Эристика или искусство спора

Эристика, эристики, мн. нет, ж. (от греч. eristike (подразумевается eristike techne - Искусство спорить)) (книжн.). Искусство спорить, полемизировать.

Эристика в совершенстве была развита в древней Греции, по преимуществу в школах софистической и мегарской. Она не потеряла своего значения и для современной жизни, находя применение везде, где происходит не только теоретическое рассмотрение вопросов, но и борьба противоположных практических тенденций: в парламенте, в судебном процессе, в простом споре, полемике и т. д.

Мы будем рассматривать эристику, как искусство применения логики в споре. Здесь мы исходим из следующих предпосылок. Логика является наукой о доказательствах. Спор есть форма доказательства, представляющего собой путь к заданному тезису из некоторых принятых посылок. Этот путь может осуществляться либо в согласии с законами и правилами логики, либо с нарушением этих законов и правил. Эти нарушения могут совершаться либо неумышленно, из-за незнания логики, либо умышленно в силу знания логики (или частичного ее знания). Умышленное нарушение предполагает существование и возможность применения определенных приемов (уловок) спора, Шопенгауэр приводит более 30 различных уловок.

Эристика, таким образом, стоит на следующих основаниях:

· знании теории доказательств;

· умении обнаруживать нарушения законов и правил логики;

· умении применять уловки (умышленные нарушения) в споре.

Ещё со времен Аристотеля эристикой называли искусство спора как такового, вне зависимости от того, где находится истина. Целью такого спора была победа любой ценой. Артур Шопенгауэр в своей знаменитой книге «Эристика или искусство побеждать в спорах» дал следующее определение эристике: «Это наука о стремлении человека показать, что он всегда бывает прав. "Эристика" - только более резкое название данного предмета. "Эристическая диалектика" следовательно, есть искусство вести споры, но таким образом, чтобы всегда оставаться правым, то есть per fas et nefas. Итак, истина спорного вопроса, взятая объективно, и сила правоты или резона в глазах спорящих и слушателей - вещи совершенно различные». Сейчас эристика является составной частью риторики.

В искусстве спорить ценится умение опровергать доводы противника и защищать свои положения. В состав этого искусства входят два элемента:

· во-первых, объективный, состоящий в умении пользоваться всеми средствами, доставляемыми фактическим материалом и правилами логики для доказательства истинности известного положения;

· во-вторых, субъективный или психологический, состоящий в умении выбирать те доводы, которые особенно сильно влияют на душу слушателя и способны увлечь за собой аудиторию. Логика и главным образом силлогистическое искусство - могущественное орудие доказательства, а следовательно, и убеждения.

Логика становится орудием эристики, если оратор пользуется ей (или диалектикой) независимо от истинности положения, стараясь выставить лишь одну сторону вопроса, умалчивая о другой, ему неблагоприятной. Субъективный элемент эристики ближайшим образом определяется умением быстро схватывать душевный склад противника и, сообразно с ним, выбирать те доводы, которые сильнее всего могут подействовать на него.

В процессе спора следует:

· держаться одного и того же тезиса, который вы защищаете, не меняя в нём ни одного слова или знака;

· держаться одного и того же смысла терминов в процессе всего рассуждения;

· не изменять темы обсуждения;

· не пропускать фактов, относящихся к теме обсуждения, все факты должны быть рассмотрены;

· не допускать эмоционального давления на оппонента;

· не опровергать оппонента иначе как в интересах истины и терпеть неудобные суждения;

· не подходить к делу предвзято.

Важнейшей частью доказательства являются аргументы:

· аргументов должно быть много, намного больше, чем необходимо для доказательства;

· аргументы следует предъявлять оппоненту от слабых к сильным;

· нельзя повторять аргумент, уже использованный для доказательства;

· самый сильный аргумент необходимо беречь до самого конца спора;

· необходимо не только предъявить аргумент, но и показать, как он доказывает ваш тезис (провести демонстрацию).

За сотни лет, прошедшие с появления эристики, были выработаны определенные правила ведения споров, своеобразный кодекс чести спорящих, не позволявший грубые, резкие высказывания и суждения, особенно направленные на личность оппонента. Даже проигранный спор всегда дает положительный результат, поскольку позволяет проигравшему получить в свой арсенал новые доводы, новые мысли и аргументы, а, в конце концов, более правильный взгляд на предмет спора. И всё же, такие оценки как "хитроумие, красивость и сила", небезразличны для спорящих. Эти оценки обычно относятся к внешности ритора. Оценке подвергается внешность оратора, так как слушатели оценивают не столько его речь, сколько, особенно в начале спора, его самого, и лишь затем - его речь. Эти оценки заставляли ораторов быть хорошо подготовленными атлетически, обдумывать свой костюм, а в наше время - отдавать себя в руки так называемым стилистам, занимающимся костюмом, прической и макияжем. Но самое важное, конечно, развивать в себе находчивость в диалоге, быстроту реакции.

Оценка оратора аудиторией Требования к оратору
1. Хитроумие 1. Убедить
2. Красивость 2. Доставить удовольствие
3. Сила 3. Увлечь

Спор – это всегда столкновение взглядов на один и тот же предмет. Спор в отличие от обыкновенного продолжения разговора всегда означает несогласие, противоречие тому, что было сказано до этого. Ведь разные мнения могут и не противоречить, а только лишь дополнять друг друга. Здесь же высказанное мнение противоположно в чем-то и перерастает в спор с несколькими репликами с той и другой стороны. Бывает и так, что высказанное мнение опровергается сразу - и тогда спора не возникает.

Кроме того, в возникновении спора важен именно характер возражения. Спор рождается в конкретных отношениях людей. Возражение может остаться единичной фразой, но если на него отреагировали, а реакция родила новый противоречащий ответ, то такое продолжительное столкновение и есть начало спора. Значит спор, кроме противоречия, предполагает еще и распространенность возражений.

Несомненно, что спор всегда ярко эмоционален. Спорность во многом зависит от чувственного напора возражающего, тона, интонации: иной раз и спорить-то, казалось бы, не о чем, а люди сердятся, напирают, "наскакивают" друг на друга, в результате - словесная схватка.

Кстати, так и родилось слово спор. Поищите родственные слова - и вы обнаружите: напор, напирать, подпирать, препереть, прения… "Спор" - старое русское слово, где "с" - приставка, означающая совместное действие, а корень "пря" означает "борьбу, схватку, столкновение" (в двух последних словах тот же префикс "с"). Обратите внимание на то, что цель риторики у первого учителя риторики в Славяно-Греко-Латинской академии Софрония Лихуда определялась как умение "препрети к своей мысли".

Конечно, и в современной речи осталась метафора препереть: можно буквально препереть или подпереть дверь, но можно препереть противника к стенке в значении "победить противника в споре своими доказательствами". Так же и мы наступаем в споре на своего противника - важно только ответить на вопрос: в какой форме уместно вести спор и допустимо ли переспоривать друг друга?

Вот вам и тренировка ума, в которой нуждается каждый творческий человек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: