По
I
F
- сональных и групповых выставок современных художников Сибири. Фактически до 1990 года отсутствуют выставки детского творчества.
Диаграмма 1.
Соотношение выставок ГХМАК 1970-1991 гг.
■ Выставки из фондов ГХМАК
■ Выставки из других музеев и выставочных организаций России D Выставки художников Алтайского края
D Выставки из частных коллекций и галерей
■ Выставки современных художников из других регионов России
Я Совместные выставки с учреждениями культуры г. Барнаула (за исключением СХ)
Последующий период - 1-990-е годы, можно назвать переходным, как в целом в выставочной практике нашей страны, так и деятельности ГХМАК. Перемены в период перестройки сказались не только на собирательской деятельности, которая к 1996 году за недостатком финансирование практически прекращается, но и на выставочной. Перестают поступать выставки из крупных музеев и выставочных организаций. Общий дефицит бюджета ГХМАК компенсируется за счёт организации так называемых развлекательно- ком-мерческих выставок.
|
|
С одной стороны в этот период музей переживает тяжёлый финансо
вый кризис, с другой стороны с 1993 года открываются новые экспозицион
ные залы, которые позволяют разместить стационарную экспозицию «Рус
ское искусство XVI - XVIII веков» и расширить выставочные площадки. Бла
годаря этим переменам с 1993 года количество выставок увеличивается
• втрое. Если в 1970-1992 годы в год проводилось 7-9 выставок, то в 1990 го-
j ды их число варьируется от 25 до 30. Изменяется и продолжительность работы временных экспозиций, которая в среднем составляет 21 рабочий день. Падает общая посещаемость музея: средние показатели в 1990-е годы - 70 тыс. человек в год (1970-1980 годы - 100 тыс. человек в год). Проблемы собирательской работы вызвали изменение выставочной деятельности: снизилось общее количество выставок из фондов, прекратились выставки новых поступлений. В данный период выставочная деятельность нестабильна, от-
I' сутствует планомерность, множество выставок организуется спонтанно.
Назревает необходимость реструктуризации музея и в частности создания выставочного отдела, введение в штат сотрудника по привлечению зрителей. Поскольку отсутствовала возможность создания полноценного выставочного одела, был создан сектор выставочной деятельности в отделе экс-курсионно-массовой работы. К концу 1990 годов в выставочной деятельности складывается относительная стабильность. В связи с прерыванием сотрудничества с центральными музеями и выставочными организациями, ак-
Ф тивно налаживаются новые контакты: с городскими и краевыми учебными заведениями, центрами творчества, коммерческими фирмами, частными коллекционерами и т.д.
|
|
Небезуспешны попытки поиска партнёров для проведения выставок за пределами края. В это же время апробируются новые формы научно-просветительской работы. Помимо традиционных форм (экскурсии, встречи с художниками, вечера памяти), становятся частыми концерты вокальной и инструментальной музыки. Получают распространение массовые мероприя-
• тия, посвященные дню музеев, дню знаний, дню защиты детей. На выставках
проходят различные презентации, викторины, конкурсы, театрализованные представления, экскурсии - путешествия, апробируются такие формы работы как мастерская юного художника и мастер-класс.
С 199.4 года в структуру музея входит отдел реконструкции и реставрации традиционной народной культуры (в настоящее время отдел носит на-
звание «Традиционная русская культура»). Благодаря этому на выставках на-
чинают проводиться лекции - концерты, освещающие традиции празднования Рождества, Святок, Пасхи, Троицы, Масленицы, народные хороводы и игры. Появление нового отдела отразилось и на тематике выставок - фактически ежегодно организуются этнографические выставки, ставшие популярными у музейных посетителей.'В середине 1990-х годов сотрудниками музея целенаправленно формируется постоянная аудитория ГХМАК. Основной акцент делается на школьников. Частыми посетителями, помимо учащихся общеобразовательных школ, становятся дети из художественных школ, воспитанники детских домов и специнтернатов. В то же время изменяются методы пропаганды и проведения рекламной компании выставок. К 1999 году, количество сообщений о музее в СМИ по сравнение с началом 1990-х годов увеличивается в шесть раз.
В 1990-е годы соотношение различного рода выставок значительно изменяется (диаграмма 2). Большинство выставок - 85 (50%) представляют произведения современных алтайских художников (из них 46% - персональные, 31% - групповые и 23% - выставки детского творчества). Доля выставок из других музеев и организаций России составила 25%. При этом изменились характеристики данных выставок. Почти половина из них (45%) выставки - ярмарки, 14% - выставки восковых персон, 5% из выставочной организации РОСИЗО, столько же из Государственного Эрмитажа, причём это выставки детского творчества. Остальные выставки были организованы совместно с сибирскими музеями, частными коллекционерами галереями.
Следует отметить ряд крупных выставок этого периода, ставшими значительным культурными событиями в жизни края. В первую очередь это выставки христианской тематики «Богослужебная символика православной церкви» (1992 г.) и «Русь православная» (1999 г.), международная выставка «Гимн цветку» (1993 г.), выставка произведений Г.И. Гуркина (совместно с Томским, Новосибирским художественными музеями, 1995 г.), «Творчество Н.К. Рериха и С.Н. Рериха» (из музея искусств народов Востока, 1992 г.).
Диаграмма 2
Соотношение выставок ГХМАК 1990-1999 гг.
•
В Выставки из фондов ГХМАК
■ Выставки из других музеев и выставочных организаций
России
□ Выставки художников Алтайского края
□ Выставки из частных коллекций и галерей
■ Выставки современных художников из других регионов России
■ Совместные выставки с учреждениями г. Барнаула (за исключением СХ)
•
Доля выставок из фондов музея составила лишь 17%, (в том числе 41 % - выставки ДЛИ и книги, 3% - выставки новых поступлений). Большинство выставок ДЛИ представляли публике новые экспонаты, привезённые из экспедиций по Алтайскому краю. Около 6% выставок было проведено совместно с образовательными учреждениями и коммерческими фирмами г. Барнаула, 4% - выставки из частных коллекций и галерей.
|
|
В этот период больше внимания уделяется планированию и контролю за выставочной деятельностью. Ежегодно проходит около 20 совещаний по вопросам выставочной деятельности [225].
Последующий период с 2000 по 2005 год характеризует современное состояние выставочной деятельности ГХМАК. Прежде всего, его отличает
большая креативность и расширение границ всех компонентов системы выставочной деятельности. В 2000 году увеличиваются выставочные площади музея, и открывается экспозиция «Отечественное искусство 1900-1950-х годов» (живопись, графика, скульптура, ДЛИ). В третьем тысячелетии выставочная деятельность начинает строиться в соответствии с пониманием миссии музея как доступного и открытого всем уникального центра художественной культуры края. Музейные выставки и мероприятия становятся неотъемлемой и значительной частью общих краевых культурных программ [235].
С 1999 года (до этого представляемые проекты не финансировались)
Государственный художественный музей Алтайского края участвует в Феде
ральной программе «Культура-России». Проекты разрабатывались по двум
разделам подпрограммы «Развитие культуры и сохранение культурного на
следия России»: «Искусство России» и «Культурное наследие России», отве
чающим основным направлениям деятельности музея и его программе пер
спективного развития [228].,
Выставочные планы связаны с реализацией программ, посвященных крупным историческим событиям: 2000-летию Рождества Христова и встрече III тысячелетия, 55-летию Победы в Великой Отечественной войне, 270-летию г. Барнаула (2000 г.), 45-летия ГХМАК (2004г.).
Одной из целей выставочной деятельности становится укрепления межрегиональных и международных культурных связей в интересах социокультурного развития края. Для её реализации музей осуществил в 1999-2002 гг. ряд выставок: «Русь православная» 1999 г. (выставка икон Музея истории религии г. Санкт-Петербурга), «Диалог культур» 1999г. (совместная выставка из фондов общества «Россия - Япония» г. Новосибирска и г. Барнаула), Выставка Сергея Дыкова, 1999 г. (СХ Республики Горный Алтай), «Алтай от России до Монголии», 1999 г. (выставка монгольских художников), «Земля и космос», 2001г. (совместная выставка ГХМАК, АГКМ, Союзов художников Барнаула и Москвы), «Из художественного наследия Алтая», 2002 г. (вы-
|
|
ставка в ГТГ г. Москва) в рамках федерального проекта «Золотая карта России») и др.
В 2001 году проведены кадровые и структурные изменения - создан отдел выставочных проектов и музейных программ. В этот период совершенствуются и разрабатываются «Проект положения о выставках в ГХМАК», «Положение о методическом обеспечении выставок в ГХМАК», вносятся изменения в договоры по проведению персональных выставок. Практически по каждой выставке проводятся методические занятия для сотрудников музея, разрабатываются методические материалы и программа проведения мероприятий на выставках (см. приложение 2). Делаются попытки прогнозировать посещаемость выставок. В музее в 2000 году вводится должность специалиста по маркетингу. Благодаря этому проводятся социологические исследования, направленные на изучение досуговых предпочтений реальной и потенциальной аудитории. Однако исследования носили разрозненный характер, их результаты незначительно влияли на выставочную деятельность музея.
Одновременно активизируется работа по поиску альтернативных источников финансирования. В практике музеев постепенно появляются выставки, организованные при финансовой поддержке фирм и предприятий края, начинает развиваться информационное спонсорство. Сокращается количество внеплановых выставок, общее количество выставок возрастает и к 2005 году достигает 34 выставок в год. Усиливается сотрудничество с педагогами школ и ВУЗов г. Барнаула с целью интеграции общеобразовательных и музейных программ, корректируются планы выставочной деятельности и программы мероприятий на выставках.
Данные период характеризуется поиском стабильной и эффективной технологии выставочной деятельности. В целом выставочную деятельность музея можно охарактеризовать как достаточно успешную, по сравнению с предыдущим периодом (средняя посещаемость музея - 80 тыс. человек в год). В 2003-2005 гг. ведутся поиски новых партнёров для организации вы-
ставок, расширяются внешние связи музея. Главным итогом становится возобновление сотрудничества с Государственной Третьяковской галереей, которое осуществляется в рамках проекта «Золотая карта России». Лучшие художественные произведения экспонируются в Москве, а в ГХМАК в 2004 году открывается выставка «Шедевры Третьяковской галереи».
В 2004-2005 гг. реализуются выставочные проекты, направленные на привлечение молодёжной аудитории. Новые подход к организации выставок был апробирован в 2004 году (выставка «Экзотика тела») и в 2005 году с учётом результатов социологических исследований и корректив, выставочный проект успешно прошёл в изменённом и расширенном варианте («Молодёжная палитра»). Совместно с ВУЗами, Новоалтайским Государственным художественным училищем, учреждениями дополнительного образования, краевой детской библиотекой проведено 5 выставок-акций, посвященных архитектуре, дизайну одежды, искусству книги, боди-арту, культурным традициям Востока.
Соотношение выставок в 2000-2004 гг. было следующим (диаграмма 3): 29% - выставки из других музеев и выставочных организаций; 46% - выставки современных художников Алтайского края (из них 86% -персональные, 4% - групповые, 10% - детские); 17% - выставки из фондов (из них 30% - выставки декоративно-прикладного искусства); 2% - выставки художников из других регионов России; 4% - выставки организованные совместно с различными организациями г. Барнаула, 1% - выставки из частных коллекций, 2% выставки - акции [225].
Таким образом, выставочная деятельность ГХМАК в процессе своего развития претерпела ряд изменений характерных для каждой их подсистем. Увеличивается количество выставок, штат сотрудников занятых в выставочной деятельности, источники финансирования выставок, формы научно -просветительской деятельности.
Диаграмма З
Соотношение выставок ГХМАК 2000 -2004 гг.
■ Выставки из фондов ГХМАК
■ Выставки из других музеев и выставочных организаций
России D Выставки художников Алтайского края
D Выставки из частных коллекций и галерей
■ Выставки современных художников из других регионов
России
■ Совместные выставки с учреждениями г. Барнаула (за
исключением СХ)
■ Выставки - акции
Укрепляется материально техническая база: расширяются выставочные площади, совершенствуется выставочное оборудование, технические средства в экспозиции и образовательно-развлекательной деятельности. В то же время, несмотря на количественный рост выставок, посещаемость выставок не увеличивается, география выставок преимущественно ограниченна рамками Алтайского края. Кроме того, практически отсутствует тенденция развития системы художественного проектирования экспозиций. Изменяется соотношение и характер выставок. После 1990 года сокращаются выставки из других музеев и выставочных организаций, изменяется состав экспонатов. В 1990-1999 гг. данные выставки преимущественно носили развлекательно-коммерческий характер, что было вызвано условиями функционирования му-
зея. В 2000-2004 гг. выставки из других музеев приобретают характер значительного культурного события и представляют высокохудожественные экспонаты. Положительной тенденцией явилось то, что в последнее десятилетие в процессе выставочной деятельности максимально задействован внешний региональный фонд. Некоторое сокращение выставок из фондов музея, компенсируется за счёт увеличения совместных выставок с различными социально-культурными институтами края, выставок из частных коллекций и мастерских художников Алтайского края. Появляются новые социально -культурные формы выставок, такие как выставки - акции и масштабные выставочные проекты.
Анализ развития выставочной деятельности ГХМАК позволил выделить ряд основных факторов повлиявших на её изменение: экспозиционные площади, фонды, материально-техническая база музея, кадровый состав, организационная структура, положение на рынке услуг, внешние связи музея, месторасположение музея, социальный заказ, состояние социокультурной среды региона.
Разработка технологии выставочной деятельности требует анализа положения музея относительно других учреждений культуры, оценку его конкурентоспособности. Конкурентоспособность - многогранное понятие, на которое оказывает влияние большое количество факторов. В целом, оценивая конкурентоспособность выставочной деятельности ГХМАК необходимо выделить как негативные, так и позитивные стороны работы музея, оказывающие влияние на востребованность экспозиций. Факторы конкурентного преимущества можно разделить на четыре группы: преимущества во внешней (социально-культурной, политической экономической и др.) среде; преимущества во внутренней среде (технология, организация, оборудование); преимущества в качестве предлагаемых услуг; преимущества рынка.
К первой группе факторов относятся:
- статус Государственного краевого учреждения культуры, дающий музею определённую поддержку (в т.ч. и финансовую) при организации выста-
вочных проектов, издании полиграфической продукции, сотрудничестве с другими учреждениями регионов России;
- уникальная коллекция, представленная в постоянной экспозиции, по
зволяющая рассматривать музей как эталонную культурную и художествен
ную среду для профессионалов и любителей искусства Алтайского края;
-территориальное расположение ГХМАК: центр города, близость остановки общественного транспорта, обеспечивает доступность музея для большинства жителей города и края;
В качестве преимуществ внутренней среды можно выделить:
- шесть экспозиционных залов, оснащенных выставочным и др. специальным оборудованием (витрины, подиумы, система освещения, система охраны, банкетки, стулья для взрослых и детей и т.д.), позволяющих одновременно проводить несколько выставок;
- коллекция музея, насчитывающая свыше 13000 ед. хранения и включающая произведения античного, древнерусского, русского и современного искусства, работы Алтайских художников, предметы народной культуры и другие уникальные экспонаты, даёт возможность организовывать выставки различной тематики;
- фонд детского творчества, (свыше 500 работ) и фонд передвижных выставок, позволяют значительно расширить аудиторию музея, посредством организации выставок в других учреждениях края и городах России (ежегодно музей проводит свыше 30 передвижных выставок рассчитанных как на детскую, так и на взрослую аудиторию);
- наличие дополнительной информационной, печатной и сувенирной продукции: путеводители, буклеты, пластинки, календари, открытки и т.д.
Преимущества организационной структуры:
- функционирование специальных отделов по организации выставок и
работе с посетителем, квалифицированные специалисты: искусствоведы, ис
торики, педагоги, этнографы, музееведы и т. д., обеспечивают профессио
нальный подход на всех этапах организации выставки;
- доступные цены на билет, гибкая ценовая политика: скидки, бесплат
ный вход для отдельных категорий населения, бесплатные пригласительные
билеты, дни бесплатных посещений.
Качество предлагаемых услуг:
- подлинность и уникальность экспонатов;
- разнообразие форм работы с посетителем на выставке, рассчитанных на различные социально-демографические группы: экскурсии (в т.ч. и с элементами театрализации), встречи с художниками, мастер - классы, тематические вечера, концерты, консультации и др.;
- разнообразные виды выставок: художественные, тематические, научно-образовательные, программные, авторские, детские и т.д.
Оценивая преимущества рынка, т.е. положение ГХМАК на рынке культурно-информационных услуг города, можно отметить сравнительно небольшое количество конкурентов, основными из которых являются: Алтайский государственный краеведческий музей (АГКМ), Государственный музей истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА), выставочные залы: отделения Союза Художников РФ, Алтайского государственного технического университета (АГТУ), Барнаульского государственного педагогического' университета (БГПУ), Алтайской академии экономики и права, Художественно-эстетический центр «Универсум» (АГУ), Молодёжное объединение «Тёмная галерея», Детская картинная галерея «Лукоморье», галерея «Турина гора», павильон современного искусства «Открытое небо», арт-галерея салона «Всё для художника». По показателям посещаемости ГХМАК превосходит лишь Алтайский Государственный краеведческий музей, что закономерно, учитывая профиль и историю музея.
Особенностью конкуренции в социокультурной сфере является то, что она, прежде всего, предполагает не соперничество, а взаимовыгодное сотрудничество учреждений культуры. У ГХМАК за многолетний опыт работы сложились устойчивые отношения с библиотеками, театрами, галереями, музеями и другими учреждениями края.
Тенденции последнего времени, характеризуются повышением интереса к выставкам в целом и, как следствие, увеличением числа частных и государственных учреждений культуры, использующих данную форму работы. За период с 2002 г. по 2005 г. в г. Барнауле заметно активизировалась выставочная деятельность театров, дворцов культуры, библиотек и т.д., в 2004 году открыта мастерская - выставочный зал в клубе «Чаплин» при к/т «Мир», 2005 г. - начала работу картинная галерея «Кармин». Всё это диктуют необходимость учёта и критической оценки стратегических факторов конкурентного преимущества музея.
На сегодняшний день ни один выставочный зал г. Барнаула, не обладает возможностью предоставить весь спектр услуг имеющихся в ГХМАК. Если же учесть специфику и профиль музея, то можно с уверенностью сказать, что он является уникальным в городе учреждением культуры, обладающим реальными возможностями, для того чтобы стать культурным и художественным центром города и края.
Это утверждение верно лишь применительно к реальной, постоянной аудитории музея. Необходимо сегодня не только не потерять эту аудиторию, но и привлечь в музей новых посетителей, т.е. брать во внимание и потенциальную аудиторию музея. При таком подходе музею приходится конкурировать со всеми учреждениями города, оказывающими культурно-информационные услуги, включаться в индустрию досуга. С этих позиций в первую очередь необходимо оценивать то, насколько услуги, предоставляемые ГХМАК, соответствуют современным запросам населения. Такой подход является единственно возможным и с позиций теории музейной коммуникации, где выставка рассматривается как площадка для диалога, процесса общения в которой посетитель выступает как собеседник и партнёр, свободно выбирает свою роль в музее.
Анализ работы ГХМАК позволил выделить спектр проблем отражающихся на эффективности выставочной деятельности:
отсутствие современных коммуникационных систем: системы кондиционирования, вентиляции и др.;
слабая техническая оснащённость музея, аудио, видео аппаратурой, современными компьютерными технологиями;
неполный, несвоевременный, либо неудовлетворительного качества сопроводительный информационный материал некоторых выставок (печатная, мультимедийная и др. продукция);
недостаточная разработанность форм научно-просветительской работы с одиночными посетителями на выставках;
недостаточная организация рекламной компании выставочных проектов;
малая вместительность гардероба, значительно снижающая пропускную способность музея;
сравнительно небольшие выставочные площади, не позволяющие осуществлять широкомасштабные выставочные проекты;
отсутствие дополнительных рекреационных услуг (специальных рекреационных зон, кафе), зоны тактильного восприятия музейной информации, специально оборудованного конференц-зала;
основное здание музея не приспособлено для посещения людьми с ограниченными физическими возможностями (нет пандусов, трудный подъём по лестнице);
недостаточная разработка дифференцированных технологий (организация выставок для различной целевой аудитории);
слабый учёт запросов и потребностей реальной и потенциальной аудитории музея, отсутствие планомерной работы по их выявлению;
негибкий график работы музея; - не сформирован обменный фонд. Для процедуры социокультурной диагностики и выявления всего спектра проблем, необходимо получить полную информацию о составе реальной аудитории музея, музейном поведении: характере посещения, особенностях
восприятия и способах знакомства с экспозицией и т.д. Важно знать так же особенности досугового поведения потенциальной аудитории музея (предпочтения, запросы и потребности, представления о музее, источники получения информации и т.д.).
Для получения информации о музейном поведении реальной аудитории ГХМАК было опрошено 193 человека на выставке «Шедевры Третьяковской галереи». Из них 147 - женщин и 46 - мужчин. Из общего числа респондентов: 12% — учащиеся средних и старших классов, 23% — студенты, 20% - рабочие, 38% - служащие, 7% - пенсионеры. Особое значение имеет изучение потребностей и запросов аудитории, поскольку в современной ситуации устаревшая схема выставочной деятельности - привлечение зрителя на уже сформированные выставки не эффективна. Законы рыночных отношений распространяются так же и на музеи, а значит, спрос должен определять предложение. Для исследования интересов и потребностей реальной аудитории музея было проведено анкетирование 185 посетителей музея. Респондентам было предложено из 102 возможных выставок, выбрать наиболее интересные. В анкете были представлены выставки различной тематики, состава экспонатов и включали в себя как традиционные, так и нетрадиционные для ГХМАК экспозиции. Возрастной и социальный состав тот же, что и при исследовании музейного поведения.
Состав постоянной аудитории музея.
В ГХМАК постоянно фиксируется количество льготных посетителей: школьников, студентов, пенсионеров. Социальный состав одиночных посетителей и взрослой работающей аудитории, а так же соотношение мужчин и женщин не исследовались. Для того, чтобы восполнить данные пробелы мы фиксировали пол и социальный статус каждого второго посетителя, приходившего в музей не в составе организованной группы, работающего взрослого. По результатам исследования мы можем представить социальный состав одиночных посетителей реальной аудитории музея: учащиеся - 19%, студенты - 21%, рабочие - 18%, служащие - 35%, пенсионеры - 7%. Из всех посе-
тителей мужчин - 24%, женщин - 76%, таким образом, женщин в 3,2 раза больше чем мужчин.
Сопоставив средние данные отчётов музея и результаты исследования можно представить приблизительный социальный состав аудитории ГХМАК. Самая многочисленная публика - это учащиеся и студенты - 70 % всей аудитории музея, пенсионеры - 8%, рабочие - 7%, служащие - 15%.
Частота и характер посещения музея
Постоянными посетителями музея из числа опрошенных являются 110 (46%) человек. Доля тех, кто посещает музей впервые составляет 9%. Из всех респондентов лишь 34% ответили, что знакомы с постоянной экспозицией, 46% её не видели. Затруднились ответить на этот вопрос 20% респондентов, что говорит о том, что они не делают различий между временной и постоянной экспозицией и, как правило, приходят на конкретную выставку.
Как показало исследование, 55% реальной аудитории музея приходят непосредственно на выставки. Из всех респондентов 49% посещают выставки избирательно, отслеживая информацию о них и выбирая наиболее интересные, 6% стараются посетить все выставки. Посещение выставок является случайным у 43% участников опроса, из них 60% мужчин, что говорит о том, что женщины более целенаправленны в посещении музеев.
При выборе выставки для 77% постоянной аудитории главным является историческая и художественная ценность экспонатов, для 44% - тематика выставки, причём из них 22% считают данный критерий единственно важным. Количество экспонатов имеет значение менее чем для 1% опрошенных. Мероприятия на выставке, как главный мотив для её посещения, из постоянной аудитории не выбрал никто. Таким образом, для постоянных посетителей музея больший интерес представляет художественная составляющая экспозиции, нежели способы её интерпретации средствами образовательно-развлекательной деятельности. Цели и мотивы посещения музея весьма разнообразны. Большинство преследует цель получить эстетическое удовольствие (62%), увидеть ранее неизвестные произведения искусства (50%). Мень-
Ill
ше трети (27%) опрошенных приходят посмотреть работы лишь определённых художников, 19% - познакомить детей с произведениями искусства. Из всех посетителей 15% отвечают, что просто хотят интересно провести время и 9% - спокойно отдохнуть. Более половины посетителей (51%) приходят в музей с семьёй, 34% - с друзьями. Организованное групповое посещение предпочитают 11% опрошенных, одиночное - 7%.
Источники получения информации о выставках.
В настоящее время при организации выставки немаловажную роль играет рекламная компания. Необходимо знать приоритетные источники получения информации как аудиторией в целом, так и конкретными социальными и возрастными группами. Как показал опрос, чаще всего посетители узнают о проходящих в музее выставках от друзей и знакомых (48%) и кратких анонсов в газетах (44%). Телевизионную рекламу смотрят 36% посетителей, 23% - телевизионные репортажи и 27% обращают внимание на наружную рекламу. Небольшой процент аудитории слушает радио (18%) и читает статьи в газетах (15%), около одного процента опрошенных получают информацию посредством сети Интернет.
Способы знакомства с экспозицией.
Из всех посетителей 44% знакомятся с выставкой самостоятельно. Осматривать экспозицию с экскурсоводом предпочитают 42% посетителей. Кроме того, 25% постоянной аудитории по мере необходимости обращаются за консультацией к сотрудникам музея, чаще смотрителям, воспринимая их как музейных педагогов. Лишь 63% респондентов пользуются пояснительными материалами (читают этикетаж - 47%, аннотации - 15%, приобретают каталоги - 8%).
Особенности восприятия экспозиции.
В ГХМАК художественное решение экспозиций, как правило, традиционное - развеска картин по хронологическому принципу либо «по пятнам». Весьма редко, но все же присутствуют отдельные художественные приёмы на временных экспозициях. Опрос проводился на выставке «Шедев-
ры Третьяковской галереи», где картины экспонировались в хронологическом порядке и художественная ценность экспонатов не вызывала сомнений. Поскольку данный тип экспозиции является наиболее распространённым на выставках ГХМАК, то выбор выставки можно считать оптимальным для изучения особенностей восприятия художественной экспозиции. По итогам опроса, чаще всего посетители (63%) запоминают работы определённых художников (если выставка представляет несколько авторов). Как правило, двух или трёх авторов произведений, либо несколько ярких работ (43%), при этом лишь треть опрошенных могут сразу после просмотра выставки вспомнить название или автора произведения.