Методы развития творческих способностей

Творческими можно назвать любые идеи, теории, изделия, если они отличаются: новизной и уникальностью; полезностью или ценностью; изяществом (если вносится простота там, где была сложность) и другими качествами.

Для того, чтобы появилась новая творческая идея, её выделяют из большого числа менее значительных идей. Можно применить и уже названный метод ассоциации или связи между отдельными идеями, когда одно представление возникает на основе другого. Чем больше идей, тем выше вероятность формирования действительно творческой идеи.

Немало новых идей можно получить с помощью мозгового штурма – одного из методов получения новых идей путем обсуждения их группой специалистов смежных специальностей (лучше слабо связанных между собой). Применяется этот испытанный метод при решении общих, масштабных задач.

Основные правила поведения во время мозгового штурма:

· любая критика очередного предложения (плюс или минус) не допускается;

· требуется много предложений, каждая идея хороша, как и любая другая;

· свобода высказывания идей;

· обсуждение идей только после окончания их выдвижения;

· ранжирование идей по степени их важности;

· принятие «отсроченного решения».

Неплохие результаты может дать метод инверсии, который заключается в новом подходе к решению какой-либо известной задачи. Метод требует отказа от прежних взглядов на задачу с тем, чтобы посмотреть на нее с новых или с измененных позиций.

Можно идти путём аналогий, то есть заимствовать решения из другой области знаний. Хорошим примером этого метода является заимствование некоторых принципов современной типографии и тиражирование печатных изделий для технологий и производства интегральных схем.

Метод эмпатии тоже может быть использован в продуцировании новых идей. Достаточно отождествить себя с другой личностью, например с каким-то великим ученым, и попробовать мыслить «как он».

Фантазия - способность к творческому воображению, желательно, чтобы новые идеи не противоречили законам природы и развития общества, но иногда бывает полезно хотя бы мысленно выйти за рамки этих законов.

Инверсия, аналогия, эмпатия и фантазия пригодны для индивидуальной работы исследователя. Они предшествуют более ответственным этапам, таким как моделирование процессов или явлений, разработка методов исследования, накопление экспериментальных данных, математическая обработка материала, проверка гипотез, выдвигаемых по ходу исследовательской работы. Завершается процесс оценкой полученных результатов, их обобщением и сообщением о них научному сообществу. Конечно, положительное подтверждение выдвинутой вами гипотезы весьма приятно, но не следует забывать, что отрицательный результат в науке не менее ценен, чем положительный, и никогда не следует добиваться подтверждения своей гипотезы «во что бы то ни стало». Не раз ложные выводы дорого обходились и самим экспериментаторам и тем, кто решил воспользоваться их «открытием».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: