Рассматриваются повреждения турбины и ее частей, причины возникновения и последствия отказов.
При эксплуатации паровых турбин возникают неисправности и неполадки, приводящие к отказам. По сравнению с котлоагрегатами их частота значительно меньше, хотя время восстановления, как правило, больше. Это объясняется разницей в конструкции и различием технологического ремонта обслуживания.
Некоторые даже серьезные повреждения отдельных деталей турбин не приводят к отказам. Это прежде всего относится к корпусам цилиндров, стопорных и регулирующих клапанов. Все они имеют большую толщину стенок со сложным рельефом поверхности и изготовляются из стали различных марок.
При нарушении технологии отливки и термообработки возникают трещины, поры, раковины и другие дефекты. В эксплуатации под действием высоких температур при длительных наработках времени в корпусных деталях турбин развиваются исходные и возникают новые трещины. Их протяженность может быть от нескольких миллиметров до метра и более, по глубине – от долей миллиметра до сквозных отверстий. Чаще всего растрескивание встречается в радиусных переходах, т. е. в местах наибольших напряжений.
Крупные трещины на корпусных деталях представляют серьезную угрозу для турбины и обслуживающего персонала т.к. возможно их мгновенное развитие с трудноопределимыми последствиями. Поэтому во время плановых ремонтов их выбирают механическим инструментом и при необходимости заваривают. Однако наличие трещин в большинстве случаев не приводит к отказам в работе турбин.
Фланцы разъемов цилиндров, стопорных и регулирующих клапанов соединяются с помощью шпилек и гаек. Пределы продолжительности работы крепежа определяются температурными условиями эксплуатации. Наиболее часто выходят из строя шпильки.
Распространенным повреждением является также нарушение резьбы шпилек и гаек из-за нарушения технологии изготовления, неправильной транспортировки и хранения на монтаже. Однако чаще всего резьба повреждается в период ремонтов при сбалчивании и разбалчивании фланцевых соединений турбин. Следует отметить, что геометрические размеры шпилек весьма внушительны. Их диаметр достигает 160–200 мм, а длина – до 1 м. Поэтому технология сбалчивания – сложная, трудоемкая и ответственная операция.
При работе возникают также повреждения рабочих лопаток. Наряду с режимными факторами на их работу оказывают влияние конструкция, материал и качество изготовления. В большинстве случаев последний фактор является главной причиной повреждений. Неполадки и повреждения лопаток разделяют на две группы. К первой относят их обрывы, ко второй – эрозионный износ, поражающий наружную поверхность.
Обрыв лопаток возникает из-за плохих частотных характеристик. В некоторых случаях обрывы лопаток происходят из-за несоответствия фактического профиля лопатки проектному. Встречаются отклонения в размерах поперечного сечения на 1–2 мм и более по толщине сечения. Уменьшение площади и искажение формы сечения приводят к снижению прочностных характеристик и могут служить первопричиной возникновения отказа турбины.
Иногда повреждения лопаток происходят из-за недостаточного качества изготовления: не скругляются кромки у корня лопатки (резкие переходы с одной на другую поверхности), недостаточная чистота обработки, пороки в металле и т. п. Дефекты подобного рода практически всегда заканчиваются поломками.
Повреждения роторов обусловливаются недостатками изготовления и нарушением режимов эксплуатации, которые приводят к появлению остаточного прогиба. Подавляющее большинство прогибов возникает при пусках и остановах турбин.
Иногда возникает недопустимая вибрация турбины, что может вызвать повреждение подшипников. Причинами вибрации являются расцентровка или разбалансировка роторов, неудовлетворительная заливка вкладышей и ряд других. Другая причина их повреждения – снижение давления масла, что может быть вызвано, например, засорением сетки посторонними предметами и другими причинами срыва работы главного масляного насоса. Для повреждения вкладышей подшипников достаточно даже кратковременного падения давления силового масла, так как их подплавление происходит через 4–5 оборотов ротора, что при 3000 об/мин составляет десятые доли секунды.
В системе регулирования встречаются различные повреждения, в том числе из-за усталостных трещин на штоках регулирующих клапанов, на резьбе шпилек крепления сервомотора отсечного клапана к корпусу турбины, на сварных соединениях труб маслопроводов системы регулирования и др. Некоторые из них приводят к тяжелым последствиям – разгону турбин и пожарам.
Характер распределения отказов из-за неполадок и повреждений различных узлов, частей и систем можно увидеть на примере турбины К-300-240 ЛМЗ энергоблоков 300 МВт по данным 1986 г., приведенным в таблице 1.4.
Таблица 1.4. Распределение отказов турбин К-300-240 ЛМЗ
Наименование оборудования | Доля отказов, % |
Проточная часть | |
Система парораспределения | |
Система регулирования | |
Подшипники | |
Система смазки | |
Арматура | |
Отказы без повреждений | |
Прочие элементы |
Контрольные вопросы:
1. Какова по сравнению с котлоагрегатами ситуация с неисправностями и неполадками у турбин?
2. Какие повреждения турбин не приводят к отказам?
3. Какие дефекты встречаются у турбин? В чем их причины?
4. Как устраняют трещины на корпусах турбин? Опасны ли трещины на корпусах, и могут ли они привести к отказам турбины?
5. Какие элементы крепежа чаще всего выходят из строя?
6. Какие виды повреждений лопаток существуют? Из-за чего они возникают?
7. Причины повреждения ротора?
8. Чем опасна вибрация?
9. К чему может привести снижение давления масла?
10.К каким тяжелым последствиям могут привести повреждения турбин?
11.Какая часть турбин имеет наибольшую долю отказов работы?