ПРОГРАММА КУРСА
1.1. Цель преподавания дисциплины
Привить студентам теоретические и практические навыки по схемотехнике и диагностике систем управления, алгоритм которых реализован на аппаратном уровне. На лабораторных занятиях даются понятия о последовательности действий при поиске неисправностей при проведении работ по ремонту и наладке систем управления.
1.2. Задачи изучения дисциплины
Студенты должны знать принципы работы основных узлов систем управления и их составных частей методы создания систем управления и их составных частей; методы контроля состояния систем управления технологическим оборудованием;
уметь на основании особенностей технологического процесса предъявлять требования к системам управления и их составным частям; состыковывать между собой в единый комплекс различное оборудование, входящее в системы управления; учитывать проблемы, которые возникают при нештатных ситуациях функционирования систем управления и самого технологического оборудования;
иметь понятие о проблемах, возникающих при проектировании и диагностике систем управления сложными технологическими комплексами;
иметь представление о достоинствах и недостатках современных отечественных и импортных систем промышленной автоматики.
Курс изучается в 11 семестре. Всего часов 100. Из них аудиторных 30: лекции 14, практические занятия – 4 часа, лабораторные – 12 часов. Итоговая форма контроля – зачет.
2. Тематический план
| Содержание раздела | Количество часов на лекции | Количество часов (практичес кие занятия) | Количество часов (лаборатор ные занятия) |
| МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ДИСКРЕТНЫХ СИСТЕМ АВТОМАТИКИ. | |||
| СИНТЕЗ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ | |||
| СХЕМОТЕХНИКА СИСТЕМ СОГЛАСОВАНИЯ | |||
| ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ДИАГНОСТИКИ И АНАЛИЗА РАБОТЫ СИСТЕМ | 0,5 | ||
| итого |
Лекционные занятия
| № раздела по тем. плану | Наименование разделов и их содержание | Количество часов |
| МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ ДИСКРЕТНЫХ СИСТЕМ АВТОМАТИКИ. | ||
| 1.1 | Системы счисления. Двоичный, десятичный, восьмеричный, шестнадцатеричный коды. Перевод из одной системы счисления в другую. | |
| 1.2 | Двоичная арифметика. Устройства для выполнения арифметических операций. Сумматоры. Представление отрицательных чисел. Сдвиговые регистры. | |
| СИНТЕЗ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТНЫХ ЛОГИЧЕСКИХ УСТРОЙСТВ | ||
| 2.1 | Последовательностные логические схемы. Типы триггеров. Способы изображения различных типов входов логических схем. Синтез триггеров с использованием таблицы состояний триггера и карт Карно. | |
| 2.2 | Способ представления алгоритмов работы с использованием графов. Таблицы переходов и таблицы выходов. Составление логического выражения для графа. | |
| 2.3 | Использование триггеров для составления логического выражения для системы, описанной графом функционирования. | |
| 2.4 | Общий вид автомата с памятью. Использование ПЗУ и ПЛМ для реализации автомата с памятью. Сокращение емкости ПЗУ. Использование мультиплексора для уменьшения емкости ПЗУ. | |
| 2.5 | Импульсные цепи в дискретных системах. Реализация формирователей временн¢ых интервалов. | |
| СХЕМОТЕХНИКА СИСТЕМ СОГЛАСОВАНИЯ | ||
| 3.1 | Особенности построения входных устройств согласования с объектом. | |
| 3.2 | Особенности построения выходных устройств согласования с объектом. | |
| 3.3 | Цифро-аналоговые преобразователи. Принципы построения. Погрешности преобразования. (R2n, R-2R, ШИП) | 1,5 |
| 3.4 | Аналого-цифровые преобразователи. Принципы построения. Особенности построения функциональных элементов Быстродействие, погрешности. | |
| ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИНЦИПОВ ДИАГНОСТИКИ И АНАЛИЗА РАБОТЫ СИСТЕМ | 0,5 | |
| итого |
Перечень практических работ
| № п/п | Наименование темы занятия | Количество часов |
| Синтез логического блока, алгоритм которого описан графом функционирования | ||
| Синтез логического блока, алгоритм которого описан блок-схемой алгоритма | ||
| итого |
Перечень лабораторных работ
| №п/п | Наименование работы | Кол-во часов | Метод. литература |
| Диагностика УЧПУ 2Р22 | [3,4] | ||
| Диагностика УЧПУ FANUC | [5] | ||
| итого |






