Методика разработки выставочных программ. 1 страница

По

I

F

- сональных и групповых выставок современных художников Сибири. Факти­чески до 1990 года отсутствуют выставки детского творчества.

Диаграмма 1.

Соотношение выставок ГХМАК 1970-1991 гг.

■ Выставки из фондов ГХМАК

■ Выставки из других музеев и выставочных организаций России D Выставки художников Алтайского края

D Выставки из частных коллекций и галерей

■ Выставки современных художников из других регионов России

Я Совместные выставки с учреждениями культуры г. Барнаула (за исключением СХ)

Последующий период - 1-990-е годы, можно назвать переходным, как в целом в выставочной практике нашей страны, так и деятельности ГХМАК. Перемены в период перестройки сказались не только на собирательской дея­тельности, которая к 1996 году за недостатком финансирование практически прекращается, но и на выставочной. Перестают поступать выставки из круп­ных музеев и выставочных организаций. Общий дефицит бюджета ГХМАК компенсируется за счёт организации так называемых развлекательно- ком-мерческих выставок.

С одной стороны в этот период музей переживает тяжёлый финансо­
вый кризис, с другой стороны с 1993 года открываются новые экспозицион­
ные залы, которые позволяют разместить стационарную экспозицию «Рус­
ское искусство XVI - XVIII веков» и расширить выставочные площадки. Бла­
годаря этим переменам с 1993 года количество выставок увеличивается
• втрое. Если в 1970-1992 годы в год проводилось 7-9 выставок, то в 1990 го-


j ды их число варьируется от 25 до 30. Изменяется и продолжительность рабо­ты временных экспозиций, которая в среднем составляет 21 рабочий день. Падает общая посещаемость музея: средние показатели в 1990-е годы - 70 тыс. человек в год (1970-1980 годы - 100 тыс. человек в год). Проблемы со­бирательской работы вызвали изменение выставочной деятельности: снизи­лось общее количество выставок из фондов, прекратились выставки новых поступлений. В данный период выставочная деятельность нестабильна, от-

I' сутствует планомерность, множество выставок организуется спонтанно.

Назревает необходимость реструктуризации музея и в частности созда­ния выставочного отдела, введение в штат сотрудника по привлечению зри­телей. Поскольку отсутствовала возможность создания полноценного выста­вочного одела, был создан сектор выставочной деятельности в отделе экс-курсионно-массовой работы. К концу 1990 годов в выставочной деятельно­сти складывается относительная стабильность. В связи с прерыванием со­трудничества с центральными музеями и выставочными организациями, ак-

Ф тивно налаживаются новые контакты: с городскими и краевыми учебными заведениями, центрами творчества, коммерческими фирмами, частными кол­лекционерами и т.д.

Небезуспешны попытки поиска партнёров для проведения выставок за пределами края. В это же время апробируются новые формы научно-просветительской работы. Помимо традиционных форм (экскурсии, встречи с художниками, вечера памяти), становятся частыми концерты вокальной и инструментальной музыки. Получают распространение массовые мероприя-

• тия, посвященные дню музеев, дню знаний, дню защиты детей. На выставках

проходят различные презентации, викторины, конкурсы, театрализованные представления, экскурсии - путешествия, апробируются такие формы работы как мастерская юного художника и мастер-класс.

С 199.4 года в структуру музея входит отдел реконструкции и реставра­ции традиционной народной культуры (в настоящее время отдел носит на-

звание «Традиционная русская культура»). Благодаря этому на выставках на-


чинают проводиться лекции - концерты, освещающие традиции празднова­ния Рождества, Святок, Пасхи, Троицы, Масленицы, народные хороводы и игры. Появление нового отдела отразилось и на тематике выставок - факти­чески ежегодно организуются этнографические выставки, ставшие популяр­ными у музейных посетителей.'В середине 1990-х годов сотрудниками музея целенаправленно формируется постоянная аудитория ГХМАК. Основной ак­цент делается на школьников. Частыми посетителями, помимо учащихся об­щеобразовательных школ, становятся дети из художественных школ, воспи­танники детских домов и специнтернатов. В то же время изменяются методы пропаганды и проведения рекламной компании выставок. К 1999 году, коли­чество сообщений о музее в СМИ по сравнение с началом 1990-х годов уве­личивается в шесть раз.

В 1990-е годы соотношение различного рода выставок значительно из­меняется (диаграмма 2). Большинство выставок - 85 (50%) представляют произведения современных алтайских художников (из них 46% - персональ­ные, 31% - групповые и 23% - выставки детского творчества). Доля выста­вок из других музеев и организаций России составила 25%. При этом изме­нились характеристики данных выставок. Почти половина из них (45%) вы­ставки - ярмарки, 14% - выставки восковых персон, 5% из выставочной ор­ганизации РОСИЗО, столько же из Государственного Эрмитажа, причём это выставки детского творчества. Остальные выставки были организованы со­вместно с сибирскими музеями, частными коллекционерами галереями.

Следует отметить ряд крупных выставок этого периода, ставшими зна­чительным культурными событиями в жизни края. В первую очередь это вы­ставки христианской тематики «Богослужебная символика православной церкви» (1992 г.) и «Русь православная» (1999 г.), международная выставка «Гимн цветку» (1993 г.), выставка произведений Г.И. Гуркина (совместно с Томским, Новосибирским художественными музеями, 1995 г.), «Творчество Н.К. Рериха и С.Н. Рериха» (из музея искусств народов Востока, 1992 г.).


Диаграмма 2

Соотношение выставок ГХМАК 1990-1999 гг.




В Выставки из фондов ГХМАК

■ Выставки из других музеев и выставочных организаций
России

□ Выставки художников Алтайского края

□ Выставки из частных коллекций и галерей

■ Выставки современных художников из других регионов России

■ Совместные выставки с учреждениями г. Барнаула (за исключением СХ)



Доля выставок из фондов музея составила лишь 17%, (в том числе 41 % - выставки ДЛИ и книги, 3% - выставки новых поступлений). Большинство выставок ДЛИ представляли публике новые экспонаты, привезённые из экс­педиций по Алтайскому краю. Около 6% выставок было проведено совмест­но с образовательными учреждениями и коммерческими фирмами г. Барнау­ла, 4% - выставки из частных коллекций и галерей.

В этот период больше внимания уделяется планированию и контролю за выставочной деятельностью. Ежегодно проходит около 20 совещаний по вопросам выставочной деятельности [225].

Последующий период с 2000 по 2005 год характеризует современное состояние выставочной деятельности ГХМАК. Прежде всего, его отличает


большая креативность и расширение границ всех компонентов системы вы­ставочной деятельности. В 2000 году увеличиваются выставочные площади музея, и открывается экспозиция «Отечественное искусство 1900-1950-х го­дов» (живопись, графика, скульптура, ДЛИ). В третьем тысячелетии выста­вочная деятельность начинает строиться в соответствии с пониманием мис­сии музея как доступного и открытого всем уникального центра художест­венной культуры края. Музейные выставки и мероприятия становятся неотъ­емлемой и значительной частью общих краевых культурных программ [235].

С 1999 года (до этого представляемые проекты не финансировались)
Государственный художественный музей Алтайского края участвует в Феде­
ральной программе «Культура-России». Проекты разрабатывались по двум
разделам подпрограммы «Развитие культуры и сохранение культурного на­
следия России»: «Искусство России» и «Культурное наследие России», отве­
чающим основным направлениям деятельности музея и его программе пер­
спективного развития [228].,

Выставочные планы связаны с реализацией программ, посвященных крупным историческим событиям: 2000-летию Рождества Христова и встрече III тысячелетия, 55-летию Победы в Великой Отечественной войне, 270-летию г. Барнаула (2000 г.), 45-летия ГХМАК (2004г.).

Одной из целей выставочной деятельности становится укрепления межрегиональных и международных культурных связей в интересах социо­культурного развития края. Для её реализации музей осуществил в 1999-2002 гг. ряд выставок: «Русь православная» 1999 г. (выставка икон Музея истории религии г. Санкт-Петербурга), «Диалог культур» 1999г. (совместная выставка из фондов общества «Россия - Япония» г. Новосибирска и г. Барнаула), Вы­ставка Сергея Дыкова, 1999 г. (СХ Республики Горный Алтай), «Алтай от России до Монголии», 1999 г. (выставка монгольских художников), «Земля и космос», 2001г. (совместная выставка ГХМАК, АГКМ, Союзов художников Барнаула и Москвы), «Из художественного наследия Алтая», 2002 г. (вы-


ставка в ГТГ г. Москва) в рамках федерального проекта «Золотая карта Рос­сии») и др.

В 2001 году проведены кадровые и структурные изменения - создан отдел выставочных проектов и музейных программ. В этот период совершен­ствуются и разрабатываются «Проект положения о выставках в ГХМАК», «Положение о методическом обеспечении выставок в ГХМАК», вносятся изменения в договоры по проведению персональных выставок. Практически по каждой выставке проводятся методические занятия для сотрудников му­зея, разрабатываются методические материалы и программа проведения ме­роприятий на выставках (см. приложение 2). Делаются попытки прогнозиро­вать посещаемость выставок. В музее в 2000 году вводится должность спе­циалиста по маркетингу. Благодаря этому проводятся социологические ис­следования, направленные на изучение досуговых предпочтений реальной и потенциальной аудитории. Однако исследования носили разрозненный ха­рактер, их результаты незначительно влияли на выставочную деятельность музея.

Одновременно активизируется работа по поиску альтернативных ис­точников финансирования. В практике музеев постепенно появляются вы­ставки, организованные при финансовой поддержке фирм и предприятий края, начинает развиваться информационное спонсорство. Сокращается ко­личество внеплановых выставок, общее количество выставок возрастает и к 2005 году достигает 34 выставок в год. Усиливается сотрудничество с педа­гогами школ и ВУЗов г. Барнаула с целью интеграции общеобразовательных и музейных программ, корректируются планы выставочной деятельности и программы мероприятий на выставках.

Данные период характеризуется поиском стабильной и эффективной технологии выставочной деятельности. В целом выставочную деятельность музея можно охарактеризовать как достаточно успешную, по сравнению с предыдущим периодом (средняя посещаемость музея - 80 тыс. человек в год). В 2003-2005 гг. ведутся поиски новых партнёров для организации вы-


ставок, расширяются внешние связи музея. Главным итогом становится во­зобновление сотрудничества с Государственной Третьяковской галереей, ко­торое осуществляется в рамках проекта «Золотая карта России». Лучшие ху­дожественные произведения экспонируются в Москве, а в ГХМАК в 2004 го­ду открывается выставка «Шедевры Третьяковской галереи».

В 2004-2005 гг. реализуются выставочные проекты, направленные на привлечение молодёжной аудитории. Новые подход к организации выставок был апробирован в 2004 году (выставка «Экзотика тела») и в 2005 году с учё­том результатов социологических исследований и корректив, выставочный проект успешно прошёл в изменённом и расширенном варианте («Молодёж­ная палитра»). Совместно с ВУЗами, Новоалтайским Государственным ху­дожественным училищем, учреждениями дополнительного образования, краевой детской библиотекой проведено 5 выставок-акций, посвященных ар­хитектуре, дизайну одежды, искусству книги, боди-арту, культурным тради­циям Востока.

Соотношение выставок в 2000-2004 гг. было следующим (диаграмма 3): 29% - выставки из других музеев и выставочных организаций; 46% - вы­ставки современных художников Алтайского края (из них 86% -персональные, 4% - групповые, 10% - детские); 17% - выставки из фондов (из них 30% - выставки декоративно-прикладного искусства); 2% - выставки художников из других регионов России; 4% - выставки организованные со­вместно с различными организациями г. Барнаула, 1% - выставки из частных коллекций, 2% выставки - акции [225].

Таким образом, выставочная деятельность ГХМАК в процессе своего развития претерпела ряд изменений характерных для каждой их подсистем. Увеличивается количество выставок, штат сотрудников занятых в выставоч­ной деятельности, источники финансирования выставок, формы научно -просветительской деятельности.


Диаграмма З

Соотношение выставок ГХМАК 2000 -2004 гг.

■ Выставки из фондов ГХМАК

■ Выставки из других музеев и выставочных организаций

России D Выставки художников Алтайского края

D Выставки из частных коллекций и галерей

■ Выставки современных художников из других регионов

России

■ Совместные выставки с учреждениями г. Барнаула (за

исключением СХ)

■ Выставки - акции

Укрепляется материально техническая база: расширяются выставочные площади, совершенствуется выставочное оборудование, технические средст­ва в экспозиции и образовательно-развлекательной деятельности. В то же время, несмотря на количественный рост выставок, посещаемость выставок не увеличивается, география выставок преимущественно ограниченна рам­ками Алтайского края. Кроме того, практически отсутствует тенденция раз­вития системы художественного проектирования экспозиций. Изменяется соотношение и характер выставок. После 1990 года сокращаются выставки из других музеев и выставочных организаций, изменяется состав экспонатов. В 1990-1999 гг. данные выставки преимущественно носили развлекательно-коммерческий характер, что было вызвано условиями функционирования му-


зея. В 2000-2004 гг. выставки из других музеев приобретают характер значи­тельного культурного события и представляют высокохудожественные экс­понаты. Положительной тенденцией явилось то, что в последнее десятилетие в процессе выставочной деятельности максимально задействован внешний региональный фонд. Некоторое сокращение выставок из фондов музея, ком­пенсируется за счёт увеличения совместных выставок с различными соци­ально-культурными институтами края, выставок из частных коллекций и мастерских художников Алтайского края. Появляются новые социально -культурные формы выставок, такие как выставки - акции и масштабные вы­ставочные проекты.

Анализ развития выставочной деятельности ГХМАК позволил выде­лить ряд основных факторов повлиявших на её изменение: экспозиционные площади, фонды, материально-техническая база музея, кадровый состав, ор­ганизационная структура, положение на рынке услуг, внешние связи музея, месторасположение музея, социальный заказ, состояние социокультурной среды региона.

Разработка технологии выставочной деятельности требует анализа по­ложения музея относительно других учреждений культуры, оценку его кон­курентоспособности. Конкурентоспособность - многогранное понятие, на которое оказывает влияние большое количество факторов. В целом, оценивая конкурентоспособность выставочной деятельности ГХМАК необходимо вы­делить как негативные, так и позитивные стороны работы музея, оказываю­щие влияние на востребованность экспозиций. Факторы конкурентного пре­имущества можно разделить на четыре группы: преимущества во внешней (социально-культурной, политической экономической и др.) среде; преиму­щества во внутренней среде (технология, организация, оборудование); пре­имущества в качестве предлагаемых услуг; преимущества рынка.

К первой группе факторов относятся:

- статус Государственного краевого учреждения культуры, дающий му­зею определённую поддержку (в т.ч. и финансовую) при организации выста-


вочных проектов, издании полиграфической продукции, сотрудничестве с другими учреждениями регионов России;

- уникальная коллекция, представленная в постоянной экспозиции, по­
зволяющая рассматривать музей как эталонную культурную и художествен­
ную среду для профессионалов и любителей искусства Алтайского края;

-территориальное расположение ГХМАК: центр города, близость ос­тановки общественного транспорта, обеспечивает доступность музея для большинства жителей города и края;

В качестве преимуществ внутренней среды можно выделить:

- шесть экспозиционных залов, оснащенных выставочным и др. специ­альным оборудованием (витрины, подиумы, система освещения, система ох­раны, банкетки, стулья для взрослых и детей и т.д.), позволяющих одновре­менно проводить несколько выставок;

- коллекция музея, насчитывающая свыше 13000 ед. хранения и вклю­чающая произведения античного, древнерусского, русского и современного искусства, работы Алтайских художников, предметы народной культуры и другие уникальные экспонаты, даёт возможность организовывать выставки различной тематики;

- фонд детского творчества, (свыше 500 работ) и фонд передвижных выставок, позволяют значительно расширить аудиторию музея, посредством организации выставок в других учреждениях края и городах России (ежегод­но музей проводит свыше 30 передвижных выставок рассчитанных как на детскую, так и на взрослую аудиторию);

- наличие дополнительной информационной, печатной и сувенирной продукции: путеводители, буклеты, пластинки, календари, открытки и т.д.

Преимущества организационной структуры:

- функционирование специальных отделов по организации выставок и
работе с посетителем, квалифицированные специалисты: искусствоведы, ис­
торики, педагоги, этнографы, музееведы и т. д., обеспечивают профессио­
нальный подход на всех этапах организации выставки;


- доступные цены на билет, гибкая ценовая политика: скидки, бесплат­
ный вход для отдельных категорий населения, бесплатные пригласительные
билеты, дни бесплатных посещений.

Качество предлагаемых услуг:

- подлинность и уникальность экспонатов;

- разнообразие форм работы с посетителем на выставке, рассчитанных на различные социально-демографические группы: экскурсии (в т.ч. и с эле­ментами театрализации), встречи с художниками, мастер - классы, тематиче­ские вечера, концерты, консультации и др.;

- разнообразные виды выставок: художественные, тематические, науч­но-образовательные, программные, авторские, детские и т.д.

Оценивая преимущества рынка, т.е. положение ГХМАК на рынке куль­турно-информационных услуг города, можно отметить сравнительно не­большое количество конкурентов, основными из которых являются: Алтай­ский государственный краеведческий музей (АГКМ), Государственный му­зей истории литературы, искусства и культуры Алтая (ГМИЛИКА), выста­вочные залы: отделения Союза Художников РФ, Алтайского государственно­го технического университета (АГТУ), Барнаульского государственного пе­дагогического' университета (БГПУ), Алтайской академии экономики и пра­ва, Художественно-эстетический центр «Универсум» (АГУ), Молодёжное объединение «Тёмная галерея», Детская картинная галерея «Лукоморье», га­лерея «Турина гора», павильон современного искусства «Открытое небо», арт-галерея салона «Всё для художника». По показателям посещаемости ГХМАК превосходит лишь Алтайский Государственный краеведческий му­зей, что закономерно, учитывая профиль и историю музея.

Особенностью конкуренции в социокультурной сфере является то, что она, прежде всего, предполагает не соперничество, а взаимовыгодное со­трудничество учреждений культуры. У ГХМАК за многолетний опыт работы сложились устойчивые отношения с библиотеками, театрами, галереями, му­зеями и другими учреждениями края.


Тенденции последнего времени, характеризуются повышением интере­са к выставкам в целом и, как следствие, увеличением числа частных и госу­дарственных учреждений культуры, использующих данную форму работы. За период с 2002 г. по 2005 г. в г. Барнауле заметно активизировалась выста­вочная деятельность театров, дворцов культуры, библиотек и т.д., в 2004 году открыта мастерская - выставочный зал в клубе «Чаплин» при к/т «Мир», 2005 г. - начала работу картинная галерея «Кармин». Всё это диктуют необ­ходимость учёта и критической оценки стратегических факторов конкурент­ного преимущества музея.

На сегодняшний день ни один выставочный зал г. Барнаула, не облада­ет возможностью предоставить весь спектр услуг имеющихся в ГХМАК. Ес­ли же учесть специфику и профиль музея, то можно с уверенностью сказать, что он является уникальным в городе учреждением культуры, обладающим реальными возможностями, для того чтобы стать культурным и художест­венным центром города и края.

Это утверждение верно лишь применительно к реальной, постоянной аудитории музея. Необходимо сегодня не только не потерять эту аудиторию, но и привлечь в музей новых посетителей, т.е. брать во внимание и потенци­альную аудиторию музея. При таком подходе музею приходится конкуриро­вать со всеми учреждениями города, оказывающими культурно-информационные услуги, включаться в индустрию досуга. С этих позиций в первую очередь необходимо оценивать то, насколько услуги, предоставляе­мые ГХМАК, соответствуют современным запросам населения. Такой под­ход является единственно возможным и с позиций теории музейной комму­никации, где выставка рассматривается как площадка для диалога, процесса общения в которой посетитель выступает как собеседник и партнёр, свобод­но выбирает свою роль в музее.

Анализ работы ГХМАК позволил выделить спектр проблем отражаю­щихся на эффективности выставочной деятельности:


отсутствие современных коммуникационных систем: системы кон­диционирования, вентиляции и др.;

слабая техническая оснащённость музея, аудио, видео аппаратурой, современными компьютерными технологиями;

неполный, несвоевременный, либо неудовлетворительного качества сопроводительный информационный материал некоторых выставок (печат­ная, мультимедийная и др. продукция);

недостаточная разработанность форм научно-просветительской ра­боты с одиночными посетителями на выставках;

недостаточная организация рекламной компании выставочных про­ектов;

малая вместительность гардероба, значительно снижающая пропуск­ную способность музея;

сравнительно небольшие выставочные площади, не позволяющие осуществлять широкомасштабные выставочные проекты;

отсутствие дополнительных рекреационных услуг (специальных рек­реационных зон, кафе), зоны тактильного восприятия музейной информа­ции, специально оборудованного конференц-зала;

основное здание музея не приспособлено для посещения людьми с ограниченными физическими возможностями (нет пандусов, трудный подъ­ём по лестнице);

недостаточная разработка дифференцированных технологий (организация выставок для различной целевой аудитории);

слабый учёт запросов и потребностей реальной и потенциальной аудитории музея, отсутствие планомерной работы по их выявлению;

негибкий график работы музея; - не сформирован обменный фонд. Для процедуры социокультурной диагностики и выявления всего спек­тра проблем, необходимо получить полную информацию о составе реальной аудитории музея, музейном поведении: характере посещения, особенностях


восприятия и способах знакомства с экспозицией и т.д. Важно знать так же особенности досугового поведения потенциальной аудитории музея (пред­почтения, запросы и потребности, представления о музее, источники получе­ния информации и т.д.).

Для получения информации о музейном поведении реальной аудито­рии ГХМАК было опрошено 193 человека на выставке «Шедевры Третьяков­ской галереи». Из них 147 - женщин и 46 - мужчин. Из общего числа рес­пондентов: 12% — учащиеся средних и старших классов, 23% — студенты, 20% - рабочие, 38% - служащие, 7% - пенсионеры. Особое значение имеет изучение потребностей и запросов аудитории, поскольку в современной си­туации устаревшая схема выставочной деятельности - привлечение зрителя на уже сформированные выставки не эффективна. Законы рыночных отно­шений распространяются так же и на музеи, а значит, спрос должен опреде­лять предложение. Для исследования интересов и потребностей реальной ау­дитории музея было проведено анкетирование 185 посетителей музея. Рес­пондентам было предложено из 102 возможных выставок, выбрать наиболее интересные. В анкете были представлены выставки различной тематики, со­става экспонатов и включали в себя как традиционные, так и нетрадицион­ные для ГХМАК экспозиции. Возрастной и социальный состав тот же, что и при исследовании музейного поведения.

Состав постоянной аудитории музея.

В ГХМАК постоянно фиксируется количество льготных посетителей: школьников, студентов, пенсионеров. Социальный состав одиночных посе­тителей и взрослой работающей аудитории, а так же соотношение мужчин и женщин не исследовались. Для того, чтобы восполнить данные пробелы мы фиксировали пол и социальный статус каждого второго посетителя, прихо­дившего в музей не в составе организованной группы, работающего взросло­го. По результатам исследования мы можем представить социальный состав одиночных посетителей реальной аудитории музея: учащиеся - 19%, студен­ты - 21%, рабочие - 18%, служащие - 35%, пенсионеры - 7%. Из всех посе-


тителей мужчин - 24%, женщин - 76%, таким образом, женщин в 3,2 раза больше чем мужчин.

Сопоставив средние данные отчётов музея и результаты исследования можно представить приблизительный социальный состав аудитории ГХМАК. Самая многочисленная публика - это учащиеся и студенты - 70 % всей аудитории музея, пенсионеры - 8%, рабочие - 7%, служащие - 15%.

Частота и характер посещения музея

Постоянными посетителями музея из числа опрошенных являются 110 (46%) человек. Доля тех, кто посещает музей впервые составляет 9%. Из всех респондентов лишь 34% ответили, что знакомы с постоянной экспозицией, 46% её не видели. Затруднились ответить на этот вопрос 20% респондентов, что говорит о том, что они не делают различий между временной и постоян­ной экспозицией и, как правило, приходят на конкретную выставку.

Как показало исследование, 55% реальной аудитории музея приходят непосредственно на выставки. Из всех респондентов 49% посещают выстав­ки избирательно, отслеживая информацию о них и выбирая наиболее инте­ресные, 6% стараются посетить все выставки. Посещение выставок является случайным у 43% участников опроса, из них 60% мужчин, что говорит о том, что женщины более целенаправленны в посещении музеев.

При выборе выставки для 77% постоянной аудитории главным являет­ся историческая и художественная ценность экспонатов, для 44% - тематика выставки, причём из них 22% считают данный критерий единственно важ­ным. Количество экспонатов имеет значение менее чем для 1% опрошенных. Мероприятия на выставке, как главный мотив для её посещения, из постоян­ной аудитории не выбрал никто. Таким образом, для постоянных посетите­лей музея больший интерес представляет художественная составляющая экс­позиции, нежели способы её интерпретации средствами образовательно-развлекательной деятельности. Цели и мотивы посещения музея весьма раз­нообразны. Большинство преследует цель получить эстетическое удовольст­вие (62%), увидеть ранее неизвестные произведения искусства (50%). Мень-


Ill

ше трети (27%) опрошенных приходят посмотреть работы лишь определён­ных художников, 19% - познакомить детей с произведениями искусства. Из всех посетителей 15% отвечают, что просто хотят интересно провести время и 9% - спокойно отдохнуть. Более половины посетителей (51%) приходят в музей с семьёй, 34% - с друзьями. Организованное групповое посещение предпочитают 11% опрошенных, одиночное - 7%.

Источники получения информации о выставках.

В настоящее время при организации выставки немаловажную роль иг­рает рекламная компания. Необходимо знать приоритетные источники полу­чения информации как аудиторией в целом, так и конкретными социальными и возрастными группами. Как показал опрос, чаще всего посетители узнают о проходящих в музее выставках от друзей и знакомых (48%) и кратких анон­сов в газетах (44%). Телевизионную рекламу смотрят 36% посетителей, 23% - телевизионные репортажи и 27% обращают внимание на наружную рекла­му. Небольшой процент аудитории слушает радио (18%) и читает статьи в га­зетах (15%), около одного процента опрошенных получают информацию по­средством сети Интернет.

Способы знакомства с экспозицией.

Из всех посетителей 44% знакомятся с выставкой самостоятельно. Ос­матривать экспозицию с экскурсоводом предпочитают 42% посетителей. Кроме того, 25% постоянной аудитории по мере необходимости обращаются за консультацией к сотрудникам музея, чаще смотрителям, воспринимая их как музейных педагогов. Лишь 63% респондентов пользуются пояснитель­ными материалами (читают этикетаж - 47%, аннотации - 15%, приобретают каталоги - 8%).

Особенности восприятия экспозиции.

В ГХМАК художественное решение экспозиций, как правило, тради­ционное - развеска картин по хронологическому принципу либо «по пят­нам». Весьма редко, но все же присутствуют отдельные художественные приёмы на временных экспозициях. Опрос проводился на выставке «Шедев-


ры Третьяковской галереи», где картины экспонировались в хронологиче­ском порядке и художественная ценность экспонатов не вызывала сомнений. Поскольку данный тип экспозиции является наиболее распространённым на выставках ГХМАК, то выбор выставки можно считать оптимальным для изу­чения особенностей восприятия художественной экспозиции. По итогам оп­роса, чаще всего посетители (63%) запоминают работы определённых ху­дожников (если выставка представляет несколько авторов). Как правило, двух или трёх авторов произведений, либо несколько ярких работ (43%), при этом лишь треть опрошенных могут сразу после просмотра выставки вспом­нить название или автора произведения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: