Понятие графического дизайна

Раздел 1. Становление и основные этапы развития графического дизайна в России и за рубежом

Блок

Блок

Западно-Европейская реклама XIX века.

Становление и основные этапы развития графического дизайна в России и на Западе. Периодика.

1. Английская рекламная графика XIX века: Рекламные новации в английской культуре, специализация рекламы в английской прессе, начало иллюстрированной рекламы в прессе, подвижные рекламные приспособления, начало плакатного бума, витринный жанр рекламы, попытки обобщения рекламной практики;

2. Французская рекламная графика XIX века: Рекламные традиции во Франции в предреволюционный период, лидерство в жанре многоцветного плаката, ведущие мастера французского рекламного плакат, подъем рекламной деятельности во Франции.

3. Немецкая рекламная графика XIX века: направления развития рекламы в Германии XIX в., обновление традиций, премиальная торговля, витрина, выставки как общеевропейский рекламный жанр.

Темы докладов:

1. История возникновения визитки.

2. История возникновения открытки.

3. История возникновения книжных знаков.

4. История возникновения гербов.

5. История возникновения марок.

6. Зрелищная графика XIX – начала XX вв. Театральный, цирковой, книжный плакат.

7. Французская графика конца XIX – начала XX вв. А. Тулуз-Лотрек, Ж.Шере, Т. Стейнлен. А. Муха, О. Бердслей, Э. Грассе, П. Боннар.

8. Немецкий рекламный плакат 20-30-х гг. XX века.

9. Американские бренды.

10. Польский плакат 60-х гг. XX века. Журнал «Проект».

11. Японский плакат 2-ой половины XX века.

12. Швейцарский графический дизайн 1990-2000-х годов.

13. Газетная рекламная графика. Оформление книг, журналов, газет, рекламных блоков.

3. Североамериканская реклама XIX века. Рекламный процесс на первом этапе независимости, рекламные новации середины XIX в, развитие рекламы в США во второй половине XIX в., рекламная роль упаковки, Американская реклама от рубежа веков до первой мировой войны, разнообразие рекламных приемов и способы их регулирования.

Темы докладов:

1. Американские рекламные акции, проходившие в XIX веке.

2. Понятие бренда в рекламе США в 20 веке.

3. Зарождение графического дизайна в США.

4. Американские художники, работавшие в жанре – плакат.

4. Важнейшие направления, школы в графическом дизайне за рубежом: Возникновение школ по дизайну, появление направления графического дизайна. Немецкая школа. Баухауз. Швейцарскую школу графики (школа плаката в Базеле) и т.д.

Темы докладов:

1. Баухауз.

2. Швейцарская школа дизайна.

3. Британская Высшая школа дизайна.

4. Современные школы графического дизайна в Западной Европе и США.

5. Графический дизайн в России дореволюционного периода XIX века. Русский стиль. Стиль модерн, его влияние на художественную среду, проявление. Графика «Мира Искусства». Коммерческая графика в России XIX веке.

6. Графический дизайн в России после революционного периода XIX – XX века.

1. Агитационные компании: агитпоезда и агитпароходы, оформление революционных праздников, драматургические агитационно–рекламные акции, «Красные фургоны» и «Живая газета» – политическая реклама, «Синяя блуза».

2. Плакат агитационный, социальный, рекламный:Рекламная деятельность в эпоху революции и Гражданской войны (1917 – 1920 гг.). Реклама в условиях НЭПА (1921–1929гг). Рекламный процесс в 30–е годы (1930 – 1940гг.). Эволюция рекламного процесса во время ВОВ и впервые послевоенные годы (1941 – 1950гг.). Развитие рекламной деятельности 50–60–х. гг. Рекламная ситуация в 1965 – начале 80–х. гг. Реклама периода перестройки (1985 – 1990гг.).

3. Киноплакат: Ведущие авторы киноплакатов. Направления. Темы.

4. Товарный знак и малые формы рекламы: Товарный знак: Маркировка товара и декрет «О товарном знаке». Использование дореволюционных и зарубежных торговых марок. Новые советские торговые марки. Малые формы рекламы – этикетки, вкладыши, упаковки. Этикетки: творчество – «реклам-конструктора». Товарные знаки: элементы конструктивизма и модерна. Этикетки – реалистическая трактовка. Реклама в книжной торговле. Информационно-просветительская функция рекламы. Вкладыши, листовки. Малые формы рекламы: Традиции 20-30-х. Тексты печатной рекламы. Экспортная реклама. Искания промышленной графики. Искания промышленной графики: Закон о товарных знаках. Разработка «промышленной геральдики». Фирменный стиль. Рекламоспособность этикетки и упаковки.

5. Вывески витрины выставки. Вывеска: «Советизация выставок». Стандартизация и унификация вывесок. Витрины: Оформление витрин: динамические конструкции. От муляжей к агитационно–политической витрине. «Витрина – лицо магазина». Сюжетные экспозиции. Динамические и световые конструкции в рекламе. Выставки: ВДНХ – идеологический и эстетический дух эпохи. Международные выставки и ярмарки. «Малые экспозиции»: реклама и расширение спроса. Выставка–смотр «Современные средства торговой рекламы» и демонстрационные залы.

Темы докладов:

1. Издательство Кнебель.

2. Издательство Сытина (дизайн книг, книжная реклама).

3. Рекламная графика первых лет советской власти В. Маяковский.

4. Промискусство и графический дизайн. Малевич, Родченко, Степанова.

5. Рекламная графика 30-50-х годов. Отказ от конструктивистских тенденций.

6. Упадок в области дизайна, его причины. Эпоха сталинизма.

7. Советский зрелищный плакат, Киноплакат, театральный плакат, выставочный плакат.

8. Малые формы рекламы в 30-х гг.

9. Эволюция советской этикетки (на примере).

7. Важнейшие направления, школы в графическом дизайне в России: Возникновение школ по дизайну, направления в дизайне. ВХУТЕМАС – ВХУТЕИН. Появление СКБ. Система ВНИИТЭ. Появление рекламных агентств, школ. Концептуальный, креативный дизайн.

Темы докладов:

· Ведущие художники ВХУТЕМАСа – ВХУТЕИНа.

· Система ВНИИТЭ в Советском Союзе (60-80-е гг.), ее прогрессивная роль в области графического дизайна.

· Современные школы графического дизайна в России.

8. Эволюция профессии дизайнера графика. Постсоветское время. Особенности рынка. Компьютеризация и графический дизайн. Расширение полиграфических возможностей. Расширение сферы деятельности дизайнера. Превращение профессии дизайнера в массовую. Случайное обращение к рекламным заказам.

9. Типология объектов графического дизайна. Отличия и взаимодействия:функции, видов графики, печатной продукции графики.

Темы докладов:

· Деловая, товаросопроводительная, рекламная графика.

· Информационная, зрелищная, почтовая, финансово-денежная, телевизионная графика.

· Книжный, журнальный, газетный дизайн.

· Акциденции.

· Упаковка.

· Графика на улицах города.

· Знаковые системы (гербы, эмблемы, товарные знаки, логотипы, экслибрисы).

10. Графические стили. Понятие. Виды стилей их влияние на графический дизайн. Украшательское направление.

Темы докладов:

- Мода и стиль: отличия и взаимосвязь.

- Смена стилей в графическом дизайне XX века. Конструктивизм. Реалистические изображения дизайн-графика 2-ой половины 30-х – 50-е годы – период упадка. Возрождение конструктивистских черт (функциональное направление).

- Эпоха компьютеризации.

- Минимализм. Функционализм.

- Креативная графика.

11. Фирменный стиль. Бренд. Фирменные стили: зарождение, история (Америка, 30-е гг. XX века). Особенности проектирования. Взаимосвязь рекламы и стиля фирмы. Бренд фирмы. Составляющие элементы фирменного стиля.

12. Основные рекламные понятия. Составляющие элементы фирменного стиля. Визитка, листовка, приглашение, буклет, брошюра.

Практических, лабораторных, курсовых, расчетно-графических и контрольных работ учебным планом и рабочей программой не предусмотрено.

Графический дизайн, как специфическая область творчества, представляет собой результат постепенного слияния двух направлений в художественной культуре. С одной стороны, популярного коммерческого искусство (афиши, реклама, газетные и журнальные иллюстрации), получившего развитие в конце XIX — первой половине XX века и открывшего новый изобразительный язык художника архитекторам и дизайнером. С другой стороны — современного изобразительного искусство, развивавшегося в Европе в первые три десятилетия XX века. Первоначально этот термин означал художественное расположение и монтаж на печатном листе текста с изображением в процессе создания зрительно-словесного ряда. В настоящее время сфера деятельности графиков-дизайнеров существенно расширилась, включив компьютерную графику, теле- и видео программы, пространственно-конструктивные эксперименты и др.

Графический дизайн — интернациональное явление (одно из его современных названий «viscom» — «визуальный коммуникатор»), решающее такие комплексные задачи проектирования сложных структур, как выработка единых систем знаков, создание фирменных стилей, образа целых отраслей промышленности, обновление зрительно-информационного ряда учебников, создание визуальных комплексов для крупных мероприятий, выставок и т.д. Многообразные проблемы массовой коммуникации требуют создания современных графических средств и могут быть разрешимы лишь в результате коллективного творчества многих специалистов. Поэтому совместно с дизайнером-графиком работают психологи, социологи, врачи, искусствоведы и др. специалисты, поскольку графический дизайн подразумевает оптимальную стратегию обработки информации в направленном толковании, превращение ее в визуальные сигналы, которые интерпретируются определенно и однозначно.

Деятельность дизайнера-графика включает сбор и анализ информации, определение проблемы и постановку цели, проектирование как создание общей дизайн-концепции, а после этого осуществляется разработка графического решения и гармоничной композиции. Поэтому в компетенцию специалиста входят знание и анализ рынка, потребителей, психологических возможностей восприятия и, безусловно, умение выбрать наиболее подходящее средство выразительности. Возникают проблемы понимания и усвоения новой информации, визуализации понятий, представлений, процессов, не существующих в зримой форме, которые решает активно развивающаяся так называемая «информационная графика».

В последнее время наблюдается процесс трансформации графического дизайна в дизайн визуальных коммуникаций. Вызван он, в первую очередь, появлением в общественной практике необычного для традиционного дизайна класса задач, необходимостью проектирования сложных объектов систем нового типа.

Визуальный текст составляет сердцевину таких систем, и его создание требует развития особой дизайнерской специальности. Осознанная установка на проектирование текста-сообщения и среды как визуального текста в качестве самостоятельного результата роботы и есть визуальный дизайн, в том числе — графический. Причем визуальным текстом может быть не только надпись, символ, изображение, но и объект проектирования в целом (автомобиль, здание, интерьер, улица) при условии ориентации потребителя на его визуально-текстовое восприятие.

Выделение визуального текста в качестве самостоятельного объекта проектирования непосредственно связано с прикладной графикой и графическим дизайном.

Профессиональные качества дизайнера определяются тем, насколько свободно, широко и тактично он владеет визуальным языком, соблюдает и развивает правила языкового «поведения».

Так возникают две практические задачи графического дизайна: проектирование визуальных коммуникаций и проектирование самого визуального языка. Именно способность «видеть» средства, умение мыслить ими и развивать их составляет суть профессионализма дизайна. Этому способствует развитие исследований собственно визуального языка, а не только изучение отдельных средств или объектов графического дизайна.

Профессиональным дизайнером-графиком считается тот, кто в каждом конкретном случае может подобрать ключ к решению исходной задачи визуальными средствами, т.е. трансформировать исходный смысл (идею, информацию, указание, предостережение, пожелание и пр.) в визуальный текст. Как известно, важнейшим принципом графического дизайна является разнообразие и неповторяемость графических решений. Тем не менее, многое свидетельствует об универсальности и системности языка. Одному и тому же выражению могут соответствовать несколько содержаний, поэтому искусство художника состоит в значительной мере в том, чтобы заставить нас принять одну из многих возможных установок или, напротив, сделать общепринятую интерпретацию многозначной.

Дизайнер-график воплощает свои представления о визуальной информации, визуальных объемах и структурах не только в таких традиционных формах, как книжная и газетно-журнальная графика, реклама, плакат, промышленная и телевизионная графика и др., но и в системах визуальных коммуникаций городской среды, архитектурных и инженерных объектов и их комплексов.

Его деятельность все более распространяется на комплексное проектирование крупных предметно-пространственных объектов городской среды. Размещение графических и трехмерных объектов в пространстве с целью их демонстрации — деятельность, родственная и архитектуре, и графике. Носителем графики не всегда является лист бумаги. Сложный, емкий, крупномасштабный объект (выставочный стенд, указатель) требует специального проектирования, и решение этой задачи предполагает участие дизайнера-графика.

Виды графического дизайна можно классифицировать в зависимости от объекта проектирования.

Графический дизайн связан с:

Типографика — проектирование словесного текста средствами типографского набора. Важным моментом здесь является размещение готовых форм (заголовков, слов, частей текста, заставок и пр.) как относительно друг друга, так и по отношению к носителю информации (газетная полоса, поле афиши и т.д.).

Промышленная графика, тесно связана с промышленным производством и его продукцией. Главными объектами разработки являются товарные и фирменные знаки, этикетки, марки, упаковки и пр.

Рекламная графика: плакаты и афиши, рекламные брошюры и объявления, листовки, буклеты, каталоги, календари, значки, наклейки и другие объекты проектирования, связанные с той или иной рекламной кампанией.

Фирменный стиль, основная цель которого — появление определенного и постоянного запоминающегося зрительного образа всего, что связано с предприятием, его деятельностью и продукцией. Основные элементы фирменного стиля — логотип, шрифт, цветовая гамма, композиционные принципы — могут охватывать широкие сферы — начиная от стандартного минимума (фирменный бланк, конверт и визитная карточка) до графического оформления всей документации фирмы, ее рекламы, оформления транспортных средств, художественно-стилистическое решение интерьеров фирмы, моделей одежды сотрудников и пр.

Архитектура и дизайн городской среды. Архиграфика, которая включает в себя систему приемов и средств визуальной коммуникации: суперграфики, визуальных знаков и символов (идеограмма, иконический знак, пиктограмма), графических элементов как интерьерного (витрины, выставки), так и открытого архитектурного пространства.

Компьютерная графика — явление, отражающее совокупность приемов и действий, обусловливающих автоматизацию процессов подготовки, преобразования и воспроизведения графической (визуальной) информации с помощью ЭВМ. Компьютерная графика активно используется во всех видах графического дизайна, в том числе телевизионной графике (телевизионные заставки, клипы, телереклама и пр.). Объектами разработки здесь являются графические элементы, используемые в кинематографе и на телевидении.

В наше время графический дизайн практически переосмысливает суть, значение и формальные характеристики большинства художественных средств, которыми он давно и успешно пользуется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: