Экспертиза и оценка изделия

Красивые вещи делает мастер, т. е. человек с инструментом в руках. Вещи, нас окружающие, сделаны машинами, станками. Можно ли от таких вещей ожидать, чтобы они были красивыми? Насколько допустимо применять слово «красивый» к вещам, сделанным индустриальным, т. е. машинным, способом?

Какие параметры компьютера (швейной машины, телевизора, автомобиля, спортивной куртки) вы приняли бы во внимание, если бы собирались его приобрести? Почему?

Законы художественного конструирования

В современном проектировании и конструировании изделий все большее значение приобретает эстетика. Этому способствуют и развитие технологий, и конкуренция на рынке товаров, и возросшее благосостояние людей. Сегодня человеку важно, чтобы предметы, окружающие его, были эстетичны, красивы. Человек в своем художественном творчестве учится у природы, он так же стремится к красоте.

По каким же критериям оцениваем мы красивое? В данном случае мы говорим о законах гармонии, одним их которых является закон единства формы и содержания. Форма и содержание взаимодополняют друг друга. Применительно к художественному конструированию форма — это внешнее проявление изделия, а содержание — его устройство и внутреннее, функциональное наполнение.

В любом изделии что-то является и должно быть выражено главным, а что-то — второстепенным. Главное изображается во внешнем виде изделия более крупно, а второстепенное — мелкими, но взаимосвязанными элементами.

Изделие надо сконструировать так, чтобы все его элементы были пропорциональны, изделие выглядело красивым и представляло собой единое целое, чтобы все его составные части и элементы гармонировали друг с другом. Дизайн изделия предусматривает достижение как раз всех этих требований.

Пропорции в основном складываются объективно и связаны с конструкцией изделия. Недаром говорится, что «форма содержательна». Пропорциональность получают делением формы на части, например в вертикальном и горизонтальном направлениях. Качество пропорциональности обязательно в строительстве судов, каркасов крыш, балконов, при изготовлении столов, стульев и многих других изделий.

Симметрия — одно из наглядных свойств изделия. Говоря о ней, обычно подразумевают обеспечение осевой или центральной симметрии.

Наблюдая симметрию в природе на протяжении веков, человек пытался постичь и создать порядок, красоту и совершенство. Большинство окружающих нас предметов имеют симметричную форму: мебель, инструменты, одежда и т. д. Однако абсолютной симметрии в природе не существует. Наряду с симметричными изделиями существуют по-своему красивые, но по форме и содержанию несимметричные изделия. В искусстве Японии, например, основой прекрасной формы считается именно асимметрия.

Динамичность формы связана с пропорциями ее составных частей. Например, крыло планера можно представить себе состоящим из пропорционально уменьшающихся отдельных его поперечных частей.

Динамичной называют односторонне направленную форму изделия, которая как бы вторгается в пространство. «Динамо» в переводе с греческого означает «сила в движении». Динамичными являются формы поездов, легковых автомобилей, планеров, самолетов, дельтапланов, лодок.

Статичность обусловлена неподвижностью формы предмета. Статичность изделия, в противоположность динамичности, — подчеркнутое состояние покоя. Статичны крупные массы объекта, предметы с явным центром, симметричные формы. Статичными представляются тяжелые прессы, станки, столярный верстак, столы.

Контраст — одно из главных средств в композиции изделия. Контраст — это противопоставление, выделение различных свойств в изделии, например: черного и белого, простого и сложного, низкого и высокого, гладкого и шероховатого.

Для выразительности и целостности таких изделий, как шкаф, сервант, буфет, большое значение имеет степень контраста. Особенно контрастно, например, смотрятся маленькие черные ручки на белом фоне кухонного шкафа. Но стоит эти ручки сильно увеличить, как эффект контраста ослабевает, вся композиция изделия становится менее выразительной. Это объясняется еще и тем, что небольшие темные детали контрастируют с фоном не только по цвету, но и по величине. Здесь малое противопоставляется большому.

Равновесие формы изделия — это такое ее состояние, при котором все элементы справа и слева сбалансированы между собой. Оно зависит от распределения основных масс составных частей изделия относительно центра.

Цветовое оформление изделия является и средством композиции, и фактором качества. С помощью цвета можно выразительно подчеркнуть особенности формы изделия. Правильное цветовое решение интерьера создает в классе, в мастерских и дома благоприятный психологический климат.

Различные цвета по-разному воспринимаются человеком. Например, синий цвет — холодный; черный — теплый, грязный, тяжелый; белый — чистый и легкий. Станки в мастерской окрашивают в основном в цвета холодной гаммы.

Теплые цвета древесины естественны и приятны для глаза. Особенно красива текстура ценных пород. Поэтому при изготовлении из нее изделий часто оставляют ее натуральный цвет, порой даже не прибегая к покрытию прозрачными лаками. Тональность древесины подчеркивают, пропитывая ее водными красителями (морилками) под цвет ореха или красного дерева. Натуральная древесина гармонирует с черным, белым и золотистым цветом фурнитуры, с цветом вороненого металла.

1. Дополните приведенный ниже перечень критериев для сравнения потребитель- К* ских качеств изделий.

Целесообразность размеров.

Гармоничность формы.

Целесообразность выбора материала.

Цветовое решение.

Удобство пользования.

Оправданность цены.

Выдержанность стиля изделия.

Давайте проделаем эксперимент. Положите на стол авторучку любой конструкции и попробуйте оценить ее качества. Дело окажется сложным.

Положите еще одну, две, три авторучки разных конструкций и теперь сравнительно оценивайте качество каждой из них по любым критериям. Дело явно пошло лучше: уже видны многие плюсы и минусы.

Если попросить принять участие в нашем эксперименте дизайнера, то окажется, что он введет в сравнение такой мощный набор критериев, о котором мы при первых своих попытках и не догадывались. Следовательно, чтобы смотреть на предметы глазами дизайнера, нужно уметь расширять банк критериев для сравнения. Для этого обратимся к схеме экспертной оценки любого изделия (см. с. 128).

Схема позволяет расширить наши представления о подходах к оценке изделий, на знакомый предмет мы начинаем смотреть другими глазами.

Например, социолог заговорил о моде (разве ей не подвластны самолеты и автомобили, приборы и авторучки?); психолог вдруг одну из авторучек в нашем эксперименте назвал «скучной»; эргономист указал на неудобство надевания колпачка; инженер начал пересчитывать количество деталей в каждой авторучке; художник почему-то стал переставлять колпачки, меняя их по форме и цвету; экономист забраковал самую лучшую авторучку — дескать, дорогая, за такую цену многие ее не купят. Еще объединились психолог, социолог и экономист и в один голос заявили, что эксперимент нечистый. Сравниваем дорогую модницу с каждодневной золушкой, и вообще, давайте сначала определим потребителя: кто он? чего он хочет?

На столе уже добрый десяток проектов авторучек, а разговор все продолжается. Оказалось, что если будем выпускать новую авторучку, то надо учесть дефицит пишущих узлов, высвобождение производственных мощностей на фабрике в городе N, а еще то, что во всем мире распространение получают шариковые пишущие узлы, заправляемые чернилами.

Разговор переходит в спор: каждый специалист все настойчивее обращает внимание на «свои» проблемы, конечно, считая их самыми главными.

А что делает дизайнер? А что ему делать, если в комнате он один, на столе десяток проектов авторучек и честное отношение к созданию нового изделия потребует учета всех специфичных мнений, замечаний, особенностей? Делать нечего — надо приступать к созданию нового изделия в соответствии с алгоритмом дизайна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: