Факторы, влияющие на умственную деятельность

Способности к умственному труду у всех людей разные. Для начала желательно выяснить, кто вы - читатель или слушатель (т.е. какая у вас память - зрительная или слуховая). Мало кто знает, что есть люди, которые запоминают, читая, и есть люди, которые запоминают, слушая. Некоторые люди одинаково хорошо запоминают обоими способами, но таких очень мало. Впрочем, не так много людей, способных сказать, к какому типу они относятся.Соотношение "читателей" и "слушателей" - примерно 50 на 50. Так же, как из левши невозможно сделать полноценного правшу, так и "слушателя" не превратить в полноценного "читателя" (даже если он сам приложит к этому максимум усилий) - и наоборот.

Вторая важная вещь, которую надо знать о своем стиле работы, касается стиля обучения. Здесь дело обстоит еще серьезнее, чем со зрительной и слуховой памятью. Ибо повсеместно в организацию «школьного» процесса заложено представление о том, что существует только один правильный способ обучения, одинаковый для всех и каждого.
Поэтому, например, будущие писатели плохо учились в школе. Объясняется этот факт тем, что хороший писатель, как правило, не может учиться, слушая или читая. Он учится, когда пишет. А это не тот способ, который предлагает для обучения стандартная школа. Из-за того, что школьная система принуждала их учиться по стандартной методике, многие выдающие умы прошлого и современности не могли учиться в обычной школе, учение было для них мукой и непосильным трудом.

Очень полезно также знать, как человек реагирует на стресс. Может ли он работать в состоянии стресса на своем обычном уровне или для нормальной работы ему нужна спокойная, структурированная и предсказуемая среда? Важно определиться и с целями, которые вы ставите перед собой: будет ли это исполнительский труд или труд руководителя, готового взять на себя ответственность.

Немаловажный вопрос заключается в имеющихся у человека нормах морали, поскольку занятие наукой в любой отрасли знаний, работа психолога, экономиста, юриста, менеджера всегда связано с моральными принципами. Моральные принципы - это ваша четкая система ценностей, нормы морали едины для всех. Однако, следование им зависит от самого человека, и работа в организации, фирме, система ценностей которых неприемлемы для данного человека или приемлемы лишь отчасти, обрекает этого человека на неудовлетворенность и низкое качество работы. Образование без духовной составляющей - образование лишь наполовину. Может быть, поэтому мы нередко слышим о безнравственных поступках вполне образованных и, даже с виду, интеллигентных людей.

Конечно, нужно учитывать и такой фактор как конфликтность в отношении с людьми. Практически все современные профессии предполагают межличностные контакты, а иногда и длительную совместную работу, например, учебу в одной группе в течение нескольких лет. В этих условиях конфликтность человека становится серьезным препятствием к его успеху.

Изменение показателей нервной, эндокринной, сердечно-сосудистой систем во время умственной деятельности свидетельствуют о возрастании нервного напряжения, которое обусловлено следующими факторами трудового процесса:

· необходимостью одновременного наблюдения за несколькими меняющимися во времени производственными процессами;

· восприятием и переработкой большого объема различной информации;

· дефицитом времени для переработки значимой информации и принятия решения;

· частым переключением внимания с одного объекта наблюдения на другой и необходимостью использования разных информационных потоков;

· необходимостью поддержания в течение длительного времени высокой интенсивности внимания, памяти, мышления;

· выполнением работ в ночное время;

· возможностью возникновения аварийной ситуации и дефицитом времени, отпущенным на ее устранение;

· повышенной ответственностью за принимаемые решения.

Специфическая особенность умственного труда - сопутствующее изменение функционального состояния центральной нервной системы.

Возникновение нервно-эмоционального напряжения при умственной работе объясняется тем, что объем информации, которую мозг должен обработать, близок или даже превышает пропускную способность отдельных звеньев функциональной системы, участвующей в реализации данной функции. Необходимо различать близкие по значению сигналы и выполнять тонкие процессы мышления. К эмоциональному напряжению приводит ответственность работы и дефицит времени.

При умственной работе большое значение имеет зрение. Под контролем зрения совершается до 80-90% всех трудовых операций. Особое значение имеет работы на компьютере, без которой трудно представить современного бизнесмена или исследователя

Зрительное напряжение нередко сочетается с другими факторами трудового процесса:

· дефицитом времени;

· мышечным напряжением в неудобной рабочей позе;

· плохой освещенностью;

· нечетким или мелким шрифтом;

· высокой ответственностью.

При работе в условиях зрительного напряжения изменяются рефракция глаза и аккомодационная способность глаз, снижается контрастная чувствительность, уменьшается устойчивость хроматического и ахроматического видения, сокращаются границы поля зрения, снижаются острота зрения и скорость восприятия и переработки информации. Все эти изменения говорят о развитии зрительного утомления. При чрезмерной интенсивности зрительного напряжения утомление накапливается и приводит к развитию перенапряжения, а далее - к развитию патологии зрительного аппарата. Профилактика глазной патологии тесно связана со знанием и соблюдением гигиены зрительной системы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: