Когнитивные особенности

ГЛАВА 2

Глава 6. РОЛЬ ИНИЦИАЦИИ. НАКАЗАНИЕ И ПООЩРЕНИЕ

Глава 5. ОБОБЩАЮЩАЯ ФУНКЦИЯ СЛОВА. МНОГОЗНАЧНОСТЬ И ИЕРАРХИЯ ПОНЯТИЙ. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ

В качестве упражнений для этого раздела прекрасно подходят всем известные задания на подбор аналогий, понимание пословиц и поговорок, метафор; игры в « морской бой », « крестики-нолики », шашки, карты; шарады; задания типа « найди семь отличий » и т. п.

47. « Закончи предложение ». Ребенку предлагается: « Продолжи предложение, выбрав наиболее подходящее слово ».

У дерева всегда есть ... (листья, цветы, плоды, корень).

У сапога всегда есть ... (шнурки, подошва, молния, пряжка).

У платья всегда есть ... (подол, карманы, рукава, пуговицы).

У картины всегда есть ... (художник, рама, подпись).

48. « Найди сходство и различия ». Ребенку для анализа предлагаются пары слов. Он должен отметить общее и разное в соответствующих объектах.

Например, соловей воробей, лето зима, стул диван, береза ель, самолет автомобиль, заяц кролик, очки бинокль, девочка мальчик и т.д.

49. « От частного к общему ». Объясните ребенку, что есть слова, которые обозначают множество похожих предметов, явлений. Эти слова являются общими понятиями. Например, словом фрукты можно назвать яблоки, апельсины, груши и т.п.

Но есть слова, указывающие на меньшее число похожих объектов, и они являются частными, конкретными понятиями. Любое из этих слов, например яблоки,обозначает только яблоки, хотя это могут быть большие, маленькие, зеленые, красные, сладкие, кислые яблоки. А теперь попросите ребенка подобрать общее понятие к частным.

Ниже даны два ряда слов. К словам из первого ряда ребенок подбирает подходящее понятие из второго ряда:

а) огурец, осень, пчела, север, дождь, павлин, озеро;

б) овощ, время года, насекомое, сторона горизонта, осадки, ягода, водоем, птица.

50. « Чего больше? » Ребенок должен ответить на вопрос: « Чего больше: берез или деревьев, земляники или ягод, мух или насекомых, цветов или ландышей, китов или млекопитающих, слов или существительных, квадратов или прямоугольников, пирожных или сладостей? » — и обосновать свой ответ.

51. « От общего к частному ». Задание, обратное предыдущим. Ребенок должен выстроить « дерево », стволом которого является общее понятие, например природа,а ветвями более частные, например живая неживая. Затем от слова живая соответственно ветви: растения животные люди и т.д. Следующее разветвление идет, например, от слова животные: домашние дикие или: птицы змеи рыбы насекомые и т.д.

52. « Подбери общее понятие ». Предложите ребенку назвать одним словом следующие понятия и дополнить ряд:

яблоко, груша —...; стул, шкаф —...; огурец, капуста —...; ботинок, сапог —...; кукла, мячик —...; чашка, тарелка —...; кошка, слон —...; нога, рука —...; цветок, дерево —...; окунь, щука —...; роза, одуванчик —...; март, сентябрь —...; дуб, береза —...; фонарь, лампа —...: дождь, снег —...

То же упражнение необходимо выполнить с наречиями, прилагательными, глаголами.

53. « Классификация по зрительному образцу ». Для данного упражнения можно использовать детское лото.

Разложите картинки и предложите ребенку выбрать все картинки, подходящие к эталонной. Например, к яблоку все картинки, на которых изображены фрукты. Затем попросите его назвать каждую картинку; обсудите с ним, почему он сделал такой подбор, чем схожи (отличаются) эти предметы.

Можно выбирать картинки по определенному, заданному общему признаку, например по форме, цвету или функциональному назначению.

54. « Разложи по группам ». Ребенку предлагается некоторое количество изображений, которые он должен разложить на обобщенные группы, например: грибы и ягоды, обувь и одежда, животные и цветы. Он должен дать название каждой получившейся группе и перечислить (назвать) все ее составляющие.

55. « Классификация по обобщающему слову ». По заданному обобщающему понятию (например, посуда, овощи, мебель, предметы из железа, круглые, колючие, летают, сладкие и т.д.) ребенок должен выбрать из набора картинок те, которые будут ему соответствовать.

56. « Лишнее слово ». Ребенку предлагается выделить слово или признак, который в ряду других является лишним, а для всех остальных подобрать обобщающее понятие. Ребенок должен ответить на вопросы: « Какое слово лишнее? Почему? ».

А. Тарелка, чашка, стол, чайник.

Темно, пасмурно, светло, зябко.

Береза, осина, сосна, дуб.

Быстро, бегом, вприпрыжку, ползком.

Диван, стол, кресло, дерево.

Много, чисто, мало, наполовину.

Ручка, мел, пенал, кукла.

Вчера, сегодня, утром, послезавтра

Землетрясение, тайфун, гора, смерч.

Запятая, точка, тире, союз.

Аккуратно, неряшливо, грустно, старательно.

Б. Зимний, летний, осенний, июньский, весенний.

Лежать, стоять, плакать, сидеть.

Старый, высокий, молодой, пожилой, юный.

Красный, синий, красивый, желтый, серый.

Молчать, шептать, смеяться, орать.

Сладкий, соленый, горький, кислый, жареный.

57. « Ранжирование ». Объясните ребенку, что такое ранжирование, и попросите его проранжировать по определенному (в каждом случае своему) принципу следующие понятия:

горох абрикос арбуз апельсин вишня; пчела воробей бабочка страус сорока; зуб рука шея палец нога; снежинка сосулька айсберг льдина сугроб; улица квартира город страна Земля; младенец-юноша мужчина старик мальчик; молчать говорить кричать шептать.

58. « Многозначность слов ». Сыграйте с ребенком в игру « Посмотри, как интересно !». Назовите ему какое-нибудь слово (существительное, прилагательное, наречие, глагол). Задание состоит в том, чтобы за короткий промежуток времени (1 3 мин) придумать как можно больше предложений-ситуаций с эталонным словом.

59. « Вставь пропущенное слово ». Объясните ребенку, если он не справляется сам, алгоритм решения такого рода интеллектуальных задач. Из первого примера ясно, что искомое слово роса образовано из пятой и четвертой букв первого слова и из третьей и четвертой второго. Усвоив алгоритм решения (в других примерах он будет другой), ребенок должен найти нужный ответ.

БАГОР (РОСА) ТЕСАК ВОСК (СОХА) ФРАХТ
ГАРАЖ (...) ТАБАК СКОТ(...) ФРОНТ
(ответ: жаба) (ответ: окно)
ФЛЯГА (АЛЬТ) ЖЕСТЬ КАНВА (ВНУК) УЛИКА
КОСЯК (...) МИРАЖ ХОЛСТ (...) ОЛЕНЬ
(ответ: кожа) (ответ: слон)

60. « Распутай узел ». Ребенку мысленно нужно « развязать » узлы (рис. 25) и рассказать, как он это делает.

61. « Садовник ». Надо пройти так, как шел садовник (см. рис. 26). Он обошел по порядку все яблони (на рисунке точки) и вернулся к исходной точке (*), ни разу не возвращаясь к одной и той же яблоне и пустым клеткам, не ходя по диагонали, не заходя на закрашенные клетки.

62. « Полянки ». Ребенку предлагается рисунок « Полянки » и зашифрованное: письмо-схема, помогающее найти нужный домик. Используя схему, он должен найти домик, а затем объяснить, как схема помогла ему найти путь. Примеры представлены на рис. 27.

Предложите выполнить обратную задачу. Дается аналогичный рисунок, на котором надо найти домик по инструкции психолога, например: « Вверх, направо, направо вниз, налево вниз » и т.д. После этого ребенку надо нарисовать письмо-схему самостоятельно.

63. « Методы Равена и Айзенка ». Прекрасной тренировкой в умении устанавливать закономерности являются задания типа широко известных матриц Равена и тестов Айзенка (рис. 28): « Какой картинкой из нижнего ряда нужно заполнить пустующее место? »

Рис. 28

На начальном этапе решения таких задач взрослому необходимо помочь ребенку выявить закономерность и найти решение.

64. « Продолжи ряд чисел ». Даны ряды чисел. Отметьте вместе с ребенком особенность (закономерность) составления каждого ряда и продолжите его назвав (записав) подряд несколько чисел.

6 9 12 15 18 21 (...) (ответ: 24 27 30 33) 15 12 14 11 13 10 (...)

5 10 15 20 25 30 (...) (ответ: 35 40 45 50) 3 7 1115 19 23 (...)

16 12 15 11 14 10 (...) (ответ: 13 9 12 8) 11 16 14 19 17 22 (...)

65. « Найди три числа ». Ребенку предлагается: « Напиши три следующих числа в каждом ряду ».

2 4 6 8 (...) (ответ: 10 12 14) 18 10 6 4 (...)

1 4 7 10 (...) (ответ: 13 16 19) 2 5 8 11 (...)

21 17 13 (...) (ответ: 9 5 1) 8 12 16 20 (...)

Помимо этого, в качестве коррекционного и абилитационного можно использовать материал, широко представленный в « Альбоме » (раздел « Интеллектуальные пробы »).

Огромное значение имеет соблюдение инициальных « обрядов ». Инициация (посвящение) является актом, с помощью которого происходит присвоение ребенком своей новой роли, отражение им появления какого-то нового качества себя: « С сегодняшнего дня я не такой, какимбыл вчера, теперь я ...». Инициация также объединяет членов группы, повышая их восприимчивость и способствуя соблюдению правил и иерархии.

Именно поэтому важно в процессе коррекционного курса фиксировать завершение одного этапа и начало следующего. Неизбежное условие любой инициации прохождение ребенком определенных « испытаний »,экзаменов, содержание которых вы можете варьировать в зависимости от его возраста и возможностей.

Инициация в начале занятий может проходить в форме детско-родительского занятия, по завершении которого ребенок может сказать: « Видишь, мама, я теперь не такой, как все, у меня важное дело !».

Завершением одного этапа и переходом к следующему может быть проведение заключительной эстафеты, включающей пройденный материал. Тем самым психолог подводит черту и констатирует факт перехода к следующему уровню,сообщая ребенку о новых, более сложных и интересных заданиях, с которыми он уже способен справиться.

Каждый пройденный этап, как и достижения каждого ребенка, должен быть обязательно отмечен психологом (родителями) внешними маркерами (значок, фанты, отличительная повязка и т.д.) и присвоением определенной роли (ведущий, помощник и т.д.).

В конце коррекционного цикла, наряду с уже упомянутыми маркерами, абсолютно необходима « тронная » речь психолога: « Теперь вы стали ... Вспомните, как трудно было вначале ... Сегодня вы уже знаете и умеете так много, что можно назвать вас « Знайками ».

Наказание и поощрение

Необходимым условием любого коррекционного процесса является система? наказаний и поощрений. При этом важно соблюдать « общественный договор »: обещанное наказание или поощрение в непреложном порядке должно состояться. « Сила честности » взаимная игра, законы которой неотвратимы и для взрослого, и для ребенка.

Частично примеры наказаний были описаны выше (выбывание из игры, скамья запасных и т.д.). Другим способом наказания является лишение ребенка возможности участвовать в наиболее значимых для него моментах групповой жизни. Каждому психологу из собственного опыта работы известны такие популярные моменты групповых занятий (у кого-то это игра на экзотической дудочке, у кого-то батут, компьютер или описанная выше игра « Царство животных »).

В качестве поощрений можно предложить детям различные призы, сюрпризы (конфеты, печенье, сок, маленькие игрушки, книги, просмотр мультфильма и т.п.), а также некоторые правила-привилегии для наиболее отличившегося ребенка, признание которых непреложно для всех.

В каждом помещении, где проводятся занятия, есть игрушки, инвентарь, игры, имеющие для детей особую привлекательность. Они могут выступать в качестве поощрительных призов. В конце занятия наиболее отличившийся ребенок получает в свое пользование полюбившуюся игру. Например, он в конце занятия из набора имеющихся музыкальных фрагментов выбирает свой любимый. Все дети спонтанно двигаются под музыку и подпевают. Или дети заранее приносят из дома свои любимые игры. В конце занятия победитель предлагает всем детям поиграть в его игру.

Причем этим выдающимся может быть не объективно самый успешный, а, напротив, самый неконтактный и неловкий ребенок. Важно помнить одно из центральных этологических правил: сама по себе постановка ребенка « в центр », приписывание ему роли командира, лидера автоматически повышают степень его доминантности, а следовательно, уровня его произвольной саморегуляции, программирования и контроля над собой и происходящим вокруг.


Фигура Тейлора

Фигура Рея-Остеррица


[1] Подробный анализ этой сферы психической деятельности дан в разделе 2 « Пространственные представления при отклоняющемся развитии ».

[2] Подробно синдромология отклоняющегося развития рассматривается в гл. 3 учебного пособия « Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста » под ред. Л. С. Цветковой. — М., 2001.

ЧТО ВЫЯВЛЯЮТ ТЕСТЫ?

В этой главе читатель найдет систему понятий, используемых при описании индивидуальных психологических особенностей человека и при интерпретации результатов диагностики. Предлагаемая система эклектична, т. е. понятия заимствованы из различных, подчас несовместимых друг с другом психологических концепций. Такой подход диктуется практической направленностью настоящего руководства. Я убежден, что эклектичность, губительная для теоретического исследования, и неизбежна, и необходима в практической работе. Разные научные концепции центрируются на разных типах психологических проблем, тогда как практику приходится иметь дело с ними всеми. Если обращение вызвано трудностями в завязывании шнурков на ботинках, то нет смысла искать ответы в глубинной психологии: она этими проблемами не занимается; зато выработка навыков детально изучена бихевиористами. Напротив, если обращение связано с амбивалентным отношением ребенка к отцу, то бессмысленно апеллировать к бихевиоризму: эта проблема несравнимо глубже исследована в глубинной психологии. Исходя из этих соображений, автор последовательно проводит в настоящей книге непоследовательный эклектический подход.

Как правило, выявление особенностей когнитивных (познавательных) процессов требуется при обращениях, связанных с учебными проблемами. В этих случаях обычно наиболее важно проверить состояние словесно-логического и образного мышления, памяти и внимания. Восприятие, воображение, наглядно-действенное мышление имеют меньшее значение для успешной учебы, хотя в других видах деятельности (в частности, как в художественном, так и в научном творчестве) они играют важнейшую роль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: