Ø Принципы коррекционной работы
В ходе коррекционно-развивающих занятий я опираюсь на следующие основные принципы:
1. Принцип замещающего развития, т.е. построение работы на основе определения актуального уровня развития ребенка – сформированности всей структуры и уровня базовых составляющих.
2. Учет в коррекционной работе законов и принципов развития двигательных актов (цефалокаудальный, проксимодистальный, закон оси).
3. Учет последовательности этапов и сроков речевого развития, эмоционального, психомоторного и отклонений в их развитии.
4. Принцип последовательной дифференциации, предполагающий постепенный переход от общего к частному и наоборот.
5. Поэтапное формирование умственных действий (в соответствии с теорией Гальперина): развернутая инструкция, пошаговое выполнение действий, демонстрация, использование меток, внешнего контроля.
6. Учет в коррекционной работе ведущего типа мотивации (мотив достижения, соревновательная мотивация, мотивация поощрения, уход от наказания).
|
|
7. Дидактические принципы обучения умственно отсталого ребенка.
Ø Тактика построения занятий
1. Создание ребенку комфортных условий.
2. Соблюдение ритуала занятий, ритмики.
3. Постепенное введение новых элементов, образов.
4. Использование здоровьесберегающих технологий (офтальмотренинг, двигательные паузы, релаксационная музыка и др.).
Ø Этапы работы.
I. Работа над вертикалью.
- Работа начиналась со схемы лица. Совместно с детьми находили середину лица (нос), затем ставили руки на уровне носа и двигали ими вверх, а обратно – через стороны. Фиксировали, что выше носа (глаза, брови, лоб, волосы). Затем – что ниже носа (рот, подбородок, шея). При работе со схемой лица использовались игры «Ветрянка», «Артист», наглядный материал (схемы, таблицы, зеркала).
- Работа со схемой тела: что выше живота, ниже плеч, ниже колена и т.д.
- Работа с набором «Лего», картинами (игры «Строительство дома», «Лифт», «Магазин», «Лестница» и др.).
- Отработка понятий «выше», «ниже», «над», «под».
- Контрольные работы (ПРИЛОЖЕНИЕ 2).
II. Работа над горизонтальной плоскостью («ближе», «дальше»).
- Работа с телом (на вытянутой руке – что дальше от тела: кисть или локоть? Что ближе: пальцы или ладонь? И т.д.).
- Работа с геометрическими фигурами, наборами “Лего”, досками, игры “Клад”, “Теремок”, “Репка”
- Отработка понятий “ближе”, “дальше”, “перед”, “за”.
III. Работа над горизонтальной ориентировкой «вправо» – «влево».
- Работа над понятиями «между», «слева», «справа». Использование меток.
- Овладение координатными представлениями относительно собственного тела (что левее по отношению к тебе).
|
|
- Работа над предметным рядом.
- Отработка понимания, использования детьми речевых конструкций «левее», «правее» (игры «Магазин», «Горсправка», «Соседи», «Муха», «Морской бой», «Шифрованное письмо» и др.).
- Работа с числовым рядом.
IV. Работа над временными представлениями.
- Работа с понятием «время суток».
- Времена года.
- Месяцы.
- Часы.
- Закрепление понятий «после» (зимы, весны), «перед» (летом, осенью), «между» (летом и зимой).
V. Работа с чистым временем.
- Отработка понятий «раньше», «позже».
- Определение длительности временных интервалов (что длится дольше: секунда или минута – определение по секундомеру).
- Работа с представлениями, что такое прошлое и будущее («сегодня», «завтра», «вчера», «послезавтра», «позавчера».
- Составление режима дня.
- Расстояние и время (игры «Дорога в школу», «Свидание», «День рождения» и др.
VI. Работа с лингвистическим пространством.
- Работа с собственно языковым пространством: антонимы («большой» – «маленький», «холодный» – «горячий» и т.д.). Сравнение (большой (мячик), побольше, еще больше, самый большой).
- Работа с социоэмоциональным пространством («плохой» – «хороший», «добрый» – «злой»).
Занятия проводятся со всей группой и индивидуально.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.