Содержится информация о причинах и последствиях отказов вспомогательного оборудования и систем регулирования. Приводятся статистические данные по отказам.
Отказы в работе котельно-вспомогательного оборудования происходят реже, чем на поверхности нагрева котлов. Их доля составляет 20–22% от всего оборудования котельной цеха ТЭС. Если все отказы котельно-вспомогательного оборудования принять за 100%, то на отдельное оборудование приходится:
- дымососы 35– 40%,
- дутьевые вентиляторы–19–20,
- регенеративные воздухоподогреватели– 18–20,
- шаровые барабанные мельницы–10–12,
- молотковые мельницы – 4–5,
- питатели угля, конвейеры и прочее вспомогательное оборудование – 3–14%.
Причины отказов:
- недостатки конструкции (около 6%);
- технологии изготовления (22%),
- ремонта (20%),
- монтажа (2%),
- эксплуатации (15%).
- невыясненные причины относится 10– 12%.
- выработка ресурса различных узлов и элементов (более 23%).
Повреждения станционных трубопроводов происходят в основном на паропроводах и питательных трубопроводах. Причиной повреждений паропроводов является главным образом исчерпание запасов жаропрочности труб, гибов, тройников и других элементов под действием высокой температуры при больших наработках времени. У питательных трубопроводов повреждения возникают на узлах питания котлов за регулирующими клапанами, где происходит недопустимое эрозионное утонение стенок труб питательной водой. Нередко разрушаются гибы, причинами повреждений которых в большей части являются дефекты изготовления (овальность выше величины допусков, металлургические дефекты). На паропроводах ресурс жаропрочности гибов существенно меньше, чем прямых труб.
При неудовлетворительном состоянии опор и подвесок, которыми паропроводы крепятся к строительной части здания ТЭС, возникают трещины в сварных швах труб.
Любые дефекты и повреждения паропроводов и питательных трубопроводов представляют серьезную опасность для персонала ТЭС и смежного оборудования, поэтому опорно-подвесная система подлежит обязательной регулировке и наладке после монтажа, проверке состояния после каждого капитального ремонта. Металл прямых труб и гибов и сварные стыки должны периодически подвергаться дефектоскопическому контролю методами инструментальной диагностики с целью обнаружения возникающих в эксплуатации дефектов и определения оставшегося ресурса. О характере повреждений и их интенсивности на пароводяной арматуре дает представление таблице 1.5.
Таблица 1.5. Распределение отказов арматуры по видам повреждений
Неисправность | Доля отказов, % | ||||
вентили | задвижки | регулирующая арматура | обратные клапаны | предохранительная арматура | |
Повреждение привода | –– | –– | –– | ||
Пропуск среды через сальник | –– | ||||
Повреждение корпуса | |||||
Повреждение деталей затвора и штока | –– | –– | |||
Разуплотнение фланца корпуса с крышкой | –– | –– | –– | –– |
Отказы в работе автоматических систем регулирования (АСР) и технологических защит (ТЗ) во многих случаях приводят к отказам в работе теплоэнергетического оборудования. Отказы АСР и ТЗ часто происходят вследствие ошибок оперативного персонала при переключениях и из-за неисправности элементов устройств автоматики и защит. Повреждения приводят к выводу из строя регулирующих органов, элементов электрических схем, исполнительных механизмов. В таблице 1.6 приведены сведения об отказах в работе АСР энергоблоков по среднегодовым данным.
Таблица 1.6. Распределение отказов в системах автоматического регулирования
Причина отказа | Доля от общего числа отказов, % |
Изменение режима работы | 4,6 |
Неисправности основного оборудования | 8,8 |
Неудовлетворительное техническое обслуживание | 4,3 |
Нарушение условий работы | 2,2 |
Ошибки персонала | 2,1 |
Неисправность: | |
импульсных линий | 1,2 |
датчиков | 3,1 |
электронной аппаратуры | 11,5 |
пусковых устройств | 6,7 |
усилителя | |
исполнительных механизмов | |
регулирующих органов | 20,1 |
элементов электрических схем | 11,1 |
коммутации, кабелей | 1,3 |
заборных устройств | 0,8 |
Прочие причины | 0,2 |
В технологических защитах наибольшее число отказов вызвано:
1. Неисправностью датчиков (30–32%),
2. Неисправностью вторичных приборов (15–16%)
3. Ошибками персонала (11–12%).
Контрольные вопросы:
1. На какой вид вспомогательного оборудования приходится наибольшее число отказов?
2. Назовите причины отказов вспомогательного оборудования?
3. Какие возникают повреждения станционных паропроводов?
4. В чем заключается опасность повреждений, возникающих на станционных паропроводах?
5. Назовите причины, из-за которых происходят отказы АСР и ТЗ?
6. Каковы последствия отказов АСР и ТЗ?
7. Назовите причину, из-за которой происходит большая доля отказов АСР?
8. Назовите причину, из-за которой происходит большая доля отказов ТЗ?
1.7. Контрольные задания:
1. Для выполнения данного задания Вам потребуются знания из курсов “Основы теории горения натуральных топлив”, “Паровые котлы”, “Водоподготовка” и знания, приобретенные при изучении параграфов 1.1 и 1.2. В результате Вы достигнете поставленных целей №1, 2, 3, 13, 14, 15, 26, 27, 28.
Условие: Представьте, что на работающем котле, возник ряд отказов. Расследование показало, что их причинами стало:
а) при расчете КПП ошибочно определена температура его стенки в меньшую сторону;
б) при монтаже экранной трубы не соблюдена соосность стыков;
в) имеет место свищ в трубе ШПП;
г) котел несанкционированно работал на непроектном топливе;
д) ВПУ не обеспечивает требуемых показателей питательной воды.
Задание: Определите к каким отказам привели вышеперечисленные причины и классифицируйте эти отказы по группам.
2. Для выполнения задания потребуются знания из параграфа 1.1. В результате Вы достигнете целей №4, 16, 29.
Условие: Проанализируйте рисунок 1.
Задание: Выясните, в результате чего возникают отказы на энергоблоках. Приведите конкретные примеры этих отказов.
3. Для выполнения задания потребуются знания из параграфа 1.1. В результате Вы достигнете целей №5, 17, 18, 30.
Условие: Проанализируйте таблицу 1.
Задание: Выясните, с какой вероятностью котельное оборудование выходит из строя. Приведите конкретные примеры этих отказов.
4. Для выполнения задания потребуются знания из параграфа 1.2. В результате Вы достигнете целей №6, 19, 20, 31.
Условие: Проанализируйте таблицу 2.
Задание: Выясните, с какой вероятностью выходят из строя поверхности нагрева. Приведите конкретные примеры этих отказов.
5. Для выполнения задания потребуются знания из параграфа 1.3. В результате Вы достигнете целей №7, 21, 22, 32.
Условие: Проанализируйте таблицу 3.
Задание: Выясните, с какой вероятностью выходят из строя элементы турбин. Приведите конкретные примеры этих отказов.
6. Для выполнения данного задания Вам потребуются знания из курса “Реакторы и парогенераторы атомных электростанций” и знания, приобретенные при изучении параграфа 1.4. В результате Вы достигнете поставленной целей №8, 9, 23, 33.
Условие: Проанализируйте материал параграфа 1.4.
Задание: Выясните причины разрушения основных барьеров безопасности ЯРУ. Приведите примеры возможных последствий их разрушения.
7. Для выполнения задания потребуются знания из параграфа 1.5. В результате Вы достигнете целей №10, 11, 24, 34.
Условие: Проанализируйте таблицу 4.
Задание: Выясните, с какой вероятностью выходит из строя различная арматура. Приведите причины и конкретные примеры этих отказов.
8. Для выполнения задания потребуются знания из параграфа 1.5. В результате Вы достигнете целей №12, 25, 35.
Условие: Проанализируйте таблицу 5.
Задание: Выясните, как распределяется вероятность отказов в системах автоматического регулирования. Приведите конкретные примеры этих отказов.