Пространственные представления о собственном теле.
Диагностика.
Организация коррекционно-развивающей работы
В ходе специальных коррекционных занятийс младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья я особое внимание уделяю формированию пространственных и временных представлений.
Работа осуществляется в соответствии с разработанной мной «Программой по развитию психомоторики и сенсорных процессов у учащихся 1-4 классов С(К)ОУ VIII вида».
В ходе работы проводится диагностика сформированности пространственно-временных представлений у детей: в начале и по окончании курса занятий. Обследуются такие параметры:
(Анализ сформированности представлений ребенка о пространственных взаимоотношениях «частей» собственного тела):
Ø в отношении собственного лица (анализ частей лица и их расположение на лице по отношению друг к другу)
Инструкция: «Закрой глаза и скажи, что у тебя над глазами, под глазами, под носом, над носом, надо лбом, под губами.
|
|
А что у тебя находится сбоку от носа, сбоку от уха».
«Достань левой рукой правое ухо»,
«Достань правой рукой правое ухо»
Ø по отношению к телу в целом (анализ расположения частей собственного тела)
Инструкция: «Покажи, что у тебя находится над плечами, под шеей, под коленями».
Ø по отношению к руке (анализ положения рук относительно собственного тела и частей рук относительно друг друга)
Инструкция: «Что выше: плечо или локоть? Плечо или ладонь? Ладонь или запястье?
(Анализ взаиморасположения объектов в пространстве):
Ø взаиморасположение объектов и тела по вертикальной оси;
Ø взаиморасположение объектов и тела по горизонтальной оси (вперед и назад от тела);
Ø взаиморасположение объектов и тела в направлении вправо/влево от основной оси.
Оценивается и возможность вербализации пространственных представлений.
Материал для исследования: коробка и карандаш.
Последовательность исследования:
а) карандаш помещается на коробку.
Инструкция А: «Вот видишь, карандаш находится на коробке (показывается). А как сказать, где находится карандаш сейчас? (карандаш помещается над коробкой).
Инструкция Б: «А так?» (карандаш помещается под коробкой на некотором расстоянии от ее дна).
б) карандаш помещается между ребенком и коробкой.
Инструкция В: «Сейчас карандаш находится вот здесь. Вот ты, вот коробка, а вот карандаш. Как сказать, где находится карандаш по отношению к коробке?»
в) карандаш помещается справа или слева от коробки.
Инструкция Г: «Как сказать, где находится карандаш?».
3. Особенности координатных и метрических представлений ребенка (взаиморасположение частей рисунка).
|
|
Методики:
Ø «Разрезные картинки»;
Ø «Кубики Кооса».
4. Вербализация пространственных представлений.
Последовательность анализа:
Ø анализ сформированности пространственных представлений и понятий ребенка на уровне понимания и показа ребенком (импрессивный уровень);
Ø анализ возможности самостоятельного употребления предлогов и составление пространственных речевых конструкций (экспрессивный уровень).
Оценивается: правильное владение ребенком такими предлогами и понятиями как: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, ближе, дальше, перед, за, спереди от, сзади от.
Материал для исследования: картинка с изображением полки с игрушками, картинка с изображением горизонтально и в пространстве расположенных разноцветных геометрических фигур, сюжетная картинка «Звери идут в школу».