Проверка и оценка знаний, умений и навыков младших школьников на уроках технологии

Организация выставок творческих работ детей

Плоскостные работы располагаются на доске, объемные - на специальных подставках.

Анализ и оценка работ вместе с исполнителями способствует формированию у них важных навыков, необходимых для учебной деятельности в школе (сравнение, сопоставление, самоконтроль и т.д.). Обучая детей умению анализировать ответы сверстников и результаты собственной работы, педагог вначале дает им образец анализа, затем предлагает его план, далее вместе с ними составляет подобный план, и, наконец, они самостоятельно анализируют работу товарищей и оценивают ее. В других случаях учитель предлагает школьнику рассказать о том, что он узнал, как выполнял работу. Это очень важный путь формирования самоконтроля.

Через рефлексию ученик должен понять, чему он научился на уроке, увидеть свои личные достижения и недостатки, определить границы своей компетентности, что является необходимым условием движения вперед. Итоговая рефлексия может быть на уроке как групповой, так и индивидуальной. Учащимся предлагаются в конце выставки вопросы, выводящие их на осознание смысла индивидуального пути развития. Можно использовать метод незаконченных предложений: Я запомнил, что... Я понял, что... Мне на уроке... Думаю, что...

Коллективную рефлексию можно провести в виде диалога:

— Посмотрите на наш класс. Что вы заметили? Как же мы выполнили свою учебную задачу? Как мы можем себя оценить? Почему? С каким настроением заканчивается урок?

Рассмотрим общие приемы работы, которые должны быть сформированы у младших школьников.

Прежде всего, это приемы разметки. В первом классе дети учатся размечать детали по шаблону, сгибанием и от руки, а в дальнейшем - еще и с помощью линейки, угольника и циркуля, в четвертом классе - увеличение рисунка по клеткам. Основные правила, которые при этом следует соблюдать: любая карандашная разметка делается по изнаночной стороне; детали размечаются с учетом экономии материала; при разметке сгибанием сгибы проглаживаются на столе и т.д. Соблюдение правил обеспечивает аккуратность, рациональность, четкость в работе, следовательно, они необходимы и должны быть хорошо усвоены детьми.

К числу общих базовых приемов относятся и прием выкраивания деталей. Прежде всего, школьники учатся пользоваться ножницами сначала при работе с бумагой и картоном: разрезают по начерченной прямой и кривой линии, по линии сгиба (предварительно расправив согнутый лист), на глаз; в дальнейшем - при работе с тканью и другими материалами. На первых порах можно использовать специальные упражнения: как взять ножницы, как и передать, как держать во время резания, как поворачивая в руке заготовку и т.д. Но в основном отработка всех приемов будет идти непосредственно в процессе изготовления изделий.

Помимо разрезания и вырезания дети учатся выкраивать детали, обрывая их пальцами. Эта работа полезна для развития руки и в то же время позволяет создавать неожиданные художественные эффекты в изделиях. Разумеется, данный прием тоже надо будет отработать с учениками.

Особого внимания потребует обучение приемам работы с клеем. Сборка изделий при помощи клея является самой распространенной, но очень часто именно из-за неумения правильно приклеить деталь ученик не может добиться нужного качества работы. Приемы приклеивания в 1 классе используют различные. В самой первой работе клей нужно наносить непосредственно на участки фона, потом на эти места накладывать обрезки ниток, семена и пр. Наиболее распространенным приемом является такой, по котором клей наносится на приклеиваемую деталь. Под деталь, на которую нужно нанести клей, сначала подкладывают листочек; после нанесения клея деталь укладывают на свое место и приглаживают через сухой бумажный лист; для приклеивания следующей детали используют другие газетные листы, а грязные складывают в отдельную стопку - это позволяет работать чисто и быстро. Придется поработать и над тем, чтобы дети наносили клей только кисточкой, равномерно распределяя его по всей поверхности детали. Лучший клей, который подходит для всех работ и материалов, ПВА; для работы с бумагой можно ис­пользовать крахмальный клейстер. Применение клеящих карандашей желательно при наклеивании больших деталей.

Учащиеся осваивают и такой прием сборки, как сшивание деталей. На этих уроках желательно научить их завязыванию узелка, правильному отмериванию длины нити. С первого же урока самое серьезное внимание нужно об­ратить на технику безопасности при работе с иглой.

Очень важно приучить детей правильно просушивать проклеенные изделия. В противном случае работа покоробится и будет выглядеть неряшливой. Плоские изделия (аппликации, коллажи и т.п.) просушивают под прессом. Для этого их кладут между газетными листами и сверху придавливают, например, тяжелой книгой, оставляя так до полного высыхания. Важно, чтобы изделие по всей поверхности было закрыто грузом. Если поделка объемная (например, барельеф из бумаги или коллаж с использовани­ем объемных семян, бусин, пуговиц), ее просушивают врас­тяжку: бумажную основу, хорошо расправив, прикалывают булавками к картонке и тоже оставляют до высыхания.

Таким образом, грамотное выполнение трудовых операций обеспечивают минимальные затраты времени, высокое качество работы. Однако следует еще раз подчеркнуть, что все это не является самоцелью уроков ручного труда. Все операции осваиваются ребенком лишь для того, чтобы с их помощью ему легче было изучить какой-то познавательный и общекуль­турный материал. Именно поэтому учитель не может ограничивать себя и детей каким бы то ни было списком «трудовых операций», которыми они обязаны овладеть. Подобных операций за период начального обучения может быть освоено больше или меньше, но главное, чтобы дети овладевали ими осмысленно и творчески.

К концу обучения в начальной школе по предмету «Технология» учащиеся должны знать:

Материалы и область их применения: бумага, картон, текстильные материалы, природные материалы, фанера, кожа; готовые формы, полуфабрикаты;

свойства материалов - цвет, блеск, прозрачность, фактура поверхности, линейные размеры, прочность, плотность, жесткость, эластичность, горючесть;

подготовка природных материалов к использованию: сбор, сушка, упаковка для хранения.

Инструменты, приспособления и их использование: карандаш, циркуль, линейка и угольник, фальцовка, нож, ножницы, иглы, булавки, шило круглое, буравчик, молоток, ножовка, кисточки для клея и красок, подкладная и подрезная доски, фальцлинейка, стусло для выпиливания и поперечного пиления, переплетный пресс, шаблоны, трафареты, оправки.

Названия ручных технологических операций и правила их выполнения: разметка по шаблону, трафарету, на просвет, складыванием, с помощью циркуля, линейки, угольника, копировальной бумаги; резание ножницами и ножом, прокалывание шилом, сверление буравчиком, соединение деталей сшиванием, ручными строчками и скобами, склеиванием, щелевым замком; отделка готового изделия и его деталей вышиванием, окрашиванием, плоскими и выпуклыми аппликационными композициями из бумаги, ткани, природных материалов.

Элементы техники. Мир техники. Сборка моделей из деталей конструктора.

Элементы графической грамоты. Эскизы, схемы, технический рисунок; линии чертежа - контурная, размерная и выносная, линии сгиба и невидимого контура; определение формы изделия по чертежу и определение его размеров.

Трудовая деятельность человека. Организация и планирование труда. Составление технологического плана работы. Практические действия по изготовлению изделий с использованием технологической документации (инструкционных карт, технических рисунков, схем, простых чертежей и эскизов). Бережное расходование материалов. Правила безопасного использования инструментов.

Основные требования к умениям и знаниям обучающихся к концу коррекционно-развивающего обучения в 4 классе в соответствии с «Программами для общеобразовательных учреждений» Министерства образования РФ.

Обучающиеся должны знать:

- название и назначение инструментов и приспособлений, обозначенных в программе;

- правила безопасности труда при работе ручными инструментами;

- свойства бумаги (прочность, отношение к влаге);

- правила выполнения аппликационных работ;

- назначение транспортных машин;

- название и назначение деталей металлоконструктора и монтажных инструментов;

- виды креплений;

- профессии людей, занятых различным трудом;

- основные свойства пластилина;

- природные материалы, используемые для поделок;

- правила ухода за комнатными растениями.

Обучающиеся должны уметь:

- правильно организовать своё рабочее место, соблюдать на нём порядок в процессе работы и после её окончания;

- пользоваться инструментами и приспособлениями, обозначенными в программе, применяя правильную хватку инструментов;

- анализировать образец по вопросам учителя и самостоятельно;

- выполнять работу в нужной последовательности;

- осуществлять поэтапный и итоговый самоконтроль;

- составлять рассказ о выполненной работе;

- выполнять аппликационные работы;

- экономно производить разметку бумаги с помощью шаблонов, линейки и угольника, резать бумагу по намеченным прямым и кривым линиям;

- размечать и резать ткань;

- выполнять простейшие стежки и швы;

- собирать макеты из деталей конструктора;

- лепить предметы по образцу и собственному замыслу;

- ухаживать за комнатными растениями, наблюдать за их ростом;

- отбирать полноценные семена, производить их посев, определять по внешнему виду и семенам однолетние декоративные растения (2-3 вида);

- работать граблями;

- соблюдать правила гигиены труда и безопасности в работе.

(Г. И. Жаренкова)

Рассмотрим примерные проверочные работы по трудовому обучению (технологии), составленные Н. М. Конышевой.

Сегодня в распоряжении учителя имеются разные программы и учебники по трудовому обучению (технологии), и они по-разному трактуют содержание знаний, умений и навыков, которыми необходимо вооружить учащихся.

Тем не менее, можно определить некоторые общие требования к подготовке младших школьников по данному курсу и выделить основные базовые позиции, которые предусматриваются любой программой. Эти позиции касаются следующих направлений работы:

1) владение основными приемами обработки материалов, грамотное использование инструментов и приспособлений для простых ремесленных работ;

2) чертежно-графическая грамотность (умение прочитать схему, технический рисунок, чертеж; владение различными приемами разметки);

3) культура и организация труда; рациональное, экономное использование материалов и рабочего времени.

Именно эти направления работы на каждой ступени обучения должны быть в любом случае предусмотрены учителем, поскольку они во многом определяют успешность дальнейшего продвижения школьников и их творческого развития. Нетрудно также заметить, что хороший уровень знаний и умений учеников по обозначенным позициям способствует и более глубокой общеобразовательной подготовке, поэтому учителю имеет смысл обратить внимание на уроки труда.

В проверочные работы, которые предлагаются ниже, включаются именно примерные задания, и учитель легко может заменить их при необходимости другими аналогичными. Все эти работы позволяют выявить лишь самые основные знания и умения, которыми должны на каждой ступени обучения обладать ученики. К сожалению, все чаще приходится сталкиваться с ситуацией, когда школьники не имеют достаточной подготовки даже по основным базовым позициям, необходимым для практического труда. А это не позволяет им успешно решать творческие задачи на конструирование.

Проверьте уровень подготовки своих учеников и найдите возможности для его повышения, если он окажется недостаточным.

Общий совет по организации проверочной работы. Для удобства проверки желательно заранее раздать ученикам по одному большому конверту или просто по листу бумаги, на котором написана фамилия ученика. В этот конверт или в лист каждый вкладывает свои изделия, а также все остальное, что должен проверить учитель. Лист с изделиями лучше всего скрепить обычной канцелярской скрепкой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: