Нормативные предписания разработчикам и пользователям психодиагностических методик

Психодиагностический процесс.

Понятие о психологическом диагнозе.

«Психологический диагноз – конечный результат деятельности психолога, направленный на описание и выяснение сущности индивидуально – психологических особенностей личности с целью оценки их актуального состояния, прогноза дальнейшего развития и разработки рекомендаций, определяемых целью исследования» [44, С.130].

Источниками неточностей, ошибок в диагнозе могут быть:

· недостаточность времени, отпущенного на обследование;

· отсутствие надёжной информации об испытуемом;

· низкий уровень наших знаний о законах, управляющих нарушениями поведения.

Диагностические ошибки могут быть связаны:

· Со сбором данных (ошибки наблюдения; ошибки регистрации; ошибки инструментальные)

· С переработкой данных (эффект «первого впечатления»; ошибка атрибуции; ошибка ложной причины; познавательный радикализм; познавательный консерватизм)

«Психологическое измерение относится к области установления симптома, а диагноз относится к окончательному суждению о явлении в целом, обнаруживающем себя в этих симптомах, не поддающемся непосредственному восприятию и оцениваемом на основании изучения, сопоставления и толкования данных симптомов» [Выготский Л.С., цит. по: 44, С.104]. Диагноз связан с прогнозом.

Основные этапы:

· Сбор данных в соответствии с задачей исследования: формулировка диагностической задачи; выбор соответствующих методик; проведение исследования.

· Переработка, интерпретация данных исследования.

· Вынесение решения (диагноз и прогноз). В диагнозе и прогнозе необходим анализ условий окружающей среды, специфичности конкретной ситуации. Психодиагностическое исследование завершается разработкой программы действий, рекомендаций по выбору оптимальных методов терапии заболевания, реабилитации. Описываются не результаты, полученные с помощью конкретных методик, а их психологическая интерпретация.

Основные идеи международных профессионально-этических стандартов, принятых в работе психологов:

· Ответственность

· Компетентность

· Этическая и юридическая правомочность

· Квалифицированная пропаганда психологии

· Конфиденциальность

· Благополучие клиента

· Профессиональная кооперация

· Информирование клиента о целях обследования

· Морально-позитивный эффект исследования

· Гражданственность и патриотизм

Пользователь теста должен знать сведения о валидности и надёжности методики, ограничения её применения.

Деятельность психолога регулируется «Этическими стандартами и кодексом поведения».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: