад) и не предполагающий разминки, поскольку разминка у взрослых людей в ситуации дефицита времени для выполнения задания (предприниматели - обычно занятые люди) дает систематический сдвиг в результатах тестирования, определяемый заданиями разминки. Стимульным материалом для сокращенного группового варианта методики взят из второй серии вышеописанной методики.
Инструкция к сокращенному варианту:
Вам предлагаются тройки слов, к которым необходимо подобрать еще одно слово так. чтобы оно сочеталось с каждым из трех предложенных слов (составляло некоторое словосочетание).
Например, для тройки слов "громкая правда медленно" словом-ответом может служить слово "говорить" (громко говорить, говорить правду, медленно говорить). Вы можете также изменять слова грамматически и использовать предлоги. Например, для слов "часы, скрипка,единство" ответом может быть слово "мастер" (мастер по часам, скрипичный мастер, единственный мастер).
Постарайтесь.чтобы те образы и ассоциации, которые приходят Вам в голову в ответ на предложенные слова, были как можно оригинальнее и ярче. Постарайтесь преодолеть стереотипы и придумать нечто новое и оригинальное. Попробуйте дать максимальное количество ответов на каждую тройку слов. Подробнее стимульный материал и протоколы
- 53 -ответов приведены ниже.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ В СОКРАЩЕННОМ ГРУППОВОМ
ВАРИАНТЕ.
Оригинальность ответов оценивалась, исходя из всего массива данных и подсчитывалась по формуле:
Or -
х -
Xmax -
оригинальность данного типа ответа, количество ответов данного. типа, максимальное количество ответов в типе.
При этом под типом ответа подразумевались однокоренные слова, несущие примерно одинаковую смысловую нагрузку.
Так, слова "стремление", "стремиться", "устремление", "стремлюсь" рассматривались как слова однотипные и объединялись в один тип ответов: "стремление".
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ.
Интерпретация результатов тестирования по данному тесту достаточно сильно зависит от специфики выборки, поэтому адекватные и надежные выводы об отдельном человеке можно получить только в рамках данной выборки или схожей с ней. в данном случае представлены нормы и списки типичных ответов для выборки молодых менеджеров и, соответственно, можно достаточно хорошо оценивать вербальную креативность людей такого или схожего контингента. Если выборка сильно
- 54 -
отличается от предлагаемой, то анализируются результаты всей новой выборке и только тогда давать заключения отдельных людях. В лаборатории диагностики способностей ПВК имеется компьютерная программа ввода данных и обработки результатов для IBM PC.
Для оценки результатов тестирования людей, относящихся! к контингенту менеджеров или схожему с ним, предлагается! следующий алгоритм действий.
Необходимо сопоставить ответы испытуемых с имеющимися типичными ответами и при нахождении схожего типа ответа!
1 присвоить данному ответу оригинальность, указанную в;
списке. Если в списке нет такого типа ответов, то t оригинальность данного ответа считается 1. Индекс оригинальности подсчитывается как среднее оригинальностей всех ответов, т.е. сумма оригинальностей по всем ответам делится на количество ответов. Количество ответов может не совпадать с количеством "троек слов". На некоторые тройки слов испытуемые дают два, три ответа, на некоторые-ответы отсутствуют. Индекс Уникальности, по Меднику, равен количеству уникальных ответов.
Используя процентильную шкалу, построенную для этих двух индексов и для показателя " количество ответов", можно определить место данного человека относительно предлагаемой выборки и, соответственно, сделать выводы о степени развития у него вербальной креативности и продуктивности.
1 - процент людей, результаты которых превышают указанный уровень.
- 55 -
- значение индекса оригинальности,
- значение индекса уникальности,
- количество ответов.
0% | 20* | 40% | 60% | 80% | 100% | ||||||
.00 | .94 | 0.81 | |||||||||
.00 | .00 | 2.00 | |||||||||
.00 | .00 | 10.00 | 1. |
Так, если у испытуемого В. сумма оригинальностей ответов составила 20,75 и всего в его протоколе 25 ответов, то его индекс оригинальности равен 0,83. Количество уникальных ответов-16.
Результаты такого протокола показывают, что данный человек находится между 60% и 80%-процентилем, т.е. от 60% до 80% людей в данной выборке обладают вербальной креативностью (по индексу оригинальности) выше, чем у него. Однако индекс уникальности у него выше, и только 40% 'даже меньше) имеют индекс более высокий. Для оценки -креативности как таковой большее значение имеет индекс уникальности, показывающий насколько действительно новое может создать человек, но дифференцирующая сила предлагаемого индекса недостаточно велика, и поэтому часто используется индекс оригинальности. Количество ответов показывает, прежде всего, степень продуктивности и работоспособности. По нашим данным. этот индекс в значительной мере коррелирует с мотивацией достижения, т.е. чем выше количество ответов, тем выше мотивация достижения.
- 56 -Тест Медника
Вам предлагаются тройкислов к которым необходимо подоб~рать еще одно слово так, чтобы оно сочеталось с каждым из трех! предложенных слов (составляло некоторое словосочетание). Han-i ример, для тройки слов " громкая правда медленно" словом-отве-j том может служить слово "говорить" (громко говорить, говорить правду, медленно говорить). Вы можете также изменять слова грамматически и использовать необходимые предлоги. Например, для слов "часы, скрипка, единство" ответом может быть слово "мастер" (мастер по часам, скрипичный мастер, единственный мастер).
Постарайтесь, чтобы те образы и ассоциации, которые приходят Вам в голову в ответ на предложенные слова, были как можно оригинальнее и ярче. Постарайтесь преодолеть стереотипы и придумать нечто новое и оригинальное. Попробуйте дать максимальное количество ответов на каждую тройку слов.
Ответы записывайте через запятую в бланк ответов на строку с соответствующим номером, т.е. на первую строку ответы для первой тройки слов, на вторую - для второй и т.д.
случайная горы долгожданная
вечерняя бумага стенная
обратно родина путь
далеко слепой будущее
народная страх мировая
деньги билет свободное
человек погоны завод
дверь доверие быстро
друг город круг
поезд купить бумажный
цвет заяц сахар
ласковая морщины сказка
детство случай хорошее
воздух быстрая свежее
певец Америка тонкий
тяжелый рождение урожайный
много чепуха прямо
кривой очки острый
садовая мозг пустая
гость случайно вокзал
- 57 -Бланк ответов для методики
Фамилия Имя Отчество.
Запишите подобранные слова и образованные словосочетания
1 1 Слово1 Словосочетания | 1 СловоI | Словосочетания 1 |
- 58 -
********** тройка слов N 1 *********
случайная горы долгожданная
Варианты ответов и их оригинальность:
БЕСЕДА 0.99
ВЕРШИНА 0.98
ВОСХОЖДЕНИЕ 0.98
ВСТРЕЧА 0.00
ВЫСОТА 0.97
ГАЗЕТА 0.99
ГРОЗА 0.99
ДЕНЬГИ 0.99
ДОЖДЬ 0.99
ДОРОГА 0.91
ЖЕНЩИНА 0.97
ЗНАКОМСТВО 0.98
ЛАВИНА 0.99
ЛЮБОВЬ 0.95
МЕЧТА 0.97
НАХОДКА 0.99
ОБВАЛ 0.99
ОБЛАКО 0.99
ОТДЫХ 0.98
ОТПУСК 0.98
ПАДЕНИЕ 0. 99
- 59 -
ПИСЬМО 0.99
ПОБЕДА 0.92
ПОДАРОК 0.99
ПОЕЗДКА 0.79
ПОКОРЕНИЕ 0.99
ПОМОЩЬ 0.98
ПОХОД 0.98
ПРИВАЛ 0.98
ПРОГУЛКА 0.98
ПТИЦА 0.99
ПУТЕВКА 0.98
ПУТЕШЕСТВИЕ 0.97
РАБОТА 0.98
РАДОСТЬ 0.93
СНЕГ 0.96
СОБЫТИЕ 0.99
СТОЯНКА 0.99
ТРОПА 0.96
УДАЧА 0.96
- 60 -********** тройка слов N 2 *********
вечерняя бумага стенная Варианты ответов и их оригинальность:
АФИША 0.99
ГАЗЕТА 0.00
КАРТИНА 0.98
КРАСИВЫЙ 0.99
ОБЪЯВЛЕНИЕ 0.99
РЕКЛАМА 0.96
СЕНСАЦИЯ 0. 99
СООБЩЕНИЕ 0. 99
ТУАЛЕТ 0. 99
ФОТОГРАФИЯ 0. 99
********** тройка слов N 3 *********
обратно родина путь
Варианты ответов и их оригинальность:
БУДУЩЕЕ--0.91
- 61 -
ВЕРНУТЬСЯ 0.93
ВИДЕТЬ 0.98
ВОЗВРАЩЕНИЕ 0.00
ГРАНИЦА 0.98
ДАЛЕКО 0.87
ДВИНУТЬСЯ 0.98
ДОМ 0.37
ДОРОГА 0.67
су»тк———————п як
ЗОВЕТ 0.98
ИДТИ 0.83
МАТЬ 0.98
НАПРАВЛЕНИЕ 0.98
НОСТАЛЬГИЯ 0.98
ОТПРАВИТЬСЯ 0.98
ПОЕЗД 0.78
РАДОСТЬ 0.91
САМОЛЕТ 0.96
СОБИРАТЬСЯ 0.76
СОЛДАТ 0.98
СТРЕМЛЕНИЕ 0.98
СЫН 0.98
ТОСКА 0.98
ХОТЕТЬ 0.98
ЭМИГРАЦИЯ 0. 98
- 62 -
********** тройка слов N 4 *********
далеко слепой будущее
Варианты ответов и их оригинальность:
БЕДА 0.98
БЕЗНАДЕЖНО 0.95
ВЕРА 0.91
ВЕСТИ 0.98
ВЗГЛЯД 0.61
ВИДЕТЬ 0.00
ДВИЖЕНИЕ 0.95
ДОЖДЬ 0.89
ДРУГ 0.98
ЗРЕНИЕ 0.98
ИДТИ 0.55
МЕЧТА 0.91
МУЗЫКАНТ 0.98
МЫСЛЬ 0.98
НАДЕЖДА 0.89
ПЕРСПЕКТИВА 0.98
ПЛАН 0.98
ПОВОДЫРЬ 0.98
ПРЕДВИДЕТЬ 0.86
ПУТЬ 0.86
- 63 -
РАДОСТЬ- 0.98
СЛУЧАЙ 0.98
СМОТРЕТЬ 0.82
СТРАХ 0.91
СУДЬБА 0.98
СЧАСТЬЕ 0.95
УДАЧА 0.98
ЧЕЛОВЕК 0.89
тройка слов N 5 *********
народная страх мировая
Варианты ответов и их оригинальность:
БЕДА 0.97
БИТВА— 0.99
ВОЙНА 0.00
ВОЛЯ 0.99
ЕДИНСТВО— 0.99
ЖИЗНЬ'™"*"'1*""""""*"™*'™"""'" 98
ИСТОРИЯ 0.98
КАТАСТРОФА 0.97
КОМПАНИЯ 0.99
КРИЗИС 0.99
- 64 -
ЛЕГЕНДА 0.99
МЕДИЦИНА 0. 92
МОЛВА 0. 99"
МУДРОСТЬ 0.99
ПЕСНЯ 0.99
ПОБЕДА 0. 99
ПОЛИТИКА 0.99
ПРАВДА 0. 99
ПРОБЛЕМА 0. 98
РЕВОЛЮЦИЯ 0. 93
СИЛА 0. 99
СКАЗКА 0.99
СКОРБЬ 0.99
СЛАВА 0. 97
СОБЫТИЕ 0. 99
ТРАГЕДИЯ 0.98
УТРАТА 0. 99
********** тройка слов N 6 *********
деньги билет свободное
Варианты ответов и их оригинальность:
БОЛЬШОЙ 0. 97
- 65 -
взять | 0.92 |
ВРЕМЯ | 0.03 |
ВЫИГРЫШ | 0.97 |
ДЕНЬГИ | 0.97 |
ДОРОГА | 0.97 |
ИМЕТЬ | 0.83 |
ИСПОЛЬЗОВАТЬ 0.94 | |
КАССА | 0.86 |
0.97 | |
КУПЕ | 0.92 |
КУПИТЬ | 0.94 |
лишний | 0.97 |
МЕСТО | 0.00 |
много | 0.92 |
НАХОДИТЬ | 0.97 |
ОБМЕН | 0.94 |
ОТПУСК | 0.94 |
ОТСУТСТВИЕ— | 0.97 |
ПОДАРИТЬ | 0.94 |
ПОЕЗД | 0.94 |
ПОЕЗДКА | 0.81 |
ПОКУПАТЬ 0.92 | |
ППЛУЧИЛ.-- | 0.89 |
ПОСЕЩЕНИЕ 0.83 | |
ПОТЕРЯТЬ | 0.95 |
ПРИОБРЕСТИ-- | 0.97 |
- 66 -
ПРОДАЖА
ПРОЕЗД
ПУТЕШЕСТВИЕ-
САМОЛЕТ
0.92
0.78
0.94
0.97
ЧЕЛОВЕК 0.92
********** тройка слов N 7 *********
человек погоны завод
Варианты ответов и их оригинальность:
0.95
0.91
0.99
—-0.97
0.00
0.93
0.99
—-О.99
0.98
0.95
0.99
0.99
АРМИЯ
БОЛЬШОЙ
ВАЖНЫЙ
ВАХТЕР
ВОЕННЫЙ
ВОЕНПРЕД
ДИСЦИПЛИНА—
ДОЛГ
ЗОЛОТОЙ
ИДЕТ
КОНВЕРСИЯ
- 67 -
КРАСИВЫЙ— | ||
КУПИТЬ- | »_»—_() | |
НАЧАЛЬНИК- | О. | |
НОВЫЙ | О. | |
ОБОРОННЫЙ- | ——-О. | |
ОФИЦЕР | О. | |
ОХРАНА | ||
СЛУМТЬ— | О. | |
СОЛДАТ | _——Q | |
СТАРЫЙ | О. | |
УВИДЕТЬ— | О. | |
ЧЕСТЬ | О. | |
ЯЩИК | О, | .99 |
********** тройка слов М 8 *********
дверь доверие бистро
Варианты ответов и их оригинальность:
АВТОМОБИЛЬ 0.97
БОЛЬШОЙ 0.97
ВЗАИМОПОНИМАНИЕ 0.97
ВОЙНА 0.97
- 68 -
ВХОДИТЬ
ВЫХОДИТЬ
ДРУГ
ЗАВОЕВАТЬ
ЗАКРЫТЬ
ИСПОРТИТЬ
ЛОМАТЬ
НАХОДИТЬ
ОТКРЫВАТЬ
ПОДНЯТЬ
ПОЛУЧИТЬ
ПОЛЬЗОВАТЬСЯ-
ПОТЕРЯТЬ
ПРИОБРЕСТИ
ПРОЙТИ
РАСПАХНУТЬ
СЛОМАТЬ
0.00
0.89
0.97
0.94
0.94
0.97
0.97
-О.89
0.00
0.97
0.97
0.97
0.87
0.94
0.97
0.97
0.91
********** тройка слов N 9 *********
друг город круг
Варианты ответов и их оригинальность:
БИЛЕТ——""—~—-.— —■.—ue
- 69 -
БЛИЗКИЙ 0.50
Б0ЛЫ0Й 0.00
ВАЖНЫЙ 0.98
ВЕЛИКОЛЕПНЫЙ -0.98
ВОЙТИ 0.95
ВСТРЕЧА -0.98
ДАЛЬНИЙ 0.95
ДОРОГОЙ 0.95
ДРУГ""—1—-—^————■-—{}, 98
ЕДИНСТВЕННЫЙ 0.95
ЕХАТЬ 0.90
ЗАБЫТЫЙ 0.95
ЗАМКНУТЫЙ 0.90
ЗНАКОМЫЙ 0.71
ИДТИ 0.98
ИНТЕРЕСНЫЙ 0.98
КРАСИВЫЙ 0.90
ЛУЧШИЙ 0.95
ЛЮБИМЫЙ 0.74
МАЛЕНЬКИЙ 0.98
МЕТРО 0.98
МИЛЫЙ 0.95
ИОй 0.79
НАШ 0.98
ОБЩЕНИЕ 0. 98
ПОКИНУТЬ 0.95
ПОЧЕТНЫЙ 0.98
- 70 -
РОДНОЙ 0.90
СЕРДЦЕ 0.98
СТАРЫЙ 0.88
ХОРОШИЙ 0.95
тройка слов N 10 ********
поезд купить бумажный
Варианты ответов и их оригинальность:
БЕЛЫЙ 0.99
БИЛЕТ 0.00
БЛИЗКИЙ 0.99
ДОМ 0.99
ЖУРНАЛ 0.99
ЗМЕЙ 0.98
ИГРУШКА 0.92
КНИГА 0. 99
МАКЕТ 0.99
ПАКЕТ 0.93
ПОЛОТЕНЦЕ 0.98
ПРОЕЗДНОЙ 0.99
РАСПИСАНИЕ 0.99
САЛФЕТКА 0.99
- 71 -
СОБАКА 0.99
СТАКАН 0.93
ТОВАР 0.98
********** тройка слов N 11 ********
цвет заяц сахар
Варианты ответов и их оригинальность:
БЕЛОСНЕЖКА 0.99
БЕЛОСНЕЖНЫЙ 0.99
БЕЛЫЙ 0.00
ВРЕДНЫЙ 0.99
ГРЯЗНЫЙ 0.98
КОНФЕТА 0.98
ЛЕДЕНЕЦ 0.97
ЛЮБИМЫЙ 0.97
МОКРЫЙ 0.99
МОРКОВЬ 0.97
НЕЖНЫЙ 0.99
ПРИЯТНЫЙ 0.99
СЕРЫЙ 0.90
СНЕЖНЫЙ 0.99
ХОРОШИЙ 0. 99
ШОКОЛАД 0.99
- 72 -********** тройка слов N 12 ********
ласковая морщины сказка Варианты ответов и их оригинальность:
БАБУШКА 0.00
ДЕД 0.99
ДЕТСТВО 0.99
ДОБРОТА 0.99
ЖЕНЩИНА 0.96
ЛИЦО 0.97
НЯНЯ 0.92
СТАРАЯ 0.98
СТАРУШКА 0.97
УЛЫБКА 0.99
********** тройка слов Н 13 ********
детство случай хорошее
Варианты ответов и их оригинальность:
БУДУЩЕЕ-
0.97
- 73 -
Было | 0.97 |
ВОСПОМИНАНИЕ 0.00 | |
ВПЕЧАТЛЕНИЕ | 0.97 |
ВСТРЕЧА | 0.86 |
ДРУГ | 0.89 |
ЗНАКОМЫЙ | 0.97 |
ИГРА | 0.94 |
ЛЮБОВЬ | 0.97 |
МОРЕ | 0.94 |
МОРОЖЕННОЕ | 0.97 |
НАСТРОЕНИЕ | 0.40 |
ОТЕЦ | 0.97 |
ПЕРЕЖИТЬ | 0.97 |
ПРАЗДНИК | -0.97 |
ПРЕКРАСНО | 0.97 |
ПРОШЕСТВИЕ--- | 0.94 |
РАДОСТЬ | —*—- —0.86 |
РЕБЕНОК | 0.97 |
САД | 0.97 |
СЧАСТЬЕ. СЧАСТЛВЫЙ—0.25
УДАЧА 0.97
ЧИСТЫЙ -0.97
ЧУВСТВО- 0.97
- 74 -
********** тройка слов N 14 ********
воздух быстрая свежее
Варианты ответов и их оригинальность:
ВЕТЕР 0.64
ВЕЯНИЕ 0.97
ВОДА -0.88
ВОЛНА 0.94
ВПЕЧАТЛЕНИЕ 0.94
ГОРЫ— 0.91
ГРОЗА 0.97
ДЕВУШКА 0.97
ДУНОВЕНИЕ 0.88
ДЫХАНИЕ -0.73
ЕЗДА 0.82
ЗАВТРАК— 0.91
ИДЕЯ 0.97
МОРЕ 0.94
МЫСЛЬ 0.85
НОЧЬ 0.97
ОТДЫХ 0.91
ОЩУЩЕНИЕ 0.97
ПОГОДА 0.97
ПОЕЗДКА 0.85
- 75 -
ПОЛЕТ
ПОТОК
ПРОГУЛКА
ПРОХЛАДА
РАЗУМ
РЕАКЦИЯ
РЕКА
СТРУЯ
ТЕПЛО
ТЕЧЕНИЕ
УТРО
чнстьй
ШАМПАНСКОЕ
■АР
0.94
0.55
0.97
0.97
0.97
0.94
0.73
0.00
0.97
0.76
0.97
0.94
0.97
0.97
0.94
********** тройка СЛОВ N 15 ********
певец Америка тонкий
Варианты ответов и их оригинальность:
ВКУС
ГАЛСТУК
ГОЛОС
ДДАЗ
0.91
0.97
0.00
0.98
- 76 -
ДЖЕКСОН | -0.54 |
ЗНАМЕНКТЫН- | _________Л QO.«■..ц«до- |
ЗНАТОК | 0.95 |
ИНТЕЛЛЕКТ-- | 0.98 |
КАНТРН | 0.97 |
МУЖЧИНА | 0.98 |
НАМЕК | — — — — — —Л ОО |
IirrD..-.-.- | 0.97 |
ПЛАСТИНКА- | __—-______Л Oft |
ПРИНЦ | 0.97 |
РОК | ——А ОП |
0.98 | |
СТИЛЬ | 0.98 |
ТАЛАНТ | 0.98 |
ТЕНОР | |
УСПЕХ | ———A Ofl |
ЦЕНИТЕЛЬ | 0.92 |
ЧЕРНОКОЖНЙ- | 0.98 |
юмор | — 0.85 |
********** тройка слов М 16 ********
тяжелый рождение урожайный
Варианты ответов и их оригинальность:
- 77 -
БОЛЬШОЙ 0.99
ВРЕМЯ 0.95
ГОД 0.00
ДЕНЬ 0.91
ЗАКРОМА 0.99
КОЛОС 0.99
КОЛОСС 0.99
МЕСЯЦ 0.94
inif ■!>_—-»_—-,——■.-._—.ш^\ QO
ИИЪЛО ^/» Ji*
НЕДЕЛЯ 0.99
ОСЕНЬ 0.99
ПЕРИОД 0.99
ПИСАТЕЛЬ 0.99
СЕЗОН 0.99
СЛУЧАЙ 0.98
СОРТ 0.99
ТРУД 0.99
ТЯЖЕЛЫЙ 0.99
ХЛЕБ 0.99
ЧАС о. 99
- 78 -
********** тройка слов N 17 ********
много чепуха прямо
Варианты ответов и их оригинальность:
ВСЕ о. 99
ГЛУПОСТЬ 0.98
ГОВОРИТЬ 0.00
ДЕЛО 0.97
ДУМАТЬ 0. °9
ЕРУНДА 0.98
ЗДЕСЬ 0.98
КНИГА 0.99
НЕСТИ 0.95
НОС 0.99
ПИСАТЬ —0.97
ПУТЬ 0.99
РАЗГОВОР 0.90
СКАЗАТЬ 0.96
СЛОВО 0.96
СМОТРЕТЬ 0. 99
ЧИТАТЬ 0. 99
ШУМ о. 98
- 79 -********** тройка слов N 18 ********
кривой очки острый Варианты ответов и их оригинальность:
ВЗГЛЯД 0.06
ГЛАЗ 0.25
дудСА о ge
ЗЕРКАЛО 0.98
ЗРЕНИЕ 0.80
НОС 0.00
НОСИТЬ 0.96
ОПРАВА 0.96
РОГ 0.94
СТАРИК 0.98
СТЕКЛО 0.65
********** тройка слов N 19 ********
садовая мозг пустыня
Варианты ответов и их оригинальность:
БАНКА— ГОЛОВА-
-0.99 -0.00
- 80 -
ГОРОХ
ГРЯДКА
ИЗВИЛИНА—
КАПУСТА
КЛАДОВАЯ
КЛЕТКА
КОЛЬЦО
КОРЗИНА
КОРОБКА
КОСТЬ
ЛИНИЯ
МЫСЛЬ
РАБОТА
СКАМЕЙКА
ТРАТА
УСТАЛОСТЬ—
УЧАСТОК
ЦЕНТР
ЧЕЛОВЕК
ЯЧЕЙКА
0 97
0.99
0.97
-0.99
0 99
0.98
-—0.98
0.99
0.98
0.99
0.99
0.99
0.96
О 99
0.99
0.99
-0.97
0.98
0.99
0.99
- 81 -
***»«***** тройка слов N 20 ********
гость случайно вокзал
Варианты ответов и их оригинальность:
БОЛЬШОЙ 0.97
ВИЗИТ 0.97
ВОЙТИ 0.98
ВСТРЕЧА. ВСТРЕТИТЬ-0.00
ГОСТЬ 0.97
ДОЛГОЖДАННЫЙ 0.98
ЗАЙТИ 0.97
ЗНАКОМСТВО 0.93
ИДТИ--- 0.98
НЕЖДАННЫЙ 0.98
ОКАЗАТЬСЯ 0.96
ПОЕЗД 0.98
ПОЕЗДКА 0.95
ПОПАЛ 0.97
ПОПУТЧИК 0.97,
ПОСЕТИЛ 0.98
ПРИБЫТИЕ 0.98
ПРИЕЗД, ПРИЕЗЖАТЬ—0.43
ПРИЙТИ 0.92
ПУТЬ 0.98
УВИДЕТЬ 0.98
- 82 -
ИЗУЧЕНИЕ ВЛИЯНИЯ ТЕСТОВОЙ СИТУАЦИИ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ КРЕАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ
Л.Г. Алексеева. Т.В. Галкина
Одна из важнейших проблем изучения креативной лич ти - выбор адекватной тестовой методики и соответству целям исследования тестовой ситуации. Разнообразие трак! вок креативной личности, а, следовательно, и методическ подходов к ее исследованию делают проблематичным однознач ный выбор методики и условий тестирования. Долгое время исследовании креативности использовались определенные тес товые модели, которые ранее применялись для изучения интел лекта [10. На основе анализа тестов, в частности тест Дж.Гилфорда. Е.Торранса, психологи М.Воллах и Н.Кога (1965) приходят к выводу, что при исследовании творчески! способностей нецелесообразно использовать такие методики, которых задан единственный критерий для правильного ответа, введен жесткий лимит времени и создана ситуация соревнования.
По утверждению М.Воллаха и Н.Когана, (1965) для приведения в действие творческого процесса необходима непри-мужденная свободная обстановка. Как в лабораторных условиях, так и в непосредственных жизненных ситуациях, предпосылками к творческому мышлению являются неограниченный доступ к информации и свобода формулирования новых познавательных категорий (Рут и Вестерленд, 1978. 1979). Набор та-
- 83 -
них условий трудно обеспечить при традиционном способе тестирования.
Изучение наиболее надежных методов диагностики творческих способностей указало, что легче провести грань между объемом творческих способностей и интеллектом в такой ситуации, когда тесты проводятся в непринужденной атмосфере (М.Воллах и С.Винт, 1969; А.Кропли, 1968). Многие исследования также свидетельствуют и о более высоком уровне функционирования творческих способностей при проведении диагностики в спокойной обстановке (П.Верной, 1971; Харгривс, 1974).
М.Воллах и Н.Коган (1965) в своих исследованиях попытались исправить некоторые из указанных выше недостатков определенных тестовых моделей, направленных на изучение креативности личности. Так. они предоставляли испытуемым столько времени на решение, сколько им было необходимо; тестирование проводилось в форме игры, в ходе которой соревнование между испытуемыми сводилось к минимуму. При таких условиях корреляция между показателями креативности и интеллекта оказалась почти нулевой. Таким образом, для того, чтобы тесты на креативность были валидными, условия их проведения должны приближаться к реальным, "внетестовым" ситуациям.
Различные подходы к изучению креативности можно представить в структуре классификации, основанием которой служит нерегламентированность деятельности испытуемого гри выполнении тестовых заданий (В.Н.Дружинин, 1990). Данная
- 84 -
классификация состоит из трех групп тестов: 1) тесты, «ее ко регламентирующие деятельность испытуемого; 2) теа слабо регламентирующие деятельность; 3) тесты, не регламе тирующие деятельность.
К первой группе относятся, например, классичес* тесты интеллекта Г.Айзенка. Основные характеристики дуры эксперимента: ограниченность во времени выполнения заданий, четкая фиксированность ответов, единственно ный верный ответ. Подобные тесты, как правило, предъявляют-? ся группе испытуемых, что создает атмосферу соревнования, которая не всегда стимулирует проявление креативности. Сам' факт того, что испытуемый должен в короткое время в присутствии группы выполнить определенное возможно не интересующее его задание, делает проблематичным естественное проявление его интеллектуальных и творческих способностей.
Слабо регламентирующими деятельность испытуемого являются тесты интеллекта, разработанные Векслером (особенно интересны субтесты "Сходство". "Аналогия") и тесты, разработанные Я.А.Пономаревым. Задания в этих методиках предполагают определенную свободу в выборе ответов, они построены по принципу открытых тестов. Однако в самом задании заложен единственно верный ответ, хотя весьма относительным является возможно сть использования критерия правильности для исследования креативности личности. К данной группе можно также отнести достаточно хорошо разработанный метод проблемных ситуаций (Матюшкин.1981). Все проблемные ситуации можно разделить на следующие классы: а) поведенческие клас-
- 85 -
сы (в качестве типичного примера можно привести бихевиористские задачи-головоломки); б) структурные проблемные ситуации (использовавшиеся в рамках гештальтпсихологии); в) вероятностные задачи, составленные на основе понимания мышления как вероятностного процесса; г) информационно-семантические задачи (задачи с "недостающей" информацией). В зависимости от типа выбранной для эксперимента задачи выявляются различные стороны и закономерности мышления. Анализ творческого мышления с помощью метода проблемных ситуаций является в определенной степени традационным в отечественной психологии. Однако такой подход является в определенной степени ограниченным, так как здесь не уделяется должного внимания личностным фактором творческого процесса. Этот метод не позволяет также полностью охватить все интеллектуальные составляющие этого процесса.
К тестам, не регламентирующим деятельность испытуемых, можно отнести тесты, разработанные Дж.Гилфордом и Е.Торрансом (1965). Ими вводятся условия полной свободы ответов и неограниченности времени на решение. К этой же группе тестов относятся методики, разработанные Д.Б.Богоявленской (1983). Требования неограниченности во времени на выполнение тестовых заданий качественно преобразовано в принцип многократности при исследовании творчества. Ведь не только кратковременность, но и одноразовость испытания может вызвать у испытуемого стрессовое состояние. Сиять подобное побочное отрицательное влияние в одноразовом эксперименте очень трудно: на адаптирование к новым условиям в
- 86 -
эксперименте уходит очень много времени, и начинают дейс» твовать новые факторы - утомление, а также изменение нсход-i ной мотивации, что не позволяет говорить Об адекватное! полученных результатов. Оптимальным средством, сник влияние этих факторов на результаты эксперимента, является многократность исследования, для об