Вопросы для углубленного осмысления. Содержательный блок Содержательная проблема Вопросы технологического решения «ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК» Педагогическое общение

Таблица 1

Содержательный блок Содержательная проблема Вопросы технологического решения
«ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК» Педагогическое общение Педагогическое общение Поло-ролевая дифференциация Этическая защита Этикет как форма общения
«ЧЕЛОВЕК - ГРУППА» Организация работы педагога с группой Структура групповых занятий Содержание групповых занятий Психологический климат
«ЧЕЛОВЕК - КУЛЬТУРА» Педагогическое требование Предъявление требования Условия предъявления требования Педагогический конфликт «Осложненное поведение» ребенка в группе
«ЧЕЛОВЕК - ИНФОРМАЦИЯ» Информативно-речевое педагогическое воздействие (ораторское искусство) Конструирование содержания речи Организация работы оратора Инструментовка сотрудничества с группой Этика отношения к слушателям
«ЧЕЛОВЕК - ФОРМА ВЫРАЖЕНИЯ ЕГО «Я» Педагогическая техника Голос педагога Мимика педагога Пластика педагога Физическая и психологическая свобода

Всякая схема груба и не может отразить тонких связей и взаимозависимостей. Столь же грубо наше условное деление на блоки. Но зато она служит некоторой базой для общего представления о содержательном материале педагогической технологии.

1. Вы планируете что-либо сделать по хозяйству. Определите сначала функции того, что вы собираетесь делать, а затем — намечайте ряд необходимых операций. Когда выполните задуманное, проанализируйте.

2. Представьте, будто вы - строитель, и вам надо строить какое-то здание. Будете ли вы сразу планировать операции? Или сначала определите функции этого здания?

3. Когда педагог предлагает детям отправиться на экскурсию по городу, какие функции воспитательного плана, вероятно, осмыслены им? И какие операционные воздействия он производит во имя реализации данных функций?

4. А теперь вспомните неудачную ситуацию общения с вашим знакомым: какие функции вы исполняли, когда общались с ним? Вам хотелось подчеркнуть его достоинства? Вы ставили задачу решить какой-то существенный вопрос? Вы чувствовали значимость того, о чем шел разговор? Что вы делали, чтобы достигнуть желаемого? Если — ничего, то ваше общение получилось бессодержательным? Пожалуйста, проанализируйте.

5. Замечали ли вы, как по-разному относятся люди к появлению нового незнакомого человека? Одного встречают легко и доброжелательно. Другого — настороженно и почтительно. Что во внешнем облике человека обусловливает такое разное восприятие? Как вы отвечаете на данный вопрос?

6. Войдите в образ «делового человека» и обратитесь к прохожему с каким-то вопросом. Зафиксируйте реакцию на ваше обращение. Далее смените свой внешний образ на «свободного беззаботного» человека. Обратитесь с тем же вопросом к прохожему. И вновь зафиксируйте реакцию. Отметьте различие в реакциях на ваше обращение.

7. Как вы считаете, не достаточно ли для отдельной функции одной операции? Если недостаточно, то почему? Вспомните швею, которая шьет платье: почему ей для одной функции (платье для театра, например) надо производить множество операций? А теперь проведите аналогию и ответьте на вопрос: почему же педагогу необходимо множество операций для трех функций?

8. Просмотрите блок-схему, отражающую содержание педагогической технологии. Назовите некоторые умения, которыми вы владеете, соотнесите их с названными блоками. Сколько таких, осознанных вами, умений имеется в наличии?

9. Назовите частные вопросы профессиональной работы с детьми, которые кажутся вам сложными и страшат в будущей работе. Найдите им место в таблице, а потом просмотрите соответствующий материал. Выявили ли вы ответ на наш вопрос?

10. Понаблюдайте со стороны за работой воспитателя детского сада, когда дети гуляют. Попробуйте определить функции работы воспитателя и операции, которые он(а) производит.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: