Умственная отсталость

НАРУШЕНИЯ УМСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Наиболее тяжелые нарушения умственного развития — это умственная отсталость и деменция (снижение интеллекта, вызванное мозговой инфекцией, травмой головы, психическим или нервным заболеванием). Для практических целей обычно не особенно важна дифференциация этих видов нарушений. В детском возрасте деменция довольно редка, поэтому она нами отдельно рассматриваться не будет.

Менее тяжелые и значительно более частые нарушения когнитивных процессов — это задержка психического развития и нарушение обучаемости. В детском возрасте обычна также педагогическая запущенность. Наконец, следует упомянуть такую причину когнитивных нарушений как сенсорный дефект.

Умственная отсталость (олигофрения) — это общее интеллектуальное снижение, делающее невозможным овладение обычной школьной программой, полноценное включение ребенка в социальную жизнь. Слово «отсталость» как бы подразумевает возможность со временем догнать остальных, но в данном случае это не так. «Потолок» развития умственно отсталого ребенка принципиально ниже, чем у его сверстников с сохранным интеллектом.

Центральный момент в умственной отсталости — это недоразвитие логического мышления, но страдают и другие психические функции: образное мышление, воображение, смысловые восприятие и память, произвольное внимание, организация действий, самоконтроль. Эмоции у умственно отсталого ребенка грубы и мало дифференцированы, лишены тонких оттенков.

По степени тяжести выделяют легкую, среднюю, тяжелую и глубокую умственную отсталость. При легкой умственной отсталости ребенок способен к обучению (по специальной облегченной программе) и в дальнейшем — к простой профессиональной деятельности. При умственной отсталости средней тяжести отсутствует способность к овладению какой-либо профессией, но ребенок способен достаточно полно овладеть навыками самообслуживания. При тяжелой умственной отсталости навыки самообслуживания могут быть сформированы лишь частично, а при глубокой — практически вообще не могут быть выработаны.

Основные причины умственной отсталости — это болезни и вредности в период беременности, патология родов (особенно — асфиксия), некоторые генетические и хромосомные заболевания. Однако важно помнить, что эти причины не обязательно приводят к умственной отсталости, поэтому нельзя ставить диагноз на основе того, что в анамнезе имеется, например, асфиксия. И наоборот, отсутствие очевидной причины, приведшей к патологии, еще не означает отсутствия самой этой патологии. Во многих случаях приходится сталкиваться с умственной отсталостью, причину которой установить не удается.

При умственной отсталости необходимо обучение ребенка в специальной школе. Педагогическая коррекция может существенно продвинуть ребенка в умственном развитии, хотя, как уже указывалось, полная компенсация дефекта невозможна. Медикаментозное лечение центрального нарушения при этой патологии невозможно, однако в ряде случаев умственная отсталость осложняется дополнительными нарушениями, поддающимися лечению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: