Прототипная система является усеченной версией экспертной системы, спроектированной для проверки правильности кодирования фактов, связей и стратегий рассуждения эксперта. Она также дает возможность инженеру по знаниям привлечь эксперта к активному участию в процессе разработки экспертной системы, и, следовательно, к принятию им обязательства приложить все усилия к созданию системы в полном объеме.
Объем прототипа — несколько десятков правил, фреймов или примеров. На рис. 2.4. изображено шесть стадий разработки прототипа и минимальный коллектив разработчиков, занятых на каждой из стадий (пять стадий заимствовано из работы [Хейес–Рот и др., 1987]). Приведем краткую характеристику каждой из стадий, хотя эта схема представляет собой грубое приближение к сложному, итеративному процессу.
Рис. 10 - Стадии разработки прототипа ЭС
| |
Идентификация проблемы (переопределение проблемы)
| |
Реализация прототипа (перепрограммирование)
| |
Формализация (переформализация)
| |
Структурирование (изменение поля)
| |
Получение знаний (дополнительное извлечение)
| |
БЗ на языке предоставления знаний
| |
Эксперт + Инженер по знаниям+
Пользователь
Эксперт + Инженер по знаниям
Инженер по знаниям
Инженер по знаниям + Программист
Программист
+ Инженер по знаниям + Эксперт
Пользователь Программист
| |
Хотя любое теоретическое разделение бывает часто условным, осознание коллективом разработчиков четких задач каждой стадии представляется целесообразным. Роли разработчиков (эксперт, программист, пользователь и аналитик) являются постоянными на протяжении всей разработки. Совмещение ролей нежелательно.
Сроки приведены условно, так как зависят от квалификации специалистов и особенностей задачи.