Пространственные представления о взаимоотношении объектов в пространстве

Пространственные представления о собственном теле.

Диагностика.

Организация коррекционно-развивающей работы

В ходе специальных коррекционных занятийс младшими школьниками с ограниченными возможностями здоровья я особое внимание уделяю формированию пространственных и временных представлений.

Работа осуществляется в соответствии с разработанной мной «Программой по развитию психомоторики и сенсорных процессов у учащихся 1-4 классов С(К)ОУ VIII вида».

В ходе работы проводится диагностика сформированности пространственно-временных представлений у детей: в начале и по окончании курса занятий. Обследуются такие параметры:

(Анализ сформированности представлений ребенка о пространственных взаимоотношениях «частей» собственного тела):

Ø в отношении собственного лица (анализ частей лица и их расположение на лице по отношению друг к другу)

Инструкция: «Закрой глаза и скажи, что у тебя над глазами, под глазами, под носом, над носом, надо лбом, под губами.

А что у тебя находится сбоку от носа, сбоку от уха».

«Достань левой рукой правое ухо»,

«Достань правой рукой правое ухо»

Ø по отношению к телу в целом (анализ расположения частей собственного тела)

Инструкция: «Покажи, что у тебя находится над плечами, под шеей, под коленями».

Ø по отношению к руке (анализ положения рук относительно собственного тела и частей рук относительно друг друга)

Инструкция: «Что выше: плечо или локоть? Плечо или ладонь? Ладонь или запястье?

(Анализ взаиморасположения объектов в пространстве):

Ø взаиморасположение объектов и тела по вертикальной оси;

Ø взаиморасположение объектов и тела по горизонтальной оси (вперед и назад от тела);

Ø взаиморасположение объектов и тела в направлении вправо/влево от основной оси.

Оценивается и возможность вербализации пространственных представлений.

Материал для исследования: коробка и карандаш.

Последовательность исследования:

а) карандаш помещается на коробку.

Инструкция А: «Вот видишь, карандаш находится на коробке (показывается). А как сказать, где находится карандаш сейчас? (карандаш помещается над коробкой).

Инструкция Б: «А так?» (карандаш помещается под коробкой на некотором расстоянии от ее дна).

б) карандаш помещается между ребенком и коробкой.

Инструкция В: «Сейчас карандаш находится вот здесь. Вот ты, вот коробка, а вот карандаш. Как сказать, где находится карандаш по отношению к коробке?»

в) карандаш помещается справа или слева от коробки.

Инструкция Г: «Как сказать, где находится карандаш?».

3. Особенности координатных и метрических представлений ребенка (взаиморасположение частей рисунка).

Методики:

Ø «Разрезные картинки»;

Ø «Кубики Кооса».

4. Вербализация пространственных представлений.

Последовательность анализа:

Ø анализ сформированности пространственных представлений и понятий ребенка на уровне понимания и показа ребенком (импрессивный уровень);

Ø анализ возможности самостоятельного употребления предлогов и составление пространственных речевых конструкций (экспрессивный уровень).

Оценивается: правильное владение ребенком такими предлогами и понятиями как: выше, ниже, на, над, под, снизу, сверху, между, ближе, дальше, перед, за, спереди от, сзади от.

Материал для исследования: картинка с изображением полки с игрушками, картинка с изображением горизонтально и в пространстве расположенных разноцветных геометрических фигур, сюжетная картинка «Звери идут в школу».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: