Распространяется ли влияние моды на самолеты, подводные лодки, танки?

Как вы думаете, мода создает действительно красивые вещи или просто «другие, новые? Были ли во времена молодости ваших бабушек и дедушек модные вещи? Справедливо ли, что модная вещь стоит существенно дороже?

Дизайн отвечает потребностям

Авторучка или спортивная сумка, полочка на кухне или расческа, часы или бутылочка для клея, равно как и множество других изделий, во-первых, существуют в реальном мире вещей и нашем сознании, во-вторых, прошли довольно длинный путь эволюционного развития.

Достаточно составить, например, такой ряд: палочка на песке, резак на бересте, графит, мел, кисточка, гусиное перо, стальное перо, перьевая авторучка, игольчатая авторучка, шариковая авторучка, фломастер, чернильная шариковая авторучка, — чтобы убедиться, что конструкции пишущего узла менялись под воздействием новых потребностей.

Попытайтесь составить аналогичный ряд для вашего будущего изделия: Что предшествовало автомобилю? галстуку? часам?

Совсем хорошо, если вы продолжите этот ряд: Какими будут автомобили, галстуки, часы через год, два, десять лет?

Однако меняются не только конструкции, но и внешний вид. Мы легко определяем «возраст» предметов: вот вещь старинная, вот вещь старая, вот устаревшая, вот современная, а вот ультрасовременная! Как мы это делаем?

Мы как бы помещаем мысленно исследуемый предмет в разные исторические среды и смотрим, приживется он там или нет. Электронные часы и ходики, ламповый приемник и транзисторный, автомобили «Победа» и последняя «Ока» принадлежат разным эпохам развития предметного мира, здесь мы не ошибаемся. Дело в том, что сам стиль предметной среды меняется вслед за изменением образа жизни.

Говорят, что все новое — хорошо забытое старое. В этом мудром высказывании явно есть доля истины. Во всяком случае, начиная создавать что-либо, необходимо изучить существовавшее и существующее, выявить все плюсы и минусы, а главное — ответить себе на вопрос: ради чего создавать новое? Ведь создание и производство новых изделий, если в них нет общественной потребности, обходится дорого, вредно с экономической точки зрения. Выходит, что дизайнеру надо определить потребности в совершенствовании. Однако где их искать? Каждая вещь «живет» как бы в четырех соприкасающихся сферах:

□ ансамбль современных предметов;

□ производство;

□ торговля;

□ эксплуатация.

Потребности в совершенствовании предмета, требования к нему как к объекту производства и потребления весьма разные, временами противоречивые. Разрешение противоречий, поиски компромисса — суть творчества дизайнера.

Как определить потребности в совершенствовании разрабатываемой вещи? Вы сами — не единственный ее ценитель и потребитель, да и нельзя считать свой вкус эталоном. Воспользуйтесь распространенным методом интервью: спросите мнение близких и друзей о достоинствах и недостатках конкретного изделия, выслушайте пожелания. Вы столкнетесь с полярностью точек зрения, подходов, что может повергнуть вас в уныние. Вместе с тем выходы есть: как ни странно, надо увеличить число опрашиваемых и прибегнуть к инструментам опроса и анализа — кому, что и как надо; второй выход — смело довериться собственной интуиции, представив себе мнения и пожелания самых разных людей: детей и пенсионеров, мужчин и женщин, жителей села и большого города.

А удачным дизайнерским решением будет такое, которое удовлетворит самым разным, порой полярным, потребностям людей (см. схему).

Анализ существующих изделий


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: