Характеристика технологии выставочной деятельности музея (на примере Государственного художественного музея Алтайского края)

Глава И. Методические основания разработки технологий выста­вочной деятельности музеев региона в современных социокультурных условиях

Выбор технологии выставочной деятельности требует детального рас­смотрения и характеристики выставочной деятельности в процессе формиро­вания социально-культурной среды региона. Для этого мы предлагаем ис­пользовать структурно-функиональную модель технологии выставочной дея­тельности (табл. 2), которая рассматривается в единстве подсистем (компо­нентов): управления и маркетинга, экспозиционной работы и образователь­но-развлекательной деятельности.

В данном параграфе приводятся результаты поисково-констатирующего эксперимента, ставящем целью апробировать предложен­ную структурно-функциональную модель и оценить степень её реализации в региональном музее (на примере Государственного художественного музея Алтайского края). Данная процедура так же позволит обосновать возмож­ность применения социокультурных технологий, сформулировать рекомен­дации по выбору и применению конкретной технологии выставочной дея­тельности.

Выставочная деятельность при этом рассматривается как система, влияющая на формирования социокультурной среды региона, компоненты которой формируются в процессе исторического развития. Музейная аудито­рия выступает как основной субъект коммуникации и главный элемент со­циокультурной среды региона, потребитель услуг и объект воздействия вы­ставочной деятельности в процессе формирования социокультурной среды региона. Источниковую базу исследования составили архивные, научно - ме­тодические и статистические документы ГХМАК [225-236].

Выставочная деятельность Государственного художественного музея Алтайского края (ГХМАК) начинается с 1959 года. Первые десятилетия -


^ период становления музея и его экспозиционной деятельности. Небольшие выставочные площади не позволяли иметь стационарную экспозицию, и до 1993 года музей работает как выставочный зал. Основные коллекции музея экспонировались от одного до трёх месяцев.

Направления выставочной деятельности первые два десятилетия строго
соответствовали существовавшему в советский период государственному за­
казу. Вся деятельность музея была направлена на усиление идеологического
I и эстетического воспитания трудящихся, согласно решениям съездов партии,

постановлениям ЦК КПСС, решениям Горисполкома и Крайисполкома. До середины 1980 гг. в практике ГХМАК прослеживается подчинённость тема­тики выставок господствующей в то время идеологии [225].

В 1970 -1980-е годы музей активно сотрудничает с различными органи­
зациями: крупными музеями, художественными фондами стран бывшего Со­
ветского Союза, центральным и региональными отделениями союза худож­
ников, производственно-художественным комбинатом Министерства Куль-
Ф туры СССР, Академией Художеств. Благодаря этому выставочная деятель­
ность очень разнообразна. Помимо выставок, представляющих творчество
алтайских художников, как самодеятельных, так и профессиональных, жите­
ли края могли познакомиться с работами художников Узбекистана (1971г.),
Казахстана (1971г.), Эстонии (1971г.), Украины (1974 г.). До 1980 года в
ГХМАК ежегодно проводились выставки из таких крупных музеев, как Го­
сударственный Эрмитаж, Третьяковская галерея, Русский музей. Посредст­
вом выставок можно было получить представление о современном развитии
• всех основных направлений в искусстве нашей страны и стран бывшего Со-

ветского Союза [225].

После 1980 года идеологическое давление ослабевает, что находит от­ражение в тематике выставок. В этот период уже сформированы внешние связи музея, заметны результаты собирательской деятельности - более 6000 ед. хранения основного фонда. Ежегодно проводятся крупные выставки из фондов музея, представляющие западноевропейское искусство, русское ис-


^ кусство 18-20 веков, советское искусство. К 1988 году сформирована собст­венная коллекция икон достаточная для того, чтобы представить выставку, посвященную 1000-летию крещения Руси.

Формы научно-просветительской деятельности расширяются незначи­
тельно. Если до 1979 года на выставках проводились помимо экскурсий,
встречи с художниками, вечера памяти и пионерские сборы, то к 1980 году
на экспозициях организуются музыкальные вечера, а к 1990 году показы ки-
>х нофильмов, соответствующих тематики выставок. В целом вся выставочная

* работа строилась в соответствии с перспективным (5-ти летним) и годовым планированием [226].

Мы провели анализ выставок в 1970-1991 гг. [225], для чего разделили выставки на группы (условная классификация) и определили количественные показатели выставок каждой группы в процентном соотношении, исходя из общего количество выставок в этот период.

В данный период соотношение разного рода выставок было следую- т щим (диаграмма 1): 42% - выставки из фондов музея (в том числе 11% - вы­ставки новых поступлений и 6% - выставки ДЛИ), 37% - выставки, прове­дённые совместно с крупными музеями и выставочными организациями страны.

Следует отметить, что, как правило, это долгосрочные, серьёзные вы­
ставки изобразительного и декоративно-прикладного искусства, например:
«Русское и-советское искусство из фондов Третьяковской галереи» (1971),
«Русское ДЛИ конца XVII - начала XX века» (из фондов Государственного
• Эрмитажа» (1980г.), «Ретроспективная выставка из фондов Русского музея»

(1974г.), «Графика советской Эстонии» (музей ИЗО г. Таллинна 1978г.) и т.д.

Доля выставок современных алтайских художников составляла 21%, из них групповые - 72%, персональные - 28%. Большинство таких выставок проводилось совместно с алтайским отделением Союза художников. Незна­чительное количество выставок - 1 % из частных коллекций, столько же пер-



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: