Для воспитанников 3-10 лет
Трудовая деятельность
«Методика педагогического обследования сформированности навыков трудовой деятельности»
Проведение исследования
Взрослый предлагает индивидуально детям 3 -10 лет трудовые поручения в разные дни, например: собрать листья на участке; вымыть листья фикуса; вымыть игрушки; разложить ложки; постирать кукольную одежду.
После постановки цели, объяснения последовательности действий ребенок действует самостоятельно.
Обработка данных
Сопоставляют особенности выполнения трудовых действий с содержанием поручения, анализируют отношение ребенка к процессу труда и оценке его результатов, а также эффективность и качество выполнения трудовых действий в зависимости от возраста детей. Данные оформляют в таблицы.
Определяют уровень ответственности ребенка в выполнении поручения.
Для I уровня характерно наличие заранее намеченного плана действий, проявление инициативы, чувства долга по отношению к окружающим, выполнение задания с охотой, положительные реакции на успех, отрицательные — на неудачу.
II уровень: присутствует чувство долга, инициатива проявляется лишь при выполнении любимой работы, при планировании отдельные этапы работы могут быть упущены; окончив работу, дети не обнаруживают радости, а недостаточно хороший результат их не огорчает.
III уровень: отказ от поручения, если оно не нравится.
Результаты методики педагогического обследования сформированности навыков трудовой деятельности
ФИО воспитанника___________________________________________________________
Возраст_______________
Таблица 1
Особенности трудовых действий в разных поручениях
Трудовое поручение | Характер действий | Содержание действий | Соответствие действий задаче |
Постирать нижнее бельё | |||
Сделать влажную уборку в помещении группы | |||
Расставить на столе посуду, необходимую для приёма пищи | |||
Протереть пыль в помещении группы |
Таблица 2
Особенности отношения ребенка к процессу труда
Показатели отношения к процессу труда | |||||
Заранее намечает план | Проявляет инициативу | Выполняет задание охотно | Эмоциональные реакции | Испытывает чувство долга, доводит начатое дело до конца | |
на успех | на неудачу | ||||
Выводы по трудовой деятельности:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата________________ ФИО специалиста_________________________
Проведение исследования
Взрослый предлагает индивидуально детям 11 -17 лет трудовые поручения в разные дни, например: почистить ковер в игровой комнате; убрать посуду со стола; вымыть двери; вымыть полы; разобрать, и навести порядок в тумбочке; помочь педагогу в подготовке занятия; выступить на мероприятии; самостоятельно выполнять домашнее задание; принимать участие в общественно полезной деятельности (изготовление подарков, стимульного материала)
После постановки цели, объяснения последовательности действий ребенок действует самостоятельно.
Обработка данных
Сопоставляют особенности выполнения трудовых действий с содержанием поручения, анализируют отношение ребенка к процессу труда и оценке его результатов, а также эффективность и качество выполнения трудовых действий в зависимости от возраста детей. Данные оформляют в таблицы 1 и 2.
Определяют уровень ответственности ребенка в выполнении поручения.
Для I уровня характерно наличие заранее намеченного плана действий, проявление инициативы, чувства долга по отношению к окружающим, выполнение задания с охотой, положительные реакции на успех, отрицательные — на неудачу.
II уровень: присутствует чувство долга, инициатива проявляется лишь при выполнении любимой работы, при планировании отдельные этапы работы могут быть упущены; окончив работу, дети не обнаруживают радости, а недостаточно хороший результат их не огорчает.
III уровень: отказ от поручения, если оно не нравится.
Результаты методики педагогического обследования сформированности навыков трудовой деятельности
ФИО воспитанника___________________________________________________________
Возраст_______________
Таблица 1
Особенности трудовых действий в разных поручениях
Трудовое поручение | Характер действий | Содержание действий | Соответствие действий задаче |
-помочь педагогу в подготовке занятия; - выступить на мероприятии; | |||
-почистить ковер в игровой комнате; -выполнить влажную уборку в общественных местах пользования; - собрать листья на участке; | |||
-самостоятельно выполнять домашнее задание; | |||
-вымыть двери; -вымыть полы; -разобрать, и навести порядок в тумбочке; -убрать посуду со стола | |||
принимать участие в общественно полезной деятельности (изготовление подарков, стимульного материала) |
Таблица 2
Особенности отношения ребенка к процессу труда
Показатели отношения к процессу труда | |||||
Заранее намечает план | Проявляет инициативу | Выполняет задание охотно | Эмоциональные реакции | Испытывает чувство долга, доводит начатое дело до конца | |
на успех | на неудачу | ||||
Выводы по трудовой деятельности:
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата________________ ФИО специалиста_________________________