Внимание и организация действий

Память

Образное мышление

Образное мышление — решение задач с помощью мысленного манипулирования образами — имеет наибольшее значение для успешности ребенка в таких учебных предметах как геометрия и физика. На ранней ступени обучения его роль более широка, так как в начале младшего школьного возраста с его помощью решаются также и те задачи, которые позднее решаются с помощью словесно-логического мышления (которое в этот период еще недостаточно сформировано).

В дошкольном возрасте основной формой мышления является образное; именно на его основе позднее формируется словесно-логическое. Поэтому уровень развития образного мышления служит одним из важнейших показателей общего умственного развития дошкольника. Степень его сформированности является также одним из основных показателей интеллектуальной готовности старшего дошкольника к школьному обучению.

Образное мышление позволяет оперировать не только конкретными, но и обобщенными, схематизированными образами. Способность опираться на такие образы особенно важна. Благодаря их использованию появляется возможность решать в образном плане весьма обобщенные и отвлеченные задачи, в том числе — логические. При этом образ выполняет функцию модели, отображающей самые разнообразные связи и отношения между какими-либо элементами.

Память — это психический процесс, обеспечивающий сохранение информации. Он естественно подразделяется на три более частных процесса: запоминания, хранения и воспроизведения информации. Их соотношение различно у разных людей. Одни с трудом выучивают материал (трудности на этапе запоминания), другие быстро запоминают, но вскоре забывают (трудности на этапе хранения), третьи — хорошо сохраняют, но тратят много времени, когда потом нужно его воспроизвести (трудности при воспроизведении).По тому, имеется ли специальное намерение запомнить материал, выделяют произвольную и непроизвольную память. Произвольная память предполагает сознательную установку на запоминание. Непроизвольное запоминание осуществляется как бы «само собой». Для него важны привлекательность материала, эмоциональное отношение к нему.По тому, применяются ли специальные средства запоминания, память разделяют на непосредственную и опосредованную. В качестве средств могут использоваться различные ассоциации, пометки — на бумаге или в уме, «узелки на память» и т. п. Взрослый человек часто использует подобные средства неосознанно, автоматически. Ребенок нуждается в обучении их применению (в той или иной мере оно проводится и в школе, и родителями).По характеру запоминаемого материала память делится на словесную и образную. По модальности (соответствию тому или иному органу чувств) — на зрительную, слуховую, двигательную и смысловую (не связанную однозначно с какой-либо модальностью). Для успешности школьного обучения наибольшее значение имеет словесная смысловая произвольная память, однако свой вклад вносят и другие виды памяти. Нарушения памяти — частая причина неуспеваемости.

Внимание — это психический процесс, обеспечивающий сосредоточение на деятельности, осуществляемой в настоящий момент. Под организацией действий понимают более конкретные навыки построения своей работы: способность спланировать ее, четко следовать выработанному плану, проверять достигнутый результат и сравнивать его с требуемым и т. п.

Внимание характеризуется такими показателями как концентрация (способность работать, не отвлекаясь), распределение (способность одновременно выполнять две или более деятельности), переключение (легкость перехода от одной деятельности к другой), длительность сосредоточения.

Особенности внимания сильно зависят от состояния человека. В частности, все показатели резко ухудшаются при утомлении, в состоянии астении, при неврозе. Те или иные нарушения внимания почти неизбежны при наличии органического поражения мозга. Нарушения внимания и снижение уровня организации действий могут вызываться также некоторыми эмоциональными и личностными особенностями. В частности, они наблюдаются при резком повышении уровня тревоги (в состоянии стресса), а также вследствие импульсивности. Эти причины нарушений внимания будут рассмотрены ниже, в соответствующих разделах книги.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: