Работа с читательскими каталогами

Как организовать информационный поиск?

Глава 6. Как организовать информационный поиск?

Контрольные вопросы

1. Почему творчески мыслящий человек является субъектом информационного общества?

2. Дайте определение творчеству.

3. Что такое креативность?

4. Назовите особенности творческого мышления по Дж. Гилфорду.

5. Что включает дивергентное мышление?

6. Какими качествами должен обладать человек с творческим мышлением?

7. Назовите основные методы развития творческих способностей.

8. Сформулируйте основные теории творческого мышления.

9. Какие качества мешают творческому развитию?

10. Назовите основные этапы творческого процесса.

11. Как можно обучить человека творческому мышлению?

12. Что такое эристика и может ли она помочь в развитии творческих способностей?

13. Что значит спорить и что означает слово «спор»?


В условиях перехода человечества к информационному обществу, компьютеризации учебного процесса, увеличения корпоративных информационных баз данных возникает необходимость формирования у будущего специалиста информационной культуры в активном и эффективном взаимодействии с современными информационными технологиями.


Одно из направлений умственной деятельности современного образованного человека – поиск информации. В условиях перехода человечества к информационному обществу, компьютеризации учебного процесса, увеличения корпоративных информационных баз данных возникает необходимость формирования у будущего специалиста информационной культуры в активном и эффективном взаимодействии с современными информационными технологиями. Организация современного образования – подготовка квалифицированного пользователя, который легко ориентируется в справочно-поисковом аппарате, имеет навыки информационного поиска и способен получать необходимые сведения в интерактивном режиме. Все это предполагает свободную ориентацию специалиста в мировом информационном пространстве. Кроме того, методы информатики успешно применяются для создания эффективных информационных систем обработки экспериментальных данных и составляют основу для автоматизации научных исследований, проектирования, моделирования различных системных процессов. Этот вид умственной деятельности содержит все компоненты шаблонного, эмоционального и творческого умственного труда.

Каждому исследователю необходимо уметь искать и отбирать нужную литературу для своей работы, т. е. обладать знанием основ библиографии. Библиография ставит задачу информировать читателя об имеющихся печатных изданиях, для чего составляются указатели, каталоги, обзоры и т. д. В научных библиотеках поиск необходимого источника прост и понятен. Вся информация об имеющейся литературе систематизирована в специальных каталогах. Читательские каталоги, носящие справочно - рекомендательный характер, бывают трех видов: алфавитный, систематический и алфавитно-предметный. Причем последний, является синтезом первых двух и очень удобен для пользователя.

В алфавитном каталоге карточки с информацией об источнике расставлены по алфавиту, значит необходимо знать либо точное название источника, либо фамилию автора и искать на соответствующую букву алфавитного каталога. В таком каталоге можно узнать, есть ли в библиотеке данная книга, какие произведения этого автора и переиздания этой книги еще есть. Следует очень внимательно заполнить лист требования, вписав туда инвентарный номер и шифр, указанные на каталожной карточке.

В систематическом каталоге карточки расставлены не по алфавиту, а по разделам, по отраслям знаний – психология, философия, логика, риторика, финансы и т.д. К систематическому каталогу обращаются всякий раз, когда неизвестен автор и название, известна лишь область знания, которая нас интересует. В систематическом каталоге библиографические сведения приведены в систему знаний на основе применения специальной библиотечной классификации. Наиболее широко используется Универсальная десятичная классификация (УДК). Используется также и отечественная Библиотечно-библиографическая классификация (ББК) в крупнейших универсальных библиотеках.

Ключом к систематическому каталогу является алфавитно-предметный каталог. В нем в алфавитном порядке перечисляются наименования отраслей знаний, отдельных вопросов и тем, по которым в отделах и подотделах систематического каталога собрана литература, имеющаяся в библиотеке.

В любом случае, когда мы испытываем затруднения в поиске, надо обратиться к дежурному библиографу или в справочно-библиографический отдел библиотеки. Сейчас библиографические отделы научной библиотеки оказывают различные специальные услуги: составляют личную картотеку пользователя по конкретной теме (например, для диплома или диссертации), подготавливают обзоры новейшей литературы, делают тематические подборки и т.д.

Процесс ознакомления с литературными источниками по интересующей проблематике необходимо начинать с ознакомления со справочной литературой (универсальные и специальные энциклопедии, словари, справочники), затем просматриваются учетно-регистрационные издания органов НТИ (ВИНИТИ, ВНТИЦ, ВКП, ГПНТБ и другие) и библиографические указатели фундаментальных библиотек.

Собственная библиография по интересующей проблеме составляется на основе библиотечных каталогов (это указатели произведений печати, имеющихся в библиотеке), представляющих собой набор карточек, в которых содержатся сведения о книгах, журналах, статьях и т.д. При составлении собственной библиографии по проблеме необходимо внимательно просматривать списки литературы, находящиеся в конце книг, статей и т. д., или литературу, указанную в сносках в уже найденных литературных источниках. В карточку книги вносятся ее автор, заглавие, вид издания, место издания, издательство, год издания, количество страниц. В карточке журнальной статьи указываются автор, заглавие, название журнала, год издания, том, номер выпуска, количество страниц. В карточке газетной статьи кроме автора и заглавия приводятся название газеты, год, число и месяц. При ссылке на документы и составлении перечня источников необходимо обращать внимание на знаки препинания между элементами библиографического описания и применять их только так, как дано в карточке. При составлении библиографического указателя к статье, курсовой, дипломной работе необходимо придерживаться указаний ГОСТа.

Современные библиотеки предоставляют возможность автоматизировать поиск литературы с помощью поисковых библиотечных систем, например, системы «Ирбис» или других поисковых компьютерных программ. С их помощью можно значительно убыстрить и расширить поиск литературы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: