Основной смысл дизайна

III. Программа Н.М. Конышевой

Уроки технологии должны занять в новой школе такое же важное место, как и любые другие, но для этого им придется существенно обновиться. Прежде всего, обновление должно способствовать тому, чтобы ученики на этих уроках все-таки размышляли и познавали, а не просто изготавливали поделку или «набивали руку» на освоении приемов ручной работы.

С учетом сказанного, в качестве первейшего условия, Н.М. Конышева рассчитывает на изменение позиции учителя в отношении к урокам технологии. Это должно найти выражение в следующем: 1) учитель отчетливо должен понимать, что эти уроки необходимы для углубления общего образования, нормального формирования познавательных процессов и развития личности ребенка; 2) учитель должен расценивать этот предмет как целостный курс, имеющий собственное содержание, а не как набор отдельных поделок; 3) учитель должен оценивать любые новые учебные материалы к урокам технологии не с точки зрения новизны или оригинальности предлагаемых в них изделий, а с точки зрения общеобразовательной ценности содержания и методики уроков.

Введение такого предмета в учебные планы школы отнюдь не означает нового вида профориентации или какой-либо ранней специализации. Все предметы в школе обеспечивают получение общего образования, без которого современному человеку невозможно обойтись, однако каждый предмет делает это по-своему, позволяя школьникам получить представление о какой-то определенной стороне окружающей действитель­ности. На уроках художественного конструирования ученики не изучают какие-то упрощенные сведения из области дизайна, а учатся размышлять об окружающей их действительности с определенных позиций (которые важны для полноценного образования, но которые не может осветить никакой другой предмет).

Система работы, которая предлагается в учебниках, строится на базе художественного конструирования предметов (или дизайна). Основной смысл дизайна заключается в том, что эта деятельность направлена на разработку и создание гармоничной окружающей среды. Гармоничной — то есть комфортной, функциональной, надежной и красивой, что позволяет наиболее полно удовлетворять запросы человека. Все это убеждает нас, что дизайн является комплексной деятельностью, неразрывно соединяющей в себе интеллектуальный, логический, конструкторский аспект и художе­ственный, эмоционально-эстетический.

Каждая вещь неразрывно соединяет в себе две сторо­ны: она обязательно обладает какой-то полезной функцией и в то же время должна быть выразительной, кра­сивой. Учителю следует обратить внимание на то, что формирование специальных дизайнерских знаний не является самоцелью разработанного курса. В учебниках не употребляется даже слов «дизайн» и «дизайнер», т.к. суть проблемы отнюдь не в этом. Гораздо важнее с самого начала формировать у детей правильное представление о смысле и красоте вещей, именно для этого и нужны некоторые специальные знания. Но нужны они не в виде запоминания терминов и понятий, а в виде понимания сути дизайнерских требований.

Приобщаясь к разработке удобных и красивых вещей, школьники задумываются о связи человека и создаваемой им культурной среды обитания с единой и гармоничной природой; о том, что вещи несут информацию о человеке (социальную, психологическую, историческую); о том, что не человек существует для вещей, а вещи для человека, и т.п. Какую бы профессию ни выбрал в будущем ученик, подобная мировоззренческая установка ему просто необходима для жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: