Стандартизация

Раздел 2

Понятие о психодиагностическом методе. Классификация методов психодиагностики.

Тема 3. Психодиагностический метод

Цель: Создать условия для изучения классификации психодиагностических методик и характеристики основных методов психодиагностики.

Основные понятия: метод, методика, тест, опросник, проективные методики.

Установка к занятиям [14; 3; 36; 44].

Психодиагностический метод – «широкий класс методик, обладающий родством основного технологического приема или родством теоретической системы представлений, на которой базируется валидность данного класса методик. Класс методик, объединенных родством технологического приема, также называется техникой» [14, С.5].

Психодиагностическая методика – конкретная, частная процедура, или система действий, предназначенная для получения информации о конкретном психическом свойстве (предмет исследования) у конкретного контингента испытуемых (объект исследования) в определенном классе ситуаций (условия исследования) для решения определенных задач (цель исследования) [14, С.5-6].

Л.Ф. Бурлачук, характеризуя диагностический метод, выделяет следующее: 1) основная особенность психодиагностического метода – измерительно-испытательная, оценочная направленность, за счет которой достигается количественная (и качественная) квалификация изучаемого явления; 2) разработка и применение диагностических методик покоится на понятиях: нормы, валидности и надёжности; 3) жёсткие требования к процедуре исследования; 4) анализ психодиагностического метода позволяет выделить специфические мотивы, определяющие активность субъекта, особую стратегию его поведения, особенности ситуации; 5) диагностические исследования должны включать элементы объяснения, раскрытия причин, выработку соответствующих рекомендаций.

Классификация методов психодиагностики.

Во-первых, одним из оснований такой классификации является ответ на задания методик. По этому основанию различают два вида диагностических методик:

● методики, основанные на заданиях, которые правильного ответа не имеют; эти методики характеризуются лишь частотой и направленностью ответов (большинство личностных опросников);

● методики, основанные на заданиях, предполагающие правильный ответ (тесты интеллекта, специальных способностей).

Во-вторых, различают вербальные и невербальные психодиагностические методики:

● вербальные методики опосредованы речевой активностью обследуемых; задания апеллируют к памяти, воображению, системе убеждений в их опосредованной языком форме;

● невербальные методики включают речевую способность испытуемых только в плане понимания инструкций; выполнение задания опирается на невербальные способности (перцептивные, моторные).

В-третьих, фундаментом классификации психодиагностических инструментов может служить основной методический принцип.

Классификации методик по методическому принципу

Объективные тесты Стандартизированные самоотчеты Проективные техники Диалогические техники
Методики, в которых возможен правильный ответ, т.е. правильное выполнение задания Методики этой группы характеризуются использованием вербальных способностей испытуемого, а также обращением к его мышлению, воображению, памяти Основаны на том, что неструктурированный материал, выступающий в качестве стимула, при соответствующей организации эксперимента порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются характеристики субъекта. Исследовательское употребление проективных техник предполагает применение процедур контент - анализа, стандартизирующих обработку данных Учитывают, что психодиагност вступает в контакт с обследуемым и достигает наилучших результатов за счет специфических особенностей этого контакта, соответствующих диагностической задаче. Диалогические техники могут быть вербальными (беседа, интервью) и невербальными (игра с ребенком)
     
Тесты-опросники Открытые опросники Шкальные техники, построенные по типу семантического дифференциала Ч. Осгуда Индивидуально ориентированные (идеографические) техники типа репертуарных решеток
Предполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждение (как правило, используется двух- или трехальтерна-тивный выбор ответов). Одна и та же психологическая переменная представляется группой пунктов (не менее 6-7). Пункты теста-опросника могут быть прямыми либо косвенными. Опросники строятся как одномерные или многомерные, включающие целый ряд психологических переменных Не предусматривают стандартизированного ответа испытуемого. Стандартизация обработки достигается путем отнесения произвольных ответов к стандартным категориям (контент-анализ как метод качественно количественной обработки текстовой информации) Предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, изобразительного материала, конкретных лиц и т.п.) по выраженности в них качества, заданного шкалой. Обычно используются 3-, 5-, 7 - точечные шкалы. Особым вариантом шкалирования является ранжирование – субъективная классификация объектов с присвоением им определенного ранга Могут совпадать по форме со шкальными, опросными методами, напоминать беседу или интервью. В отличие от тестов-опросников оцениваемые параметры (оси, измерения, конструкты) не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов данного конкретного испытуемого. Отличие от метода интервью заключается в том, что репертуарные решетки позволяют осуществлять применение статистического аппарата и делают надежными диагностические выводы

2. Характеристика основных методов психодиагностики [14].

К основным методам психодиагностики относятся тесты, опросники, проективные методы.

Тесты

Тест – стандартизированное, часто ограниченное во времени испытание, предназначенное для установления качественных и количественных индивидуально-психологических различий. Это основной инструмент психодиагностического обследования.

Различают следующие виды тестов:

1) вербальные и практические (по речевому признаку);

2) групповые и индивидуальные (по форме процедуры);

3) интеллектуальные и личностные (по направленности);

4) тесты скорости и тесты результативности (по временным ограничениям).

Характеристика основных тестов

Тесты вербальные – тип методик, в которых материал заданий представлен в вербальной, т.е. языковой форме. Основным содержанием работы испытуемого являются операции с понятиями, мыслительные действия в словесно-логической форме. Результаты вербальных тестов зависят от общей и языковой культуры, осведомленности, академической успеваемости, профессиональной деятельности.

Тесты практические – тип тестов, в которых материал тестовых задач представлен невербальными заданиями.

Тесты групповые – тип методик, предназначенных для одновременного обследования группы испытуемых. Их нельзя смешивать со средствами диагностики социально-психологических особенностей групп. Групповые тесты в основном бланковые. Особенности применения:

Тесты интеллекта. Интеллект – это интегративная характеристика личности, которая проявляется в активизации всех психических функций, процессов (мышление, память, воображение), которые обеспечивают познание окружающего мира. Интеллект – те проявления индивидуальности, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям.

Тесты специальных способностей – группа методик, предназначенных для измерения уровня развития отдельных аспектов интеллекта и психомоторных функций, обеспечивающих эффективность в конкретных, достаточно узких областях деятельности. Используются при профотборе и профориентации.

Тесты личности – группа методик, направленных на измерение неинтеллектуальных проявлений личности.

Тесты результативности (power-tests) – тип методик, ориентированных на измерение или констатацию достигнутого испытуемым результата при выполнении тестового задания. Скорость не учитывается либо имеет вспомогательный характер.

Тесты скорости (speed-tests) – тип методик, в которых основным показателем продуктивности работы испытуемых является время выполнения (объем) тестовых задач.

Опросники

Опросники – это тип методик, состоящих из набора пунктов, не имеющих правильного ответа и характеризующихся только их частотой и направленностью.

Основными видами опросников являются опросники-анкеты и личностные опросники.

Опросники-анкеты – группа опросников для получения какой-либо информации об обследуемом, не имеющей непосредственного отношения к его личностным особенностям.

Личностные опросники направлены на измерение различных особенностей и черт личности. Разработаны в рамках субъективного диагностического подхода. Недостатки личностных опросников – возможность фальсификации ответов; низкая достоверность результатов вследствие установок обследуемых; различия в понимании вопросов.

Характеристика опросников

Опросники черт личности разработаны на основе выделения черт личности. Производится группировка личностных признаков, а не обследуемых. Диагностика осуществляется по степени выраженности черт.

Опросники типологические разработаны на основе выделения типов личности как целостных образований, не сводимых к набору черт (или факторов). Диагностика осуществляется на основе сопоставления с соответствующим (усредненным) типом личности.

Опросники мотивов предназначены для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности. Позволяют установить, на что направлена активность человека и как осуществляется регуляция динамики поведения. Недостаток данного типа опросников заключается в возможном влиянии фактора “социальной желательности”. Отмечается высокая надежность данных опросников, но при этом данные о валидности противоречивы.

Опросники интересов. Разработка первых опросников была связана с решением узких задач – определением профессиональных интересов. Отмечается их высокая надежность и валидность.

Опросники ценности близки к опросникам интересов, опросникам установок, опросникам мотивов. Они характеризуются высокой надежностью и валидностью.

Опросники установок предназначены для измерения относительной ориентировки человека в структуре установок. Недостатком данного типа опросников является наличие влияния собственных установок диагноста на вопросы или утверждения опросника. Используются в основном в социально - психологических и социологических исследованиях.

Семинарское занятие № 2. Психодиагностика как наука (2 часа)

1. Понятие психодиагностики. Предмет и структура психодиагностики. Психодиагностические задачи (и ситуации психодиагностики в целом) [36, С.13-16, 21-23; 44, С. 99-104].

2. Понятие о психологическом диагнозе. Психодиагностический процесс [44, С.126-131, 139-146].

3. Нормативные предписания разработчикам и пользователям психодиагностических методик [36, С.27-34; 44, С. 147-148].

4. Понятие о психодиагностическом методе. Подходы к классификации психодиагностических методов. Характеристика основных методов психодиагностики [36, С. 16-21; 44, С.108-114].

Литература:

Основная: 36, 44

Дополнительная: 3, 9, 16, 19, 20, 45, 54

Задачи и вопросы для самоконтроля:

Какие формулировки предмета психологии предлагали советские психологи? Проанализируйте их. Какова структура психодиагностики? Опишите возможные психодиагностические ситуации и требования к методикам в этих ситуациях.

Что такое психологический диагноз и чем он отличается от клинического? Как врач может использовать психологический диагноз?

Что необходимо учитывать на каждом из основных этапов психодиагностического процесса?

Назовите основные методы психодиагностики. Какие типы тестов и опросников Вы знаете?

Тема: Психометрические основы психодиагностики

Цель: Создать условия для изучения психометрических основ психодиагностики.

Основные понятия: стандартизация, надёжность, валидность, процентиль, социально-психологический норматив.

Установка к занятиям [3, 36, 44, 11, 12, 13, 15, 18, 35, 45].

Стандартизация – это единообразие процедуры проведения и оценки выполнения теста.

Два этапа (плана):

● как выработка единых требований к процедуре эксперимента;

● как определение единого критерия оценки результатов диагностических испытаний.

1. Стандартизация процедуры эксперимента подразумевает унификацию инструкций, бланков обследования, способов регистрации результатов, условий проведения обследования.

Требования:

1) инструкции сообщать одинаковым образом, как правило, письменно; в случае устных указаний они даются в разных группах одними и теми же словами, понятными для всех, в одинаковой манере;

2) ни одному испытуемому не следует давать никаких преимуществ перед другими;

3) в процессе эксперимента не следует давать отдельным испытуемым дополнительные пояснения;

4) эксперимент с разными группами следует проводить в одинаковое по возможности время дня, в сходных условиях;

5) временные ограничения в выполнении заданий для всех испытуемых должны быть одинаковыми и т.д.

Авторы методик в руководстве приводят точные указания по процедуре проведения. Это дает возможность сравнить между собой показатели, полученные разными испытуемыми.

2. Выбор критерия, по которому следует проводить сравнение результатов диагностических испытаний.

2.1. Это проводится статистическим путем – это статистическая норма. Для этого создается выборка стандартизации, вырабатываются нормы. Нормы указывают средний уровень выполнения и его относительную вариативность выше и ниже среднего уровня. Это позволяет определить положение испытуемого относительно нормативной выборки (выборки стандартизации).

Для вычисления статистической нормы используются приемы математической статистики. Для классификации всего полученного при стандартизации материала используются σ и М. Результаты в пределах М ± σ (68,26 % случаев) – показывают границы наиболее характерной, представительной части распределения, границы нормы для каждого возраста.

2.2. Основой для сравнения, интерпретации результатов диагностических испытаний могут стать процентили.

Процентиль – это процентная доля индивидов из выборки стандартизации, первичный результат которых ниже данного первичного показателя. Процентиль показывает на относительное положение испытуемого в выборе стандартизации.

2.3. Точка отсчета – независимый от результатов испытания, объективно заданный социально-психологический норматив. Разрабатывается под руководством К.М. Гуревича. Социально-психологический норматив рассматривается как 100%-ное выполнение всего теста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: