Тема 1.1 Становление и развитие психодиагностики (2 ч.)

Семинарское занятие 1

Феноменология психолого-педагогической диагностики

Модуль 1. Введение в психолого-педагогическую диагностику

Содержание программы

А. Цель Модуля формирование диагностических компетенций. умения разбираться в методологических основах диагностики,

Б. Содержание модуля

Краткий курс истории психодиагностики. Донаучный этап истории психодиагностики. Возникновение психологического эксперимента, дифференциальная психология, тестология. Ф.Гальтон, Дж.Кэттел, Э.Крепелин, Г.Эббингауз, В.Штерн, тест умственного развития А.Бине, «психологические профили» Г.И. Россолимо. Шкала Бине-Симона. Разработка групповых тестов, тесты специальных способностей. Стандартизированные тесты для измерения результатов школьного обучения. Тесты достижений. Оценка аффективных аспектов поведения, диагностика личности.

Развитие психодиагностики в России. Экспериментальные методы исследования, Г.И.Россолимо, А.Ф.Лазурский. Период психотехники и педологии, кризис 1936 г. Возрождение психодиагностических исследований в 70-е годы.

Понятие «психодиагностика». Психодиагностика как специфический вид познания. Предмет психодиагностики. Основные понятия психодиагностики, психодиагностическая ситуация, объект психодиагностики, психологический диагноз, психодиагностический процесс, диагностическая категория, диагностические признаки, диагностические факторы, диагностическое обследование, дифференциально - диагностическое исследование, психометрика.

Области применения психодиагностики и ее основные задачи. Направления психодиагностики - общая психодиагностика, профессиональная психодиагностика, клиническая психодиагностика, спортивная психодиагностика, школьная психодиагностика.

Психодиагностическая ситуация, типы диагностических ситуаций – консультирование, отбор, принудительное обследование, аттестация. Психодиагностические задачи, типы задач.

Структура психодиагностического процесса, психологический диагноз, уровни постановки диагноза по Л.С.Выготскому, симптоматический, этиологический, типологический. Методы постановки психологического диагноза. Понятие психодиагностической нормы, статистические нормы, социокультурные нормы.

В. Семинарские и практические занятия

Вопросы для обсуждения:

1. Условия становления психодиагностики

2. становление зарубежной психодиагностики

3. Дифференциальная психология Штерна

4. Особенности становления отечественной психодиагностики

5. Предмет психологической диагностики. Цели психодиагностики.

6. Области применения психодиагностики в прикладной психологии.

литература

1. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики: Учебное пособие для студентов педвузов Москва, Ростов-на-Дону, 1996. с. 37-66.

2. ярошевский М.Г. История психологии. Москва, 1985. с. 246-274.

3. Анастази А. Психологическое тестирование: в 2-х т., м., 1982

4. Общая психодиагностика. Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. Москва. МГУ. 1987.

5. Гуревич К.М. Современная психологическая психодиагностика: пути развития // Вопросы психологии 1992, № 1, с. 9-18

6. Либин А.В. Дифференциальная психология на пересечении европейских, российских и американских традиций. М. 1999. с. 73-76.

7. Психодиагностика: теория и практика. //под ред. Талызиной Н.Ф. М. 1986. с. 30-43.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: