Групповая сплоченность - это показатель прочности, единства и устойчивости межличностных взаимодействий и взаимоотношений в группе, характеризующийся взаимной эмоциоциональной притягательностью членов группы и удовлетворенностью группой. Групповая сплоченность может выступать и как цель психологического тренинга, и как необходимое условие успешной работы. В группе, сформированной из незнакомых людей какая-то часть времени обязательно будет потрачена на достижение того уровня сплоченности, который необходим для решения групповых задач.
Обобщив имеющиеся исследования (А.А. Александров, 1991, Ж. Годфруа, 1992; К.Рудестам, 1993) И.Вачков выделяет следующие факторы, способствующие групповой сплоченности:
Ø совпадение интересов, взглядов, ценностей и ориентаций участников группы;
Ø достаточный уровень гомогенности состава групп (особенно по возрастному показателю, нежелательно, например, объединять в одной группе лиц старше пятидесяти лет и младше восемнадцати);
Ø атмосфера психологической безопасности, доброжелательности, принятия;
Ø активная, эмоционально насыщенная совместная деятельность, направленная на достижение цели, значимой для всех участников;
Ø привлекательность ведущего как образца, модели оптимально функционирующего участника;
Ø квалифицированная работа ведущего, использующего специальные психотехнические приемы и упражнения для усиления сплоченности;
Ø наличие другой группы, которая может рассматриваться как соперничающая в каком-то отношении;
Ø присутствие в группе человека, способного противопоставить себя группе, резко отличающегося от большинства участников (как показывает печальный опыт не только тренингов, но и повседневной жизни, люди особенно быстро сплачиваются не в борьбе за что-то, а в борьбе против кого-то).
Причинами снижения групповой сплоченности могут выступить:
Ø возникновение в тренинговой группе мелких подгрупп (это особенно вероятно в группах, превышающих 15 человек; впрочем, иногда своеобразная соревновательность, появляющаяся между подгруппами, ускоряет групповую динамику и способствует оптимизации тренинга);
Ø знакомство (дружба, симпатия) между отдельными членами группы до начала тренинга - это ведет к сокрытию от остальных участников группы какой-то частной информации, к стремлению защитить друг друга и не вступать в полемику, к отчуждению такой диады от группы;
Ø неумелое руководство со стороны ведущего, которое может привести к излишнему напряжению, конфликтам и развалу группы;
Ø отсутствие единой цели, увлекающей и объединяющей участников, и совместной деятельности, организованной ведущим; вялая групповая динамика.
Именно групповая сплоченность определяет успех тренинговой работы, так как делает группу более устойчивой к ситуациям, сопровождающимся негативными эмоциональными переживаниями, помогает преодолевать кризисы в развитии.
В некоторых случаях достижение высокой групповой сплоченности становится важнейшей целью психологического тренинга (хотя не всегда целесообразно информировать об этом участников). Тренинги сплоченности, создания команды часто проводятся в организациях и учреждениях, чья эффективная деятельность напрямую зависит от степени единства и взаимопонимания сотрудников.