double arrow

Рекомендации по усилению запоминания

Технические приемы запоминания

На эмоциональных закономерностях построены технические приемы, облегчающие запоминание несмысловой информации. Совокупность таких приемов называется мнемотехника. Изобретена мнемотехника в Греции около V века до н.э. Античные ораторы широко использовали эти приемы в своей практике, так как им запрещалось во время произнесения речи пользоваться любыми записями. В Х1Х в. в России были чрезвычайно популярны мнемоники – артисты, которые выступали на эстраде, демонстрируя чудеса запоминания. Ошеломленной публике было невдомек, что никаких чудес нет и в помине, есть блестящее владение мнемотехникой. Эти приемы используются не для улучшения памяти, как иногда ошибочно полагают некоторые, а для улучшения запоминания, причем, именно несмысловой информации, т.е. информации, требующей механического, точного, дословного запоминания. Например, даты, телефоны, термины, нумерованные списки, имена – все, что невозможно пересказать своими словами.

Основное правило мнемотехники – прочная ассоциативная связь, «вмонтированность» несмысловой информации в яркий запоминающийся образ, который без труда «всплывает» в памяти и вытягивает необходимую нам несмысловую информацию.

Можно создать яркий образ и связать его с тем, что мы хотим запомнить – термином, именем, датой и т.д. Создание такого яркого зрительного образа называется эйдотехникой (от греческого слова эйдос – образ). Здесь существует следующая закономерность, на которой строится эйдотехника: чем нелепее, смешнее, нереалистичнее образ, тем лучше запоминание, заурядные обыденные образы запоминаются хуже. Есть несколько простых правил эйдотехники, выполняя которые, можно при известной тренировке виртуозно владеть техникой создания запоминающегося образа.

1. Менять физические размеры предметов, входящих в образ. Те, что в жизни маленькие, делать очень большими и наоборот – создается непривычная картинка, запоминающаяся гораздо лучше.

2. Изменять количественное соотношение предметов. Если в жизни их много, то в образе должен быть один и наоборот.

3. Менять функции предметов, т.е. присваивать предмету абсолютно несвойственную функцию, которая в жизни не выполняется никогда.

4. Удерживать перед мысленным взором картинку 5-6 сек, представляя ее в цвете, звуке, движении, как мини-фильм.

У Карела Чапека есть рассказ, в котором поэт, задумчиво гулявший по городу, стал свидетелем дорожно-транспортного происшествия. Никаких сведений о нарушителе он не запомнил, но прочел сочиненные тут же стихи:

Дома в строю темнели сквозь ажур,

Рассвет уже играл на мандолине.

Краснела дева. В дальний Сингапур

Вы уносились в гоночной машине.

Повержен в пыль надломленный тюльпан,

Умолкла страсть. Безволие…Забвение.

О шея лебедя!

О грудь!

О барабан! И эти палочки – трагедии знамения.

Шея лебедя – это, разумеется, двойка; грудь – тройка; палочки – одиннадцать. Таков был номер машины нарушителя. Вот типичный пример мнемотехники – яркий образ, в который вписаны цифры.

Для запоминания дат, телефонов, цифр можно пользоваться основным списком, который надо выучить наизусть, доведя до автоматизма распознавание, перекодировку букв в цифры. Как правило, 20 цифр бывает достаточно.

Основным правилом такой перекодировки является следующее: каждая цифра начинается с согласной буквы, значит смысл имеют только согласные. Гласные буквы никакого смысла не имеют, используются только в технических целях для создания слов. Значит, согласные будут обозначать цифру, на гласные же вообще можно не обращать внимания. Цифры перекодируются в следующие буквы (по начальным согласным):

1 – Р (раз)

2 – Д (два)

3 – Т (три)

4 – Ч (четыре)

5 – П (пять)

6 – Ш(шесть)

7 – С (семь)

8 – В (восемь)

9 – З (девять) – это единственная цифра, которая кодируется другой буквой не Д, а З, потому что Д – это два, во избежание повторения 9 - это З.

Теперь превратим эти перекодированные согласные буквы в слова путем прибавления к ним гласных, с тем, чтобы на основе слов создать яркие образы, в которые мы впишем наши цифры.

1 - Рай

2 - АД

3 - Ту

4 - Чай

5 - Па

6 - Шея

7 - уСы

8 - яВа

9 - аЗу

10 - Ной

11 - РуР

12 - РуДа

13 - РоТ

14 - РуЧей

15 - РеПа и т.д.

Теперь попробуем создать образ для запоминания какой-нибудь даты. 1812 г. – начало Отечественной войны, Наполеон движется к России. Ключевые слова РоВ и РуДа. Образ возникает сразу: блестящий, гордый, непобедимый Наполеон, он не знает, что в России его ждет крах! Представим крах Наполеона следующим образом: он, жалкий, оборванный, в помятой треуголке копает глубокий Ров, пытаясь достать черную, тяжелую РуДу. Это так далеко от роскошного императора, что запоминается сразу же.

При хорошей тренировке скорость перекодирования 100 слов в минуту.

При использовании эйдотехники можно прибегать и к другим приемам, запоминать по аналогии, созвучию.

Лучше запоминаются неэмоциональные зрительные образы, можно порекомендовать следующий способ запоминать цифры:

Ноль – круг

Один – столб

Два – близнецы

Три – треугольник, трезубец, трилистник

Четыре – квадрат

Пять – пятиугольник, пальцы

Шесть – шестигранник

Семь – Белоснежка и семь гномов

Восемь – песочные часы

Девять – улитка

Десять – пальцы двух рук

Одиннадцать – футбольная команда

Двенадцать – часовые стрелки в полдень и т.д.

Процесс запоминанияидет параллельно с процессом забывания, причем соотношение этих процессов меняется с возрастом. Наибольшее преобладание запоминания наблюдается в детском возрасте. По мере обучения процессы забывания усиливаются и к 30 годам процессы запоминания и забывания сравниваются по своей интенсивности. Далее процесс забывания начинает преобладать, что делает «чистое» запоминание в достаточной степени бессмысленным. Учитывая этот факт, уже в последних классах школы следует заменять заучивание на понимание сути происходящего, расширяя свой внутренний мир, дополняя его теми живыми механизмами, в которых вы хорошо разобрались. Этот процесс может продолжаться всю жизнь, именно он, а не механическое запоминание, называется процессом образования – создания нового образа своего внутреннего мира.

Ученые установили, что студенты, готовясь к экзамену, как правило, заучивают материал путем более или менее недифференцированного многократного чтения. Текст читается одним и тем же способом до тех пор, пока он не "осядет" в голове, ведь знаниями о научном методе запечатления, о рациональных принципах повторного чтения студенты не располагают. Однако такое неупорядоченное повторение чрезвычайно неэффективно с точки зрения закрепления информации в памяти. Оно требует значительных усилий, а по результативности далеко уступает запоминанию, основанному на рациональном повторении.

В этой связи представляет интерес эксперимент, проведенный в Казанском университете последователями Ф. Лёзера. Были образованы четыре экспериментальные группы испытуемых, перед каждой из которых ставилась задача запомнить текст. В первой группе преподаватель четыре раза прочитывал текст вслух. Во второй - три раза прочитывал, а один раз студенты пересказывали его мысленно, в третьей группе текст был дважды прочитан и дважды мысленно пересказан, а в четвертой - прочитан преподавателем один раз и трижды мысленно пересказан студентами. Наиболее успешно воспроизводили текст студенты четвертой группы. Несколько менее эффективным было запоминание в третьей группе; во второй и особенно первой группах студенты запомнили текст плохо. Этот результат нашел отражение в формуле ОЧОГ (начальные буквы соответствуют четырем этапам процесса повторения).

О - ориентировка. Прочитайте текст с целью понять его главные мысли. Если надо, подчеркните их, выпишите, повторите в памяти.

Ч - чтение. Прочитайте текст еще раз очень внимательно и постарайтесь выделить второстепенные детали. Установите связь между ними и главными мыслями. Несколько раз повторите в памяти главные мысли в их связи с второстепенными.

О - обзор. Быстро просмотрите текст. Проверьте, правильно ли вы связали главные мысли с соответствующими второстепенными деталями. Чтобы углубить понимание текста, поставьте вопросы к главным мыслям.

Г- главное. Мысленно перескажите текст или, еще лучше, перескажите его кому-нибудь вслух, вспоминая при этом главные мысли. Дайте ответы на поставленные вопросы. Число повторных чтений должно быть возможно меньше, а количество мысленных пересказов, повторений по памяти увеличивается до необходимого. Повторения распределите во времени рационально.

Основные принципы повторения информации

1. Непосредственно после восприятия повторяйте информацию в течение примерно 20 секунд. Следите за тем, чтобы воспринятая информация, которая не должна быть потеряна, сохранялась в памяти сразу после восприятия в течение времени, большего 20 секунд.

2. Промежутки времени между повторениями должны быть как можно больше.

3. Промежутки времени между повторениями необходимо постепенно увеличивать. Поскольку больше всего информации теряется на ранней стадии закрепления, повторения на этой стадии нужно производить возможно чаще, а затем делать их все более редкими.

4. Заучивать надо несколько выше достаточного уровня. Как показывает опыт, число повторений должно быть таким, чтобы информация была усвоена несколько выше того уровня, который вам представляется достаточным.

5. При возможности материал следует заучивать целиком. Если объем усваиваемой информации не слишком велик, ее следует запечатлять сразу за один прием и повторять как единое целое.

6. При повторном чтении использовать формулу ОЧОГ.

Беспорядочное и однообразное повторное чтение бессмысленно. В случае необходимости повторения текста следует поступать в соответствии с формулой ОЧОГ. Не забывайте при этом, что количество повторных чтений следует свести к минимуму, но при этом материал нужно повторять по памяти столько раз, сколько потребуется.

Несмотря на научную разработанность методов запоминания информации и существование специальных курсов по мнемотехнике, эйдотехнике, быстрому чтению и другим методам развития, к интеллекту это имеет малое отношение. Ещё французский мыслитель Мишель Монтень сказал: «Мозг, хорошо устроенный, стоит больше, чем мозг, хорошо наполненный». Сам процесс механического запоминания, безусловно, относится к шаблонному виду умственного труда – самому энергетически затратному и утомительному. Преимущество, несомненно, на стороне творческого умственного труда. Он требует меньше энергетических затрат и доставляет большее удовлетворение человеку. Итак, пальма первенства – за творчеством.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: