Константы и переменные

Слова

Алфавит языка

Основные элементы алгоритмического языка

Основы программирования в Delphi

Обычный разговорный язык состоит из четырех основных элементов: символов, слов, словосочетаний и предложений. Алгоритмический язык содержит подобные элементы, только слова называют элементарными конструкциями, словосочетания – выражениями, предложения – операторами. Алгоритмический язык (как и любой другой язык), образуют три его составляющие: алфавит, синтаксис и семантика.

Алфавит – фиксированный для данного языка набор символов (букв, цифр, специальных знаков и т.д.), которые могут быть использованы при написании программы.

Синтаксис – правила построения из символов алфавита специальных конструкций, с помощью которых составляется алгоритм.

Семантика – система правил толкования конструкций языка.

Таким образом, программа составляется с помощью соединения символов алфавита в соответствии с синтаксическими правилами и с учетом правил семантики.

Любой язык представляет собой совокупность символов, соглашений и правил, используемых для общения. При записи алгоритма решения задачи на языке программирования необходимо четко знать правила написания и использования элементарных информационных и языковых единиц.

В качестве букв используются прописные и строчные буквы латинского алфавита, знак подчеркивания, десятичные цифры и специальные символы:

+ - * / > < =; # ’,.: [] {} $ () ^ @ пробел

Составные символы:

:= <>.. (* *) <= >=

Примечание. Русские буквы можно использовать для задания значений строковых переменных или констант и обязательно заключать в апострофы.

Набор слов, используемых в языке, делятся на зарезервированные слова, стандартные идентификаторы и идентификаторы пользователя.

Зарезервированные слова являются составной частью языка, имеют фиксированное начертания и раз навсегда определенный смысл. Например: label (метка), begin (начало блока), end (конец блока), not (логическое НЕ), div (деление нацело), do (выполнить), for (для) и т.д.

Для обозначения объектов программы: переменных, постоянных величин, различных процедур, функций, объектов используются имена – идентификаторы, устанавливающие соответствие между объектом и некоторым набором символов.

Стандартные идентификаторы служат для обозначения типов данных, констант, процедур и функций, заранее определенных разработчиками языка программирования. Например, integer (описывает целый тип данных), Sin, Cos, Ln, Sqr, Sqrt (вызывают стандартные математические функции), Read, ReadLn (вызывают процедуру ввода данных), Write, WriteLn (вызывают процедуру вывода данных).

Пользовательские идентификаторы служат для обозначения типов данных, констант, процедур и функций, определенных самим программистом. При этом в каждом программном блоке идентификаторы должны быть уникальными.

Правила написания идентификаторов:

- Идентификатор может начинаться только с латинской буквы или знака подчеркивания.

- В идентификатор не могут входить пробелы и специальные символы.

- Прописные и строчные буквы в идентификаторе воспринимаются программой как синонимы.

- Зарезервированные слова, их еще называют ключевыми, не могут использоваться в качестве идентификаторов пользователя.

В программе каждый элемент данных является либо константой, либо переменной.

Константами в программе называют простейшие объекты программы, значения которых заранее известны и в процессе выполнения программы не изменяются. Присваивание константам постоянных значений производится в разделе описания констант.

Раздел описания констант начинается зарезервированным словом Const, за которым следует ряд выражений, присваивающих именам констант постоянные числовые, строковые, булевские и др. значения. Выражения присваивания заканчиваются точкой с запятой.

Пример:

Сonst

Name = ’Петя’; {Строковая константа}

g = 9.8; {Вещественная константа}

Переменные в программе – это простейшие объекты программы, предназначенные для хранения в памяти некоторых значений, которые обрабатываются по заданному пользователем алгоритму. Все переменные в программе перед использованием нужно объявлять (декларировать). При объявлении указывается имя переменной и ее тип. Имя переменной однозначно связывает переменную с некоторой физической областью памяти компьютера (ячейками для хранения переменной), а тип переменной определяет способ хранения и представления (формат) в памяти компьютера.

Значение переменной – это данные, которые хранятся и обрабатываются по заданному алгоритму в процессе выполнения программы. В разное время переменные могут иметь различные значения.

В тексте программы описание переменных начинается с ключевого слова Var. После имени переменной через двоеточие указывается тип переменной, затем ставится символ «точка с запятой». Если в программе несколько переменных одного типа, то можно через запятую перечислить имена переменных, относящихся к одному типу:

Пример:

Var

а,b: real; i,j,k: integer; letter: char; Flag: Boolean;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: