Учебная деятельность

Для воспитанников 12-17 лет

1. Какой была фамилия твоей мамы до замужества?

2. Назови фамилию, имя, отчество Президента нашей страны?

3. Назови великих людей России и чем они знамениты?(Правильный ответ — тот, в котором перечислены не менее трех имен с объяснением их достижений)

4. Какие политические партии есть у нас в стране?

5. На каком транспорте можно совершить поездку в другой город? (Правильный ответ — тот, в котором перечислены не менее трех видов транспорта)

6. Перечисли необходимые вещи для похода в лес. (Правильный ответ - тот, в котором перечислены не менее пяти предметов)

7. Какие виды спорта ты знаешь? (Правильный ответ - тот, в котором перечислены не менее пяти видов спорта)

8. Перечисли районы твоего города.

9. Перечисли достопримечательности твоего города.

10. Что означают телефонные номера: «01», «02», «03»?

Обработка результатов:

За правильный ответ на каждый из предложенных вопросов ребенок получает 1 балл. Отсутствие ответа в течение 30 секунд квалифицируется как ошибка и оценивается в 0 баллов. Максимальное количество баллов, которое может получить один ребенок по данной методике за правильные ответы на все вопросы, составляет 10.

Средний уровень социальной зрелости - от 5 до 7 баллов. В процессе коррекционной работы, в первоначальный период, полезно давать таким детям индивидуальные задания, оказывая минимальную помощь.

Низкий уровень социальной зрелости - менее 5 баллов, у детей практически отсутствуют навыки ориентации в обществе, что предъявляет особые требования к развитию у них навыков общественных взаимоотношений.

Полностью социально зрелым (по данной методике) считается тот ребенок, который правильно ответил на все вопросы, т.е. в итоге получил 10 баллов.


Результаты диагностической методики изучения социальной зрелости

ФИО воспитанника_______________________________________________________

Возраст___________

Порядковый номер вопроса Количество баллов
1.  
2.  
3.  
4.  
5.  
6.  
7.  
8.  
9.  
10.  

Выводы по социальной зрелости личности:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

К бланку прилагается лист ответов воспитанника

Дата________________ ФИО специалиста_________________________


«Графический диктант» ( Д. Б. Эльконин)

Методика может проводиться как индивидуально, так и с группой воспитанников.

Проведение исследования

После того как всем детям розданы тетради в клетку, педагог дает предварительные разъяснения: «Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать. Я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, о которых я скажу. Когда проведете, ждите, пока я не сообщу, как проводить следующую линию. Ее нужно начинать там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает на дверь (или другой реальный ориентир, находящийся в комнате). Когда я скажу, что надо провести линию вправо, в ее проведете к двери (на доске заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Я провела линию на одну клетку вправо. А теперь я, не отрывая руки, провожу линию на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия). Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно (снова называете реально имеющийся в помещении ориентир). Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки влево (на доске проводится соответствующая линия). Все поняли, как надо рисовать?».

«Тренировочные узоры»

После предварительных объяснений переходят к тренировочному рисованию тренировочного узора: «Начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаш на самую верхнюю точку листа. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами до конца строчки».

Следует делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали закончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты. Во время рисования тренировочного узора педагог ходит по рядам и исправляет ошибки, помогая детям точно выполнять инструкцию; в дальнейшем контролировать детей не нужно. В случае необходимости педагог одобряет робких детей, однако никаких конкретных указаний не дает.

После самостоятельной работы педагог говорит: «Теперь поставьте карандаш на следующую точку двумя строчками ниже. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами до конца строчки».

Следует делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы – две минуты. Во время рисования тренировочного узора педагог ходит по рядам и исправляет ошибки, помогая детям точно выполнить инструкцию; в дальнейшем контролировать детей не нужно. В случае необходимости психолог ободряет робких детей, однако никаких конкретных указаний не дает.

Тестовые задания

- для воспитанников 7-11 лет

После самостоятельной работы педагог говорит: «Теперь поставьте карандаш на следующую точку тремя строчками вниз. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».

Дав детям полторы-две минуты на самостоятельное продолжение узора, педагог говорит: «Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаш. Поставьте его на следующую точку четырьмя строчками вниз. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка вправо. Две клетки вниз. Одна клетка вправо. Две клетки вверх. Одна клетка вправо. Три клетки вниз. Одна клетка вправо. Две клетки вверх. Одна клетка вправо. Две клетки вниз. Одна клетка вправо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор до конца строчки».

Через полторы две минуты начинается диктовка для последнего узора: «Поставьте карандаш на самую нижнюю точку листа. Внимание! Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево (слово влево интонационно выделяется). Две клетки вверх. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево (слово влево опять подчеркивается). Одна клетка вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».

Общее время проведения методики обычно составляет 15 минут.

- для воспитанников 12-17 лет

После самостоятельной работы педагог говорит: «Поставьте карандаш на первую точку верхней строчки, отсчитайте 13 клеточек вниз, поставьте точку. Приготовились! Внимание! Две клетки вверх. Четыре клетки вправо. Шесть клеток вверх. Две клетки влево. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Две клетки влево. Три клетки вверх. Четыре клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка влево. Две клетки вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Две клетки вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Четыре клетки вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Три клетки влево. Шесть клеток вниз. Одна клетка вправо. Три клетки вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Две клетки влево. Три клетки вверх. Одна клетка влево. Три клетки вверх. Одна клетка влево. Три клетки вниз. Четыре клетки влево. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор в зеркальном отражении».

 
 


Дав детям полторы-две минуты на самостоятельное продолжение узора, педагог говорит: «Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаш. Поставьте его на следующую точку одной строчкой вниз и нарисуйте жирную точку. Начинаю диктовать. Внимание! Пять клеток вправо. Четыре клетки вниз. Две клетки влево. Четыре клетки вниз. Три клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Три клетки влево. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Восемь клеток вверх. Две клетки влево. Четыре клетки вверх. Теперь, отступите одну клетку вниз от точки. Отступите одну клетку вправо. Поставьте точку. Начинаем рисовать. Три клетки вправо. Две клетки вниз. Тир клетки влево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор в зеркальном отражении».

 
 


Через полторы две минуты начинается диктовка для последнего узора: «Поставьте карандаш на точку четырьмя клетками вниз. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Одна клетка вправо. Одна клетка вверх. Три клетки вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Три клетки вниз. Семь клеток влево. Три клетки вверх. Одна клетка влево. Найдите верхнюю левую точку рисунка. Отступите одну клетку вниз. Отступите одну клетку вправо. Начинаем рисовать. Одна клетка вправо. Одна клетка вниз. Одна клетка влево. Одна клетка вверх. Найдите нижнюю левую точку рисунка. Отступите одну клетку вправо. Отступите одну клетку вверх. Начинаем рисовать. Две клетки вверх. Две клетки вправо. Две клетки вниз. Две клетки влево. Найдите нижнюю правую точку рисунка. Отступите одну клетку влево. Отступите одну клетку вверх. Начинаем рисовать. Две клетки вверх. Две клетки влево. Две клетки вниз. Две клетки вправо. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор в зеркальном отражении».

 
 


Общее время проведения методики обычно составляет 15 минут.

Обработка данных:

Результаты рисования тренировочного узора не оцениваются. В каждом последующем узоре отдельно оценивается следование диктовке и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале:

· Точное воспроизведение узора – 4 балла (неровность линии, «дрожащая» линия, помарки и т.п. не снижают оценки).

· Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии, - 3 балла.

· Воспроизведение с несколькими ошибками – 2 балла.

· Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с узором-образцом, - 1 балл.

· Отсутствие сходства даже в отдельных элементах – 0 баллов.

За самостоятельное продолжение узора оценка выставляется по той же шкале.

Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну – за следование диктовке, другую – за самостоятельное продолжение узора. Обе они колеблются от 0 до 4.

Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной (т.е. оценка, занимающая промежуточное положение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается). Полученная оценка может колебаться от 0 до 8.

Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводится итоговая. Затем обе итоговые оценки складываются, давая суммарный балл (СБ), который может колебаться в пределах от 0 (если и за работу под диктовку, и за самостоятельную работу получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов).

На основании полученных балов выделено четыре основных уровня сформированности учебной деятельности:

12 – 16-баллов высокий уровень сформированности учебной деятельности и школьной мотивации, средне - высокая успеваемость.

8-12 - баллов средний уровень сформированности учебной деятельности и школьной мотивации, успеваемости при выполнении учебных задач.

4-8 - баллов средне-низкий уровень сформированности элементов учебной деятельности, доминирует игровая мотивация, успеваемость при выполнении учебных задач во многом зависит от внешних факторов.

0-4 - баллов низкий уровень, учебная деятельность на момент исследования не сформирована.


Результаты диагностической методики

«Графический диктант» (Д. Б. Эльконин)

ФИО воспитанника_______________________________________________________

Возраст__________

Оценки за первое тестовое задание:

За следование диктовке За самостоятельное продолжение узора
   

Оценки за второе тестовое задание:

За следование диктовке За самостоятельное продолжение узора
   

Оценки за третье тестовое задание:

За следование диктовке За самостоятельное продолжение узора
   

Общая оценка за следование диктовке_______ баллов

Общая оценка за самостоятельное продолжение узора_____ баллов

Итоговая оценка_________баллов

Выводы по учебной деятельности:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

К бланку прилагается работа воспитанника

Дата________________ ФИО специалиста_________________________



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: