Методика разработки выставочных программ. 3 страница

Технология выставочной деятельности ГХМАК строится исходя из миссии, целей и задач музея и условий его функционирования. В процессе выставочной деятельности задействованы все службы музея. Практически каждая музейная выставка сопровождается рекламной компанией и образо­вательно-развлекательной программой. Успешен опыт создания выставочных проектов.

Можно отметить, что чем больше степень реализации модели техноло­гии выставочной деятельности, тем эффективней выставочная деятельность музея. Ретроспективный анализ выставочной деятельности показывает наи­более полную реализацию модели технологии выставочной деятельности за ГХМАК на современном этапе, способствующую формированию социокуль­турной среды региона. Об этом свидетельствует социокультурная значимость выставок. С помощью выставок музей в 2000-2005 гг. обеспечивает реализа­цию федеральной программы»Культура России», динамику художественного


процесса региона, способствует укреплению межрегиональных и междуна­родных культурных связей в интересах социокультурного развития края. Вы­ставочное пространство музея выступает как эталонная художественная сре­да края. Посредством выставок музеи сотрудничают с различными учебными заведениями края, создавая единое образовательное пространство и благо­приятную среду для развития и формирования личности.

Данные социологических исследований свидетельствуют, что музей имеет сформированную постоянную аудиторию, отличающуюся устойчивым интересом к историческим и художественным ценностям и потенциальную аудиторию, которая положительно рассматривает возможность проведения досуга в музее при наличии определённых условий. Более половины посети­телей музея - аудитория выставок.

Реальную аудиторию отличает высокий интерес к выставкам живописных произведений.' Привлекательными так же являются этнографические выстав­ки (57%), выставки различных коллекций: оружия, монет (33%), редкой кни­ги (30%) и предметов декоративно-прикладного искусства: ювелирных изде­лий, изделий из дерева, камня и др. В целом, реальная аудитория отдаёт предпочтение художественным произведениям, получившие высокую оценку специалистов и выставкам культурологической направленности. Большинст­во респондентов негативно оценивают возможность проведение в музее вы­ставок на политические темы.

Данные исследования показывают, что 26% жителей г. Барнаула наиболее вероятная аудитория художественных выставок, так как одной из целей по­сещения досуговых учреждения является получение эстетического удоволь­ствия. Более половины потенциальной аудитории ориентируются на темати­ку выставок. Потенциальная аудитория чаще выбирает экспозиции, посвя­щенные современным проблемам: наркомании, преступности, международ­ного терроризма. В отличии от реальной аудитории, положительно рассмат­ривает возможность проведения в музее выставок, раскрывающих современ­ные политические события и реформы. Потенциальных посетителей привле-


кает реалистичное и понятное искусство. Это так же выражается и в пред­почтениях относительно экспонатов - наиболее популярна фотография (66%). Можно отметить отличительные требования потенциальной аудито­рии к экспозициям: зрелищность, актуальность, развлекательность.

Выставки, раскрывающие культуру и традиции России, являются наибо­лее востребованными как реальной, так и потенциальной аудиторией. Лишь треть всех опрошенных интересуется региональной культурой. В среднем менее 20% — искусством и традициями других стран и народов.

Выставки, проводимые в ГХМАК оказывают позитивное культурофор-мирующие воздействие на личность посетителя: формируют эстетический вкус, улучшают психофизиологическое состояние, стимулируют познава­тельную и творческую активность и др.

В то же время в соответствии с предложенной автором структурно-функциональной моделью, технология выставочной деятельности реализует­ся не в полной мере и нуждается в совершенствовании конкретных действий. В первую очередь требует усиления исследовательский процесс всех подсис­тем, художественное проектирование экспозиции и технические средства, так же необходимо расширять формы работы с индивидуальными посетите­лями на выставках и корректировать рекламную компанию выставок в соот­ветствии с интересами аудитории.

Технология выставочной деятельности, как и любая социокультурная технология может быть усовершенствованна. На наш взгляд повысить эф­фективность позволит применение технологии социокультурного програм­мирования в процессе управления выставочной деятельностью. Преимущест­ва данной технологии и методику формирования выставочных программ мы рассмотрим в следующем параграфе.


Необходимость четкого определения перспектив развития выставочной
деятельности как фактора формирования социально-культурной среды ре­
гиона, постановки ясных целей и приоритетных задач, адресного осуществ­
ления и создания организационно-управленческого механизма регулирова­
ния этой деятельности, указывает на целесообразность применения техноло­
гии социокультурного программирования.
; Использование при формировании тех нологий п ринципа программно-

# сти позволяет эффективно увязывать все компоненты и механизмы данного
процесса в единую систему, дает возможность сочетать инновационные
управленческие подходы с традиционной системой планирования, повысить
эффективность как управления, так и самой деятельности в процессе форми­
рования социально-культурной среды региона.

В настоящее время целенаправленное осуществление социокультурных изменений предполагает переход от проведения отдельных социально-культурных мероприятий к выработке и реализации целевых комплексных социально-культурных программ. Такая программа должна быть нацелена на конечный результат - решение определенной социально-культурной пробле­мы, с четким, определением этапов и сроков осуществления.

Проведённое исследование позволяет утверждать, что выставочная дея­тельность региональных музеев может являться объектом социокультурного программирования, так как:

- представляет собой самостоятельную, сложную, развивающуюся под-
Ф систему музея;

- региональные музеи как субъекты управления способны обеспечивать
необходимый уровень эффективности выставочной деятельности, определять
и представлять систему показателей.

Многосторонне влияние и значимость выставочной деятельности в процессе фбрмирования социокультурной среды региона (см. раздел 1.2), оп-

• ределяет возможность руководствоваться при разработке её технологии


принципами создания целевой комплексной социально-культурной програм­уй

мы регионального развития.

Как отмечает СБ. Брижатова, «любая программа представляет собой увязанный по.ресурсам и срокам завершения комплекс планируемых меро­приятий различного характера,.обеспечивающих достижение важнейших для развития социально-экономических целей» [15, с.339].

В.М. Чижиков, определяет социокультурное программирование как
} «процесс подготовки задач развития социокультурной системы, реализации

Ш ее программ и целей, упорядочения деятельности ее субъектов, сохранения

культурной самобытности» [210, с. 118].

Целевая комплексная социально-культурная программа охватывает це­лостное развитие системы, поскольку цели ее развития взаимосвязаны, а средства их реализации должны балансироваться в рамках общих возможно­стей системы. Но взятая сама по себе программа развития системы охватыва­ет лишь важнейшие элементы развития.

Программное планирование не подменяет территориальное и отрасле-
вое и является дополнением к первому. Эффективность и практическая цен­
ность социально-культурной программы заключается в качественном пред­
плановом анализе объекта программирования, который должен охватывать
все новые аспекты развития социально-культурной среды региона. Первосте­
пенное требование, предъявляемое при разработке целевых комплексных со­
циально-культурных программ - знание инструментария. Особое значение
имеет установление элементов, определяющих «программные» направления
Ф развития системы и составляющих предмет этой программы.

Основываясь на трудах СБ. Брижатовой, выделим основные принципы
разработки целевой комплексной социокультурной программы. В соответст­
вии с принятой методологией в каждой программе должны быть сформули­
рованы: состояние проблемы, основные достоинства её программного реше­
ния, главная цель программы, место в общей системе целей и задач народно-
•' го хозяйства, система целей и основных задач программы, целевые показате-


ли, характеризующие конечные результаты её реализации, пути их достиже­ния, система других мероприятий, организационная структура управления программой, информация о необходимости ресурсов, сроки реализации про­граммы, оценка эффективности, пути внедрения программы в жизнь.

Понимая под технологией выставочной деятельности музеев специаль­но организованную систему последовательных действий, обеспечивающую эффективность планирования и организации выставок в конкретных усло­виях функционирования музея,. рассмотрим основные этапы и методику её разработки.

Важным является методическое положение о том, что «поскольку аб­солютная эффективность программ определяется на стадиях её разработки, затем «развёрстки» показателей в отраслевые и региональные планы, и далее в ходе фактической реализации, следовательно, её можно представить в трёх видах: проектном, плановом и фактическом» [15, с.366].

В соответствии с данным положением технология выставочной дея­тельности включает в себя не только разработку программы выставочной деятельности, но так же планирование и организацию выставок в соответст­вии с этой программой. Исходным пунктом является решение о разработке программы административных органов, каковыми могут выступать органы управления культурой или администрация музея. Заказчик мотивирует раз­работку программы, определяет основные цели, а так же назначает коллектив исполнителей (рабочая группа по разработке программы выставочной дея­тельности). Руководитель рабочей группы предварительно изучает пробле­матику задания, исходные предпосылки и ограничения, объём работ и т.д. В процессе исследования должен быть проведён анализ документов, архивных и статистических материалов, литературных источников по заданной теме.


Таблица З Технология выставочной деятельности музея

Анализ ситуации
і г к
Разработка программы выставочной деятельности
Ч' ік
Реализация программы выставочной деятельности музея
  т il
  Планирование выставок
    ч      
  Выставочная работа  
    ч г    
  Оценка выставочной деятельности музея  
             

Изучение задания на разработку программы предполагает уяснение и оценку следующей группы вопросов:

- побудительные мотивы решения о разработке программы (основные проблемы выставочной деятельности, изменения социокультурной ситуации региона, общественная инициатива и т.д.);

- роль и место программы в общей системе региональных и музейных программ;

- соотношение программы с предшествующими, степень реализации последних, их влияние на цели и задачи данной программы (цели и задачи данной программы, принципиальная возможность их достижения);

- время разработки и реализации программы;

- научный и профессиональный потенциал коллектива разработчиков программы;

- степень разработанности научной проблематики программы, доступ-


ные методы и научный инструментарий проработки проблем.

Результатом должен стать план исследования и разработки программы.

Технология выставочной деятельности, должна строится на основе об­щих принципов разработки социокультурных программ и включать в себя методы социокультурного проектирования, что обуславливает наилучший эффект при формировании социокультурной среды региона посредством вы­ставочной деятельности. Исходя и данного положения, технология выста­вочной деятельности предполагает: анализ ситуации, разработку выставоч­ной программы, реализацию выставочной программы, оценку выставочной деятельности (табл. 3).

Эффективность программы во многом определяется всесторонним ана­лизом социокультурных условий, представляющим научное обоснование проблемы. Этот процесс предполагает накопление, формирование, анализ и систематизацию исходной информации (годовые отчёты музея, отчёты по посещаемости, отчёты по выставкам, тематико-экспозиционные планы вы­ставок, книги отзывов, результаты социологических исследований и т.д.).

Анализ исходной информации включает в себя:

1. Оценку внешних условий осуществления выставочной деятельно­
сти:

- социокультурные особенности региона (численность населения, на­циональные особенности, традиции, демографические и географические осо­бенности, творческий потенциал, экономическое положение региона);

- положение выставочной деятельности музея на рынке идентичных услуг (оценка конкурирующих организаций, сравнительный анализ, выделе­ние факторов конкурентного преимущества);

- внешние связи музея (сотрудничество с образовательными учрежде­ниями, учреждениями культуры, предприятиями и фирмами региона, межре­гиональные и международные связи).

2. Характеристику аудитории музея:

- характеристика реальной аудитории музея (количество посетителей,


социальный, демографический и возрастной состав аудитории, количество групповых и одиночных посетителей, частота и характер посещения, уровень восприятия музейного предмета, музейное поведение, запросы и потребно­сти);

- характеристика потенциальной аудитории музея (досуговые предпоч­
тения, досуговая активность, оценка восприятия музея, запросы и потребно­
сти).

3. Оценку внутренних условий осуществления выставочной деятельно­
сти:

- экспозиционные площади музея (количество, размеры и пропускная способность экспозиционных площадей);

- музейные фонды (количество, состав, сохранность музейных предме­тов);

- кадровый состав (штат сотрудников, уровень профессиональной под­готовленности сотрудников всех подразделений, стимулирование труда, пси­хологический климат, отношение к труду);.

- материально - техническая база (финансовое, техническое обеспече­ние выставок, выставочное оборудование, транспорт).

4. Оценку существующей технологии выставочной деятельности:

- анализ развития выставочной деятельности (ретроспективная оценка
изменений выставочной деятельности, выявление позитивных и негативных
тенденций);

- организация работы всех подразделений занятых в выставочной дея­тельности (эффективность управления, положения о выставочной деятельно­сти, должностные инструкции, планирование и использование рабочего вре­мени, методическое обеспечение);

- соответствие выставочной деятельности профилю, целям и миссии музея;

- анализ эффективности выставочной деятельности (посещаемость, экономическая и педагогическая эффективность выставок, оценка факторов


эффективности).

Мы считаем, что наиболее эффективно при этом рассматривать выста­вочную деятельность как систему, где основные структурные компоненты (подсистемы) выступают единицами анализа. Для характеристики инстру­ментария приведём примерные группы показателей.

1. Для характеристики подсистемы управления и маркетинга: соотно­шение разного рода выставок для реализации поставленных целей (по харак­теру экспозиционного фонда: внешний и внутренний, по масштабу, по эко­номической эффективности и т.д.), соответствие тематики выставок и пред­ставленных- экспонатов запросам и потребностям населения, сроки проведе­ния выставок, разработка нормативных документов, положений о выставках, должностных инструкций, организационная структура выставочной деятель­ности (наличие отделов, количество сотрудников занятых в выставочной ра­боте), разработка системы стимулирования труда, необходимость повышения квалификации сотрудников, возможности совершенствования материально -технической базы, рекламной компаний выставок, программа маркетинговых исследований, возможности привлечения внебюджетных средств, основные направления работы с общественностью др.

2. Для характеристики экспозиционной работы: приоритеты и соотно­шения основных экспозиционных средств, использование вспомогательных средств, в том числе оценка возможности совершенствования технических средств, выставочного оборудования, использование новых технологий в экспозиционной работе, определение методов и основных приёмов построе­ния экспозиции, необходимость изменений, анализ кадрового состава, воз­можности дополнительного привлечения сотрудников, методическое обеспе­чения и пути повышения профессионального уровня сотрудников занятых в данной работе и пр.

3. Для характеристики образовательно-развлекательной деятельности: насыщенность образовательно-развлекательной программы выставок, виды мероприятий, прогрессивность, качественный уровень и разнообразие форм


работы, соотношение форм работы для реальной и потенциальной аудито­рии, групповых и одиночных посетителей, эффективность проведения меро­приятий, оценка методов работы и подачи материала, адаптированность ма­териала под разные возрастные и социальные группы, степень технического оснащения, материально-технической базы и т.д.

В итоге научной разработки темы необходимо иметь полное представ­ление об истории, динамике, современном состоянии и тенденциях развития предмета исследования. Должны быть выявлены основные проблемы, произ­ведено ранжирование проблем, определена главная цель выставочной про­граммы в соответствии с миссией музея, целевые показатели, характеризую­щие конечные результаты программы. Анализ исходной информации позво­ляет приступить к более целенаправленному проведению исследований по основным направлениям и проблемам.

Методическим завершением должно быть принятие системы концепту­альных и методических принципов для непосредственной разработки про­граммы. На наш взгляд для программы выставочной деятельности музея та- ' ковыми должны стать:

- обеспечение равного доступа для всех социально-демографических ■■■ групп к художественным и историческим ценностям;

- приоритет образовательно-воспитательной функции временных экс­позиций;

- максимальное соблюдение музейной специфики выставок.

По итогам работы составляются отчёты, включающие в себя основные выводы и предложения, проблемы и пути их решения, а так же положения рабочей концепции и методические принципы. В приложение включается план разработки программы. Научный отчёт утверждается административ­ными органами, по необходимости вносятся коррективы и уточнения.

Процесс разработки программы заключается в формировании рабочей концепции, разработки проекта программы и определения механизмов её реализации.


Совокупность проблем, выявленных в научной проработке темы, бла­гоприятных и неблагоприятных факторов. Возможных путей решения про­блем, выводов и предложений подлежит анализу, оценки по ряду критериев и систематизации.

В качестве критериев для систематизации, определения уровня приори­тетности проблем и рациональности предлагаемых решений применительно к разрабатываемой концепции.программы выставочной деятельности могут быть: педагогическая и социальная значимость, временные показатели (без­отлагательность решения, продолжительность работ и т.д.), экономические показатели (окупаемость, доходность, стоимость работ и т.д.).

Содержание концепции должно чётко отражать принципиальные во­просы и проблемы, решающиеся посредством программы выставочной дея­тельности. В рабочей концепции программы выставочной деятельности мо­гут быть изложены следующие вопросы:

- приоритетные направления выставочной деятельности;

- необходимость повышения посещаемости музейных выставок (общая посещаемость и посещаемость конкретных выставок);

- необходимость расширения географии выставок;

- изменение социально - демографического состава аудитории выставок;

- повышение экономической эффективности выставочной деятельности;

- усиление влияния выставок при формировании социокультурной среды региона и др.

В концепции должна быть определена целесообразность основных пу­тей решения проблем, экономические возможности, этапность решения за­дач.

После выработки концепции начинается разработка проекта програм­мы. Для этого необходимо уточнить структуру программы и определить принципы формирования программы. Принципы могут быть разнообразны и зависят от субъективных факторов характерных для конкретного музея и со­циокультурной среды региона. На наш взгляд, учитывая современное со-


стояние выставочной деятельности музеев, наиболее удобным будет про­блемно-целевой принцип, согласно которому, каждое из программных на­правлений формируется в разделы с дифференциацией по проблемам. Орга­низация решения основных проблем, предусматривается в отдельных проек­тах, входящих в состав программы.

Определение механизма реализации программы не менее важный этап в её разработке. В первую очередь необходимо ещё раз оценить условия ор­ганизационные возможности музея, для того чтобы определить: состав ис­полнителей, источники финансирования, формы реализации конкретных проектов.

Далее проект программы утверждается на методическом совете музея, по возможности приглашаются эксперты и представители управленческих органов культуры. Схематично можно представить процесс разработки вы­ставочной программы следующим образом:

Таблица 4 Процесс разработки программы

Разработка проекта про­граммы —► Определение механизма реали­зации программы
Формирова-ние концеп­ции

Утверждение проекта про­граммы

Рассмотрим основные этапы разработки программы выставочной дея­тельности музеев.

Первый этап: аналитико-оценочный.

На данном этапе главным является всесторонний анализ ситуации и выявление наиболее проблемных звеньев всей структуры выставочной дея­тельности. Этот этап является основополагающим, так как проблемно-целевая ориентация является основным технологическим приёмом и принци­пом, которому подчинены все дальнейшие программные мероприятия. Фак­тически производится процедура диагностики наиболее значимых проблем выставочной деятельности музея.

Инструментарием на данном этапе могут служить такие методы со-


циологического исследования как опрос, качественный и качественно - ко­личественный (контент-анализ) документов, метод наблюдения и метод экс­пертных оценок.

Категория ситуация является основной на данном этапе технологии. С помощью этой системной категории выделяется динамическая социокуль­турная целостность, имеющая специфичную структуру, т.е. набор устойчи­вых компонентов. Обозначая границы, качество и направленность конкрет­ного социокультурного процесса в данный промежуток времени, она высту­пает в качестве модели анализа, позволяя операционально описать некую со­вокупность условий и проблем, а также выйти в рамках проекта на решение этих проблем - путем создания более оптимальных условий функционирова­ния человека в социокультурной среде.

Характеристика ситуаций как модели социокультурного процесса осу­ществляется путем выделения и анализа тех ее компонентов, которые: явля­ются относительно устойчивыми и существенными детерминантами опреде­лённого процесса социокультурной деятельности; могут быть изменены или усовершенствованы.

На наш взгляд модель анализа ситуации в технологии выставочной дея­тельности включает анализ состояния социокультурной среды региона, в ко­торой выделяются такие основные компоненты: основной субъект деятель­ности (выставочная деятельность музея являющаяся объектом технологиза-ции), рынок идентичных услуг региона (в данном случае таковыми выступа­ют организации осуществляющие выставочную деятельность), объект дея­тельности (потребитель услуг, реальная и потенциальная аудитория, её за­просы и потребности), производится сравнительный анализ состояния и со­ответствия данных компонентов. Основной акцент делается на анализ основ­ного субъекта деятельности, который мы предлагаем рассматривать в соот­ветствии с представленной в разделе 1.3. данной диссертации организацион­ной модели и в динамике, поскольку выставочная деятельность представляет собой развивающуюся систему (табл. 5)


Таблица 5 Социокультурная модель анализа ситуации в технологии выставочной

деятельности музеев

Анализ состояния социокультурной среды региона


Рынок иден­тичных услуг


Субъект (выставочная деятельность музея)


Объект

(характеристика, запросы и по­требности ауди­тории)



Экспозиционная работа


Управление и маркетинг


Образовательно-развлекательная деятельность


Оценка эффективности

Формулировка проблем

На данном этапе оценивается эффективность выставочной деятельно­сти в целом, определяется степень удовлетворённости основными показате­лями. Оценивается работа каждой подсистемы выставочной деятельности, с учётом факторов эффективности для каждой из них. Выявляются основные проблемы, снижающие эффективность выставочной деятельности. Для дета­лизации показателей инструментарием могут служить таблицы соотношений спроса и предложения на определённые типы выставок, времени проведения выставок и рекламной компании для определённой социальной или возрас­тной группы, группировка мероприятий в зависимости от потребностей це­левых групп и т.д.

Оценка выставочной деятельности проводится в соответствии с запро-


сами потребителей услуг, в соотношении с условиями выставочной деятель­ности в других музеях данного региона, страны. В результате данного анали­за будет определён круг проблем, соответствие выставочной деятельности целевым установкам музея. На этом этапе необходимо провести ранжирова­ние проблем для каждой из подсистем музея.

Второй этап: целевой

Процесс целеполагания предполагает формулировку целей и задач в соответствии с миссией и общей концепцией музея. Опираясь на всесторон­ний анализ ситуации, необходимо выявить приоритетные направления вы­ставочной деятельности и определить конкретные задачи, решаемые посред­ством выставочной технологии. Главной целевой установкой должно быть формирование и развитие личности посредством публикации музейных экс­понатов. Спектр задач может быть весьма разнообразным и направленным как на удовлетворение потребностей различных групп населения, активиза­цию культурных процессов региона, так и на решение проблем, и развитие самого музея. В процессе целеполагания важно смоделировать результаты деятельности и определить основные параметры оценки желаемого состоя­ния объекта. Прогнозирование строится на основе соотношения результатов анализа и возможных изменений условий выставочной деятельности.

Показатели могут быть как количественные, так и качественные. На данном этапе необходимо установить:

- общую посещаемость и количество аудитории определённых выста­вок;

- изменения социального и демографического состав аудитории (пока­затели выражаются в процентном соотношении к общей посещаемости);

- оптимальное количество выставок, соотношение различных видов выставок (например, указать количество крупномасштабных выставок, вы­ставок из фондов музея, региональных, общероссийских, международных выставок, в зависимости от профиля музея можно определить соотношение выставок по характеру предметов и т.д.);


•)


- приоритеты относительно выставляемых экспонатов;

- изменения условий экспонирования, качество выставочного оборудо­вания, технических средств;

- желаемое состояние объекта (изменение имиджа музея среди аудито­рии, уровень восприятия музейного предмета, уровень знаний и т.д.);

- количество и приоритетные формы образовательно-развлекательной деятельности;


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: