Для воспитанников12-18 лет

Для воспитанников 7-11 лет

Ребенок 7-11 лет должен уметь:

1. правильно сидеть, ходить, работать (правильность осанки),

2. правильно содержать учебники, книги, тетради, письменные принадлежности,

3. мыть посуду и пользоваться ей по-назначению,

4. перед употреблением мыть овощи и фрукты,

5. правильно ухаживать за своим телом, одеждой, за комнатой,

6. делать зарядку,

7. чистить зубы, обтираться влажным полотенцем,

8. кушать тщательно прожевывая пищу, не чавкать,

9. пользоваться столовыми приборами,

10. при входе в любое помещение вытирать ноги.

Обработка результатов:

За наличие каждого из умений ребенок получает 1 балл. Отсутствие неумение выполнять санитарно-гигиеническое требование оценивается в 0 баллов. Если ребенок владеет навыком частично, ему требуется помощь взрослого при выполнении какой-либо процедуры – он получает 0,5 баллов. Максимальное количество баллов, которое может получить один ребенок в данной возрастной группе составляет 10 баллов.

Средний уровень владения санитарно-гигиеническими навыками - от 5 до 7 баллов. В процессе коррекционной работы, в первоначальный период, полезно давать таким детям индивидуальные задания, оказывая минимальную помощь.

Низкий уровень владения санитарно-гигиеническими навыками - менее 5 баллов, у детей практически отсутствуют навыки ухода за телом, что предъявляет особые требования к развитию у них данных навыков.

Высокий уровень владения санитарно-гигиеническими навыками (по данной методике) - 10 баллов.

Ребенок 12-18 лет должен уметь:

1. составлять и выполнять распорядок дня, правильно распределяя время,

2. выполнять общеукрепляющие физические упражнения,

3. мыть руки, лицо, шею в течение дня,

4. ежедневно соблюдать личную гигиену (принимать душ/ванную),

5. чистить обувь и одежду,

6. правильно вести себя за столом (осанка, пользование приборами, салфеткой, правильно принимать пищу, соблюдать дисциплину),

7. самостоятельно следить за своим внешним видом (одежда, волосы, руки, лицо, обувь),

8. делать генеральную уборку.

Обработка результатов:

За наличие каждого из умений ребенок получает 1 балл. Отсутствие неумение выполнять санитарно-гигиеническое требование оценивается в 0 баллов. Если ребенок владеет навыком частично, ему требуется помощь взрослого при выполнении какой-либо процедуры – он получает 0,5 баллов. Максимальное количество баллов, которое может получить один ребенок в данной возрастной группе составляет 8 баллов.

Средний уровень владения санитарно-гигиеническими навыками - от 4 до 6 баллов. В процессе коррекционной работы, в первоначальный период, полезно давать таким детям индивидуальные задания, оказывая минимальную помощь.

Низкий уровень владения санитарно-гигиеническими навыками - менее 4 баллов, у детей практически отсутствуют навыки ухода за телом, что предъявляет особые требования к развитию у них данных навыков.

Высокий уровень владения санитарно-гигиеническими навыками (по данной методике) - 8 баллов.


Результаты методики диагностики санитарно-гигиенических навыков

ФИО воспитанника___________________________________________________________

Возраст_______________

Санитарно-гигиенические требования Умения ребенка Баллы
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Общее количество баллов__________

Выводы по санитарно-гигиеническим навыкам несовершеннолетнего:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата________________ ФИО специалиста_________________________


II Методики проведения промежуточной диагностики

Промежуточная диагностика проводится только по тем сферам развития несовершеннолетнего, которые нуждаются в коррекции. Для этого применяются следующие методы:

1. Метод наблюдения – наиболее доступный способ получения знаний о воспитанниках. С его помощью можно получить обширную информацию о человеке. Особо важное значение метод наблюдения имеет для изучения личностных особенностей детей, поскольку ребенок как объект диагностики представляет большие трудности для изучения, чем взрослый. В деятельности педагога могут использоваться различные виды наблюдений:

Поскольку в этом методе в качестве «измерительного инструмента» выступает сам наблюдатель, то очень важно, чтобы он владел техникой наблюдений на высоком уровне и в полном объеме. По мнению М.Я. Басова, необходимо провести четкую грань между обычными наблюдениями педагога за детьми, которые он осуществляет практически каждый день, и теми наблюдениями, которые можно отнести к разряду диагностических научных. По его мнению, в первом случае, педагог является «пассивным воспринимателем» ребенка, его наблюдения случайны, нецеленаправленны, а поэтому нередко поверхностны. Владея же научным методом наблюдения, педагог становится в позицию активного наблюдателя, истинного исследователя поведения ребенка, поскольку осуществляет наблюдение на основе продуманного плана, тщательной предварительной подготовки. В зависимости от целей, наблюдение может носить поисковый и конкретный, строго определенный характер. Цель поискового наблюдения – получить наиболее полное описание всех свойств объекта, его связей и отношений. Если цель наблюдения конкретна и определена, то в этом случае производится отбор только нужных фактов и явлений. Проводить наблюдения, преследующие узкоограниченные цели, значительно проще и легче (по сравнению с теми, где цель носит общий характер), если наблюдатель знает, в каких видах занятий и поведения интересующие его стороны могут проявиться. Другими словами, наблюдатель должен выяснить какие, например, стороны личности можно выявить, когда ребенок рисует, лепит, участвует в подвижных играх, слушает сказки и так далее.

По упорядоченности в проведении различают наблюдения структурированные, когда происходящие события фиксируются в соответствии с ранее разработанной схемой наблюдения, и произвольные (неструктурированные), когда исследователь свободно описывает происходящие события так, как он считает целесообразным. Правильно организованное наблюдение должно быть систематичным и опираться на определенную схему. Схема наблюдений включает перечень единиц наблюдения, способ и форму описания наблюдаемого явления. Прежде чем наблюдать, надо выделить из общей картины поведения определенные его стороны, отдельные акты, доступные прямому наблюдению – единицы поведения или единицы наблюдения. Так, например, наблюдая за поведением ребенка вообще, наблюдатель, тем не менее делит его на ряд единиц: моторика, речь, общение, эмоции и так далее. Если же предметом (целью) наблюдения является только речь ребенка, то единицами могут быть: содержание речи, её направленность, продолжительность, экспрессивность, особенности лексического, грамматического и фонетического строя. Таким образом, единицы наблюдения могут сильно различаться по величине и сложности выделенного фрагмента поведения, а так же по содержанию. Выбор способов и формы описания наблюдения зависят от того, каков его характер: поисковый или исследующий. Однако имеются некоторые общие требования к записи наблюдения:

1. Запись должна фиксировать наблюдаемый факт в том виде, в котором он существовал реально, не подменяя его описанием личных впечатлений и разнообразных суждений самого наблюдателя. Другими словами, записывать нужно только то, что происходило и каким образом («фотографическая запись»).

2. Запись должна фиксировать не только наблюдаемый факт, но и ту окружающую обстановку («фон»), в которой он происходил.

3. Запись должна по возможности полно в соответствии с поставленной целью отражать изучаемую реальность.

Ниже приведены виды протоколов наблюдений, которые определены для социально-педагогической диагностики в ГСУ СО Центр «Исток»:


ПРОТОКОЛ

наблюдения за воспитанником ___________________________________________

Дата наблюдения______________

Цель наблюдения: исследование социальной зрелости личности

Единицы наблюдения: степень усвоения несовершеннолетним общественно значимых норм поведения и функций, знакомство с содержанием социальных ролей.

Вид наблюдения: конкретное структурированное наблюдение в естественных условиях

Наблюдаемые процессы и явления:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата________________ ФИО специалиста_________________________


ПРОТОКОЛ

наблюдения за воспитанником ___________________________________________

Дата наблюдения______________

Цель наблюдения: исследование учебной деятельности несовершеннолетнего

Единицы наблюдения: школьная успеваемость ребенка и учебная мотивация

Вид наблюдения: конкретное структурированное наблюдение в естественных условиях

Наблюдаемые процессы и явления:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата________________ ФИО специалиста_________________________


ПРОТОКОЛ

наблюдения за воспитанником ___________________________________________

Дата наблюдения______________

Цель наблюдения: исследование трудовой деятельности несовершеннолетнего

Единицы наблюдения: планирование деятельности, ответственность, инициатива и эмоциональные реакции при выполнении поручений, усидчивость, стремление довести начатое дело до конца.

Вид наблюдения: конкретное структурированное наблюдение в естественных условиях

Наблюдаемые процессы и явления:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата________________ ФИО специалиста_________________________


ПРОТОКОЛ

наблюдения за воспитанником ___________________________________________

Дата наблюдения______________

Цель наблюдения: исследование игровой деятельности несовершеннолетнего

Единицы наблюдения: содержание игры, характер игровой роли и действий, отношение к правилам.

Вид наблюдения: конкретное структурированное наблюдение в естественных условиях

Наблюдаемые процессы и явления:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата________________ ФИО специалиста_________________________


ПРОТОКОЛ

наблюдения за воспитанником ___________________________________________

Дата наблюдения______________

Цель наблюдения: исследование санитарно-гигиенических навыков несовершеннолетнего

Единицы наблюдения: умение следить за своим внешним видом и вещами, соблюдать правила гигиены.

Вид наблюдения: конкретное структурированное наблюдение в естественных условиях

Наблюдаемые процессы и явления:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы:

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата________________ ФИО специалиста_________________________


2. Метод беседы предполагает получение информации о ребенке посредством устного общения с ним, его родственниками. Одним из наиболее распространенных видов беседы является интервью – проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера (специалиста, педагога) с респондентом (клиентом, ребенком). Беседа может проводиться по заранее заготовленному списку вопросов, что требует меньшей квалификации от специалиста. Однако, у ребенка в этом случае может сложиться впечатление допроса. Свободная беседа требует большей квалификации и подготовки специалиста, но позволяет создать более доверительную обстановку. Проводя беседу очень важно по отношению к ребенку занять правильную позицию: создать атмосферу тепла, понимания по отношению к ребенку; принимать ребенка таким, каков он есть; своим отношением дать ребенку почувствовать доверие, возможности проявлять свои чувства; тактично и бережно относиться к позициям ребенка, ничего не осуждая, но в то же время не оправдывая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: