Технология выставочной деятельности ГХМАК строится исходя из миссии, целей и задач музея и условий его функционирования. В процессе выставочной деятельности задействованы все службы музея. Практически каждая музейная выставка сопровождается рекламной компанией и образовательно-развлекательной программой. Успешен опыт создания выставочных проектов.
Можно отметить, что чем больше степень реализации модели технологии выставочной деятельности, тем эффективней выставочная деятельность музея. Ретроспективный анализ выставочной деятельности показывает наиболее полную реализацию модели технологии выставочной деятельности за ГХМАК на современном этапе, способствующую формированию социокультурной среды региона. Об этом свидетельствует социокультурная значимость выставок. С помощью выставок музей в 2000-2005 гг. обеспечивает реализацию федеральной программы»Культура России», динамику художественного
процесса региона, способствует укреплению межрегиональных и международных культурных связей в интересах социокультурного развития края. Выставочное пространство музея выступает как эталонная художественная среда края. Посредством выставок музеи сотрудничают с различными учебными заведениями края, создавая единое образовательное пространство и благоприятную среду для развития и формирования личности.
|
|
Данные социологических исследований свидетельствуют, что музей имеет сформированную постоянную аудиторию, отличающуюся устойчивым интересом к историческим и художественным ценностям и потенциальную аудиторию, которая положительно рассматривает возможность проведения досуга в музее при наличии определённых условий. Более половины посетителей музея - аудитория выставок.
Реальную аудиторию отличает высокий интерес к выставкам живописных произведений.' Привлекательными так же являются этнографические выставки (57%), выставки различных коллекций: оружия, монет (33%), редкой книги (30%) и предметов декоративно-прикладного искусства: ювелирных изделий, изделий из дерева, камня и др. В целом, реальная аудитория отдаёт предпочтение художественным произведениям, получившие высокую оценку специалистов и выставкам культурологической направленности. Большинство респондентов негативно оценивают возможность проведение в музее выставок на политические темы.
Данные исследования показывают, что 26% жителей г. Барнаула наиболее вероятная аудитория художественных выставок, так как одной из целей посещения досуговых учреждения является получение эстетического удовольствия. Более половины потенциальной аудитории ориентируются на тематику выставок. Потенциальная аудитория чаще выбирает экспозиции, посвященные современным проблемам: наркомании, преступности, международного терроризма. В отличии от реальной аудитории, положительно рассматривает возможность проведения в музее выставок, раскрывающих современные политические события и реформы. Потенциальных посетителей привле-
|
|
кает реалистичное и понятное искусство. Это так же выражается и в предпочтениях относительно экспонатов - наиболее популярна фотография (66%). Можно отметить отличительные требования потенциальной аудитории к экспозициям: зрелищность, актуальность, развлекательность.
Выставки, раскрывающие культуру и традиции России, являются наиболее востребованными как реальной, так и потенциальной аудиторией. Лишь треть всех опрошенных интересуется региональной культурой. В среднем менее 20% — искусством и традициями других стран и народов.
Выставки, проводимые в ГХМАК оказывают позитивное культурофор-мирующие воздействие на личность посетителя: формируют эстетический вкус, улучшают психофизиологическое состояние, стимулируют познавательную и творческую активность и др.
В то же время в соответствии с предложенной автором структурно-функциональной моделью, технология выставочной деятельности реализуется не в полной мере и нуждается в совершенствовании конкретных действий. В первую очередь требует усиления исследовательский процесс всех подсистем, художественное проектирование экспозиции и технические средства, так же необходимо расширять формы работы с индивидуальными посетителями на выставках и корректировать рекламную компанию выставок в соответствии с интересами аудитории.
Технология выставочной деятельности, как и любая социокультурная технология может быть усовершенствованна. На наш взгляд повысить эффективность позволит применение технологии социокультурного программирования в процессе управления выставочной деятельностью. Преимущества данной технологии и методику формирования выставочных программ мы рассмотрим в следующем параграфе.
Необходимость четкого определения перспектив развития выставочной
деятельности как фактора формирования социально-культурной среды ре
гиона, постановки ясных целей и приоритетных задач, адресного осуществ
ления и создания организационно-управленческого механизма регулирова
ния этой деятельности, указывает на целесообразность применения техноло
гии социокультурного программирования.
; Использование при формировании тех нологий п ринципа программно-
# сти позволяет эффективно увязывать все компоненты и механизмы данного
процесса в единую систему, дает возможность сочетать инновационные
управленческие подходы с традиционной системой планирования, повысить
эффективность как управления, так и самой деятельности в процессе форми
рования социально-культурной среды региона.
В настоящее время целенаправленное осуществление социокультурных изменений предполагает переход от проведения отдельных социально-культурных мероприятий к выработке и реализации целевых комплексных социально-культурных программ. Такая программа должна быть нацелена на конечный результат - решение определенной социально-культурной проблемы, с четким, определением этапов и сроков осуществления.
Проведённое исследование позволяет утверждать, что выставочная деятельность региональных музеев может являться объектом социокультурного программирования, так как:
- представляет собой самостоятельную, сложную, развивающуюся под-
Ф систему музея;
- региональные музеи как субъекты управления способны обеспечивать
необходимый уровень эффективности выставочной деятельности, определять
и представлять систему показателей.
|
|
Многосторонне влияние и значимость выставочной деятельности в процессе фбрмирования социокультурной среды региона (см. раздел 1.2), оп-
• ределяет возможность руководствоваться при разработке её технологии
принципами создания целевой комплексной социально-культурной програмуй
мы регионального развития.
Как отмечает СБ. Брижатова, «любая программа представляет собой увязанный по.ресурсам и срокам завершения комплекс планируемых мероприятий различного характера,.обеспечивающих достижение важнейших для развития социально-экономических целей» [15, с.339].
В.М. Чижиков, определяет социокультурное программирование как
} «процесс подготовки задач развития социокультурной системы, реализации
Ш ее программ и целей, упорядочения деятельности ее субъектов, сохранения
культурной самобытности» [210, с. 118].
Целевая комплексная социально-культурная программа охватывает целостное развитие системы, поскольку цели ее развития взаимосвязаны, а средства их реализации должны балансироваться в рамках общих возможностей системы. Но взятая сама по себе программа развития системы охватывает лишь важнейшие элементы развития.
Программное планирование не подменяет территориальное и отрасле-
вое и является дополнением к первому. Эффективность и практическая цен
ность социально-культурной программы заключается в качественном пред
плановом анализе объекта программирования, который должен охватывать
все новые аспекты развития социально-культурной среды региона. Первосте
пенное требование, предъявляемое при разработке целевых комплексных со
циально-культурных программ - знание инструментария. Особое значение
имеет установление элементов, определяющих «программные» направления
Ф развития системы и составляющих предмет этой программы.
Основываясь на трудах СБ. Брижатовой, выделим основные принципы
разработки целевой комплексной социокультурной программы. В соответст
вии с принятой методологией в каждой программе должны быть сформули
рованы: состояние проблемы, основные достоинства её программного реше
ния, главная цель программы, место в общей системе целей и задач народно-
•' го хозяйства, система целей и основных задач программы, целевые показате-
|
|
ли, характеризующие конечные результаты её реализации, пути их достижения, система других мероприятий, организационная структура управления программой, информация о необходимости ресурсов, сроки реализации программы, оценка эффективности, пути внедрения программы в жизнь.
Понимая под технологией выставочной деятельности музеев специально организованную систему последовательных действий, обеспечивающую эффективность планирования и организации выставок в конкретных условиях функционирования музея,. рассмотрим основные этапы и методику её разработки.
Важным является методическое положение о том, что «поскольку абсолютная эффективность программ определяется на стадиях её разработки, затем «развёрстки» показателей в отраслевые и региональные планы, и далее в ходе фактической реализации, следовательно, её можно представить в трёх видах: проектном, плановом и фактическом» [15, с.366].
В соответствии с данным положением технология выставочной деятельности включает в себя не только разработку программы выставочной деятельности, но так же планирование и организацию выставок в соответствии с этой программой. Исходным пунктом является решение о разработке программы административных органов, каковыми могут выступать органы управления культурой или администрация музея. Заказчик мотивирует разработку программы, определяет основные цели, а так же назначает коллектив исполнителей (рабочая группа по разработке программы выставочной деятельности). Руководитель рабочей группы предварительно изучает проблематику задания, исходные предпосылки и ограничения, объём работ и т.д. В процессе исследования должен быть проведён анализ документов, архивных и статистических материалов, литературных источников по заданной теме.
Таблица З Технология выставочной деятельности музея
Анализ ситуации | ||||||
і | г | к | ||||
Разработка программы выставочной деятельности | ||||||
Ч' | ік | |||||
Реализация программы выставочной деятельности музея | ||||||
т | il | |||||
Планирование выставок | ||||||
ч | ||||||
Выставочная работа | ||||||
ч | г | |||||
Оценка выставочной деятельности музея | ||||||
Изучение задания на разработку программы предполагает уяснение и оценку следующей группы вопросов:
- побудительные мотивы решения о разработке программы (основные проблемы выставочной деятельности, изменения социокультурной ситуации региона, общественная инициатива и т.д.);
- роль и место программы в общей системе региональных и музейных программ;
- соотношение программы с предшествующими, степень реализации последних, их влияние на цели и задачи данной программы (цели и задачи данной программы, принципиальная возможность их достижения);
- время разработки и реализации программы;
- научный и профессиональный потенциал коллектива разработчиков программы;
- степень разработанности научной проблематики программы, доступ-
ные методы и научный инструментарий проработки проблем.
Результатом должен стать план исследования и разработки программы.
Технология выставочной деятельности, должна строится на основе общих принципов разработки социокультурных программ и включать в себя методы социокультурного проектирования, что обуславливает наилучший эффект при формировании социокультурной среды региона посредством выставочной деятельности. Исходя и данного положения, технология выставочной деятельности предполагает: анализ ситуации, разработку выставочной программы, реализацию выставочной программы, оценку выставочной деятельности (табл. 3).
Эффективность программы во многом определяется всесторонним анализом социокультурных условий, представляющим научное обоснование проблемы. Этот процесс предполагает накопление, формирование, анализ и систематизацию исходной информации (годовые отчёты музея, отчёты по посещаемости, отчёты по выставкам, тематико-экспозиционные планы выставок, книги отзывов, результаты социологических исследований и т.д.).
Анализ исходной информации включает в себя:
1. Оценку внешних условий осуществления выставочной деятельно
сти:
- социокультурные особенности региона (численность населения, национальные особенности, традиции, демографические и географические особенности, творческий потенциал, экономическое положение региона);
- положение выставочной деятельности музея на рынке идентичных услуг (оценка конкурирующих организаций, сравнительный анализ, выделение факторов конкурентного преимущества);
- внешние связи музея (сотрудничество с образовательными учреждениями, учреждениями культуры, предприятиями и фирмами региона, межрегиональные и международные связи).
2. Характеристику аудитории музея:
- характеристика реальной аудитории музея (количество посетителей,
социальный, демографический и возрастной состав аудитории, количество групповых и одиночных посетителей, частота и характер посещения, уровень восприятия музейного предмета, музейное поведение, запросы и потребности);
- характеристика потенциальной аудитории музея (досуговые предпоч
тения, досуговая активность, оценка восприятия музея, запросы и потребно
сти).
3. Оценку внутренних условий осуществления выставочной деятельно
сти:
- экспозиционные площади музея (количество, размеры и пропускная способность экспозиционных площадей);
- музейные фонды (количество, состав, сохранность музейных предметов);
- кадровый состав (штат сотрудников, уровень профессиональной подготовленности сотрудников всех подразделений, стимулирование труда, психологический климат, отношение к труду);.
- материально - техническая база (финансовое, техническое обеспечение выставок, выставочное оборудование, транспорт).
4. Оценку существующей технологии выставочной деятельности:
- анализ развития выставочной деятельности (ретроспективная оценка
изменений выставочной деятельности, выявление позитивных и негативных
тенденций);
- организация работы всех подразделений занятых в выставочной деятельности (эффективность управления, положения о выставочной деятельности, должностные инструкции, планирование и использование рабочего времени, методическое обеспечение);
- соответствие выставочной деятельности профилю, целям и миссии музея;
- анализ эффективности выставочной деятельности (посещаемость, экономическая и педагогическая эффективность выставок, оценка факторов
эффективности).
Мы считаем, что наиболее эффективно при этом рассматривать выставочную деятельность как систему, где основные структурные компоненты (подсистемы) выступают единицами анализа. Для характеристики инструментария приведём примерные группы показателей.
1. Для характеристики подсистемы управления и маркетинга: соотношение разного рода выставок для реализации поставленных целей (по характеру экспозиционного фонда: внешний и внутренний, по масштабу, по экономической эффективности и т.д.), соответствие тематики выставок и представленных- экспонатов запросам и потребностям населения, сроки проведения выставок, разработка нормативных документов, положений о выставках, должностных инструкций, организационная структура выставочной деятельности (наличие отделов, количество сотрудников занятых в выставочной работе), разработка системы стимулирования труда, необходимость повышения квалификации сотрудников, возможности совершенствования материально -технической базы, рекламной компаний выставок, программа маркетинговых исследований, возможности привлечения внебюджетных средств, основные направления работы с общественностью др.
2. Для характеристики экспозиционной работы: приоритеты и соотношения основных экспозиционных средств, использование вспомогательных средств, в том числе оценка возможности совершенствования технических средств, выставочного оборудования, использование новых технологий в экспозиционной работе, определение методов и основных приёмов построения экспозиции, необходимость изменений, анализ кадрового состава, возможности дополнительного привлечения сотрудников, методическое обеспечения и пути повышения профессионального уровня сотрудников занятых в данной работе и пр.
3. Для характеристики образовательно-развлекательной деятельности: насыщенность образовательно-развлекательной программы выставок, виды мероприятий, прогрессивность, качественный уровень и разнообразие форм
работы, соотношение форм работы для реальной и потенциальной аудитории, групповых и одиночных посетителей, эффективность проведения мероприятий, оценка методов работы и подачи материала, адаптированность материала под разные возрастные и социальные группы, степень технического оснащения, материально-технической базы и т.д.
В итоге научной разработки темы необходимо иметь полное представление об истории, динамике, современном состоянии и тенденциях развития предмета исследования. Должны быть выявлены основные проблемы, произведено ранжирование проблем, определена главная цель выставочной программы в соответствии с миссией музея, целевые показатели, характеризующие конечные результаты программы. Анализ исходной информации позволяет приступить к более целенаправленному проведению исследований по основным направлениям и проблемам.
Методическим завершением должно быть принятие системы концептуальных и методических принципов для непосредственной разработки программы. На наш взгляд для программы выставочной деятельности музея та- ' ковыми должны стать:
- обеспечение равного доступа для всех социально-демографических ■■■ групп к художественным и историческим ценностям;
- приоритет образовательно-воспитательной функции временных экспозиций;
- максимальное соблюдение музейной специфики выставок.
По итогам работы составляются отчёты, включающие в себя основные выводы и предложения, проблемы и пути их решения, а так же положения рабочей концепции и методические принципы. В приложение включается план разработки программы. Научный отчёт утверждается административными органами, по необходимости вносятся коррективы и уточнения.
Процесс разработки программы заключается в формировании рабочей концепции, разработки проекта программы и определения механизмов её реализации.
Совокупность проблем, выявленных в научной проработке темы, благоприятных и неблагоприятных факторов. Возможных путей решения проблем, выводов и предложений подлежит анализу, оценки по ряду критериев и систематизации.
В качестве критериев для систематизации, определения уровня приоритетности проблем и рациональности предлагаемых решений применительно к разрабатываемой концепции.программы выставочной деятельности могут быть: педагогическая и социальная значимость, временные показатели (безотлагательность решения, продолжительность работ и т.д.), экономические показатели (окупаемость, доходность, стоимость работ и т.д.).
Содержание концепции должно чётко отражать принципиальные вопросы и проблемы, решающиеся посредством программы выставочной деятельности. В рабочей концепции программы выставочной деятельности могут быть изложены следующие вопросы:
- приоритетные направления выставочной деятельности;
- необходимость повышения посещаемости музейных выставок (общая посещаемость и посещаемость конкретных выставок);
- необходимость расширения географии выставок;
- изменение социально - демографического состава аудитории выставок;
- повышение экономической эффективности выставочной деятельности;
- усиление влияния выставок при формировании социокультурной среды региона и др.
В концепции должна быть определена целесообразность основных путей решения проблем, экономические возможности, этапность решения задач.
После выработки концепции начинается разработка проекта программы. Для этого необходимо уточнить структуру программы и определить принципы формирования программы. Принципы могут быть разнообразны и зависят от субъективных факторов характерных для конкретного музея и социокультурной среды региона. На наш взгляд, учитывая современное со-
стояние выставочной деятельности музеев, наиболее удобным будет проблемно-целевой принцип, согласно которому, каждое из программных направлений формируется в разделы с дифференциацией по проблемам. Организация решения основных проблем, предусматривается в отдельных проектах, входящих в состав программы.
Определение механизма реализации программы не менее важный этап в её разработке. В первую очередь необходимо ещё раз оценить условия организационные возможности музея, для того чтобы определить: состав исполнителей, источники финансирования, формы реализации конкретных проектов.
Далее проект программы утверждается на методическом совете музея, по возможности приглашаются эксперты и представители управленческих органов культуры. Схематично можно представить процесс разработки выставочной программы следующим образом:
Таблица 4 Процесс разработки программы
Разработка проекта программы | —► | Определение механизма реализации программы |
Формирова-ние концепции |
Утверждение проекта программы
Рассмотрим основные этапы разработки программы выставочной деятельности музеев.
Первый этап: аналитико-оценочный.
На данном этапе главным является всесторонний анализ ситуации и выявление наиболее проблемных звеньев всей структуры выставочной деятельности. Этот этап является основополагающим, так как проблемно-целевая ориентация является основным технологическим приёмом и принципом, которому подчинены все дальнейшие программные мероприятия. Фактически производится процедура диагностики наиболее значимых проблем выставочной деятельности музея.
Инструментарием на данном этапе могут служить такие методы со-
циологического исследования как опрос, качественный и качественно - количественный (контент-анализ) документов, метод наблюдения и метод экспертных оценок.
Категория ситуация является основной на данном этапе технологии. С помощью этой системной категории выделяется динамическая социокультурная целостность, имеющая специфичную структуру, т.е. набор устойчивых компонентов. Обозначая границы, качество и направленность конкретного социокультурного процесса в данный промежуток времени, она выступает в качестве модели анализа, позволяя операционально описать некую совокупность условий и проблем, а также выйти в рамках проекта на решение этих проблем - путем создания более оптимальных условий функционирования человека в социокультурной среде.
Характеристика ситуаций как модели социокультурного процесса осуществляется путем выделения и анализа тех ее компонентов, которые: являются относительно устойчивыми и существенными детерминантами определённого процесса социокультурной деятельности; могут быть изменены или усовершенствованы.
На наш взгляд модель анализа ситуации в технологии выставочной деятельности включает анализ состояния социокультурной среды региона, в которой выделяются такие основные компоненты: основной субъект деятельности (выставочная деятельность музея являющаяся объектом технологиза-ции), рынок идентичных услуг региона (в данном случае таковыми выступают организации осуществляющие выставочную деятельность), объект деятельности (потребитель услуг, реальная и потенциальная аудитория, её запросы и потребности), производится сравнительный анализ состояния и соответствия данных компонентов. Основной акцент делается на анализ основного субъекта деятельности, который мы предлагаем рассматривать в соответствии с представленной в разделе 1.3. данной диссертации организационной модели и в динамике, поскольку выставочная деятельность представляет собой развивающуюся систему (табл. 5)
Таблица 5 Социокультурная модель анализа ситуации в технологии выставочной
деятельности музеев
Анализ состояния социокультурной среды региона
Рынок идентичных услуг
Субъект (выставочная деятельность музея)
Объект
(характеристика, запросы и потребности аудитории)
Экспозиционная работа
Управление и маркетинг
Образовательно-развлекательная деятельность
Оценка эффективности
Формулировка проблем
На данном этапе оценивается эффективность выставочной деятельности в целом, определяется степень удовлетворённости основными показателями. Оценивается работа каждой подсистемы выставочной деятельности, с учётом факторов эффективности для каждой из них. Выявляются основные проблемы, снижающие эффективность выставочной деятельности. Для детализации показателей инструментарием могут служить таблицы соотношений спроса и предложения на определённые типы выставок, времени проведения выставок и рекламной компании для определённой социальной или возрастной группы, группировка мероприятий в зависимости от потребностей целевых групп и т.д.
Оценка выставочной деятельности проводится в соответствии с запро-
сами потребителей услуг, в соотношении с условиями выставочной деятельности в других музеях данного региона, страны. В результате данного анализа будет определён круг проблем, соответствие выставочной деятельности целевым установкам музея. На этом этапе необходимо провести ранжирование проблем для каждой из подсистем музея.
Второй этап: целевой
Процесс целеполагания предполагает формулировку целей и задач в соответствии с миссией и общей концепцией музея. Опираясь на всесторонний анализ ситуации, необходимо выявить приоритетные направления выставочной деятельности и определить конкретные задачи, решаемые посредством выставочной технологии. Главной целевой установкой должно быть формирование и развитие личности посредством публикации музейных экспонатов. Спектр задач может быть весьма разнообразным и направленным как на удовлетворение потребностей различных групп населения, активизацию культурных процессов региона, так и на решение проблем, и развитие самого музея. В процессе целеполагания важно смоделировать результаты деятельности и определить основные параметры оценки желаемого состояния объекта. Прогнозирование строится на основе соотношения результатов анализа и возможных изменений условий выставочной деятельности.
Показатели могут быть как количественные, так и качественные. На данном этапе необходимо установить:
- общую посещаемость и количество аудитории определённых выставок;
- изменения социального и демографического состав аудитории (показатели выражаются в процентном соотношении к общей посещаемости);
- оптимальное количество выставок, соотношение различных видов выставок (например, указать количество крупномасштабных выставок, выставок из фондов музея, региональных, общероссийских, международных выставок, в зависимости от профиля музея можно определить соотношение выставок по характеру предметов и т.д.);
•)
- приоритеты относительно выставляемых экспонатов;
- изменения условий экспонирования, качество выставочного оборудования, технических средств;
- желаемое состояние объекта (изменение имиджа музея среди аудитории, уровень восприятия музейного предмета, уровень знаний и т.д.);
- количество и приоритетные формы образовательно-развлекательной деятельности;