Два закона запоминания

Повторение – мать учения

Эффективное повторение должно быть построенно в соответствии с кривой забывания. Кривая эта отражает особенность нашей памяти: забывается большая часть воспринятого в первые минуты и часы после усвоения. Поэтому главный закон повторения – повторения должны быть распределены во времени гиперболически: каждое последующее повторение должно быть отделено от предыдущего большим интервалом времени.

1 повторение – сразу же после прочтения.

2 повторения – через 20-30 мин

3 повторение – через 1 день

4 повторение – через 2-3 недели

5 повторение – через 2-3 месяца

При подготовке к экзамену за два дня рекомендуется 4 повторения. Первое – сразу после чтения, второе – через 20 мин, третье – через 8 часов, четвертое – через сутки. Но все это эффективно только на ранее хорошо изученном и усвоенном материале, незнакомый материал бесполезно повторять! Если есть 7 дней для подготовки, то вот как выглядит график повторений:

Таблица 3

График повторений              
нерациональный * * * * * * * семь повтор.
рациональный * * * - * - - * пять повтор.

Таблица 4

Алгоритм повторения лекции для длительного запоминания.

Время Цель
Сразу после прослушивания лекции на перемене · Расшифровать понятные еще сокращения. · Вставить пропущенные слова или мысли, дать свои комментарии.
В тот же день по дороге домой в метро, трамвае · Восстановить логику записи.
Дома · Найти в словаре непонятные термины. · Прочитать еще раз конспект.
Перед следующей лекцией по дороге или за несколько минут до лекции · Освежение знаний для облегчения «наслоения».
Еженедельно один день вечером повторять · Связать 3-4 лекции, установить логику. · Восстановить все записанное. · Достичь эффекта кумуляции.
Каждый месяц один день 3-4 часа для повторения всего, что есть за месяц · Усвоить логику части курса.
Перед экзаменом 2-3 раза · Повторение всего курса.

Существует два основных закона запоминания и ряд частных, на которых, собственно, зиждется весь процесс оптимизации запоминания.

Закон первый. Чем более значима для субъекта воспринимаемая информация, тем быстрее и лучше она запоминается.

Лучше всего соответственно запоминаются:

· сведения о первичных жизненных потребностях;

· информация о себе;

· общеобразовательная информация.

Закон второй. Чем больше информация включена в деятельность, тем лучше она запоминается.


Отсюда вытекает ряд частных закономерностей, на которых построены все наши дальнейшие практические рекомендации по организации умственного труда:

· чем глубже, полнее, дольше осмысляется информация, тем лучше ее запоминание;

· чем больше интерес к этой информации, тем быстрее она запомнится и дольше сохранится;

· чем больше знаний в этой области, тем легче и лучше запоминание новой информации об этом предмете;

· чем больше готовность (как эмоциональная, так и интеллектуальная и техническая) к принятию информации, тем выше запоминание;

· чем больше каналов восприятия информации, тем лучше и эффективней запоминание;

· впечатления, возникающие одновременно с восприятием информации, вызывают друг друга при воспоминании.

Не всегда у студента есть достаточно времени, чтобы выполнить все приведенные рекомендации. В этом случае следует, в соответствии с нейрофизиологическими нормами образования энграмм и феноменом реминисценции, прочитать конспект вечером в день его написания (не позже чем за два часа до сна) и на 2-3 сутки после составления конспекта. Читать следует внимательно и с хорошим настроением, помня о роли положительных эмоций в процессе запоминания. Теперь мы хорошо знаем, что впечатления, возникающие одновременно с восприятием информации, вызывают друг друга при вспоминании.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: