Работа с ватой

Художественная лепка из нетрадиционных пластических материалов

Полуобъемные изделия (барельеф, горельеф).

Изображения на монетах, медалях отличаются от объемной скульптуры и от плоской картинки. Они полуобъемные и представляют собой барельеф. Барельеф (от франц. bas-relief), низкий рельеф, в котором выпуклое изображение выступает над плоскостью фона не более чем на половину своего объема. (Советский энциклопедический словарь /Гл. ред. А.М.Прохоров. - 3-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1984. – С. 110).

Технология работы. Нужно налепить на кусок картона слой пластилина толщиной около 1 см. Заостренной палочкой нарисовать контур изображения. Сделать изображение выпуклым, налепив кусочки пластилина и хорошо их примазав. Все изображение подрезать по краю стекой. Обвалять в муке и через несколько дней расписать гуашью, можно покрыть лаком. Затем вставить в рамку.

Горельеф (франц. haut-relief), высокий рельеф, в котором изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину своего объема.

Задания для самостоятельной работы:

1. Выполнить аппликацию пластилином на свободную тему.

2. Изготовить одно объемное изделие на выбор студента:

- скульптуру животного;

- игрушку;

- предметы быта (например, вазу для цветов, чайную чашку и т.д.).

3. Вылепить барельеф по своему выбору.

План:

1. Работа с ватой (Художественные поделки из ваты).

2. Самодельная пластическая масса (Художественные поделки из древесных опилок).

3. Мрамор из цветных карандашей.

Литература:

Выгонов, В. В. Практикум по трудовому обучению [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / В. В. Выгонов. - М.: Издательский центр "Академия", 1999. - 256 с. - Библиогр.: с. 254. - 50000 экз. - ISBN 5-7695-0023-9.

Термины и понятия:

клейстер, художественное конструирование.

Материалы, инструменты и оборудование: вата, клей, кисть, электрическая плита, пустая банка, мука, кастрюля, гуашь, тряпочка, сосуд для воды, мебельный лак.

Вата — пышная масса слабо переплетенных между собой волокон.

По происхождению волокна вата бывает естественной и искусственной. К естественной относится хлопковая, льняная, пеньковая, сосновая, пуховая, шерстяная, шелковая; к искусственной — стеклянная, металлическая, шлаковая, базальтовая, целлюлозная вата. Искусственная вата широко применяется в строительстве в качестве тепло- и звукоизоляционного материала; в химической промышленности — для фильтрации жидкостей и газов, для изготовления фитилей. Асбестовая вата используется для огнестойких прокладок.

По назначению вата разделяется на одежную, мебельную, прокладочную, медицинскую. Мебельная вата вырабатывается из низших сортов хлопчатобумажного производства, применяется для набивания мебели, матрацев. Прокладочная, обычно клееная, листовая вата приготавливается из отходов льняного производства. Самая лучшая, высококачественная вата — это медицинская. Вырабатывается она из хлопка с добавлением хлопкового пуха. Эта вата легко расслаивается. Используется как впитывающий материал и как мягкая прокладка.

Изготовление игрушек из ваты приближает к художественному конструированию и способствует развитию воображения, эстетического вкуса детей. Целесообразно выбирать и рекомендовать для изготовления такие изделия, которые были бы не только внешне привлекательны, но и способствовали бы решению учебно-воспитательных задач, а также были доступны для выполнения.

В целях экономии ваты можно использовать вату из использованных, пришедших в негодность вещей.

Технология изготовления изделий очень проста. Для работы понадобится вата и густой клейстер из муки или крахмала. Готовится клейстер так: 5 столовых ложек картофельного крахмала тщательно размешивают в 1 л теплой воды; смесь доводят до кипения, постоянно помешивая. Кроме того, для работы потребуется несложное оборудование: кисточки для клея, баночки для клейстера, розетки для воды (одна на двоих; вода необходима, чтобы очищать пальцы от клейстера), тряпочка для вытирания рук.

В работе можно использовать хлопковую, льняную, пеньковую, шелковую вату. Остановимся на основных приемах лепки изделия. Лепку следует делать из целого куска, хорошо пропитанного клейстером, — вата становится как пластилин. Лепить можно путем оттягивания, сплющивания, вдавливания, прищипывания, лепки по частям с последующим соединением. Сначала вылепляются основные крупные детали в виде шаров, цилиндра. Мелкие детали накладываются поверх основных. В вылепленных деталях легким нажатием пальцев делают углубления (например, глаза).

При изготовлении головок для персонажей кукольного театра первый слой ваты (он должен быть сухим, чтобы вся выклейка из ваты легко снялась с подставки) обкручиваем вокруг деревянной подставки. Следующий слой толщиной 5 мм и шириной 15 мм составляется из полосок ваты, предварительно смазанной клейстером. Каждая наклеенная полоска плотно приглаживается пальцами. Рядом подклеивается второй, третий слой и т.д. На сложных по форме местах (нос, уши и др.) наклеивают друг на друга полоски или кусочки меньшего размера или эти части вылепливают отдельно и затем приклеивают на вылепленную модель. По ходу работы надо следить за тем, чтобы на выклеиваемой поверхности не было скла­док или впадин. После лепки поверхность изделия нужно загрунтовать водоэмульсионной краской или гуашью и поставить на 2—3 суток на полки или стеллажи для просушки. Просушка долж­на быть постепенной и равномерной.

Раскраска изделий. Гуашь растворима в воде, сохнет она довольно быстро. Краска должна быть средней консистенции, не слишком густая и не очень водянистая. После высыхания краски (5—10 мин) изделия, собранные все вместе, покрывают масляным (мебельным) лаком, используя кисточку для клея. Сохнет лак 2—3 мин. Покрытие лаком способствует длительной сохранности изделия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: