Искренность и открытость

Способность к анализу самого себя.

Которых влечет за собой применение определенных санкций.

Практически те или иные нормы начинают действовать тренинговой группе с первого мгновения ее функционирования. Как показывает опыт, целесообразно сразу предложить участникам некоторые правила, обязательные для соблюдения в группе. Чаще всего это происходит так: в самом начале работы ведущий информирует участников тренинга о том, что они могут получить в результате обучения, после этого устанавливаются основные принципы работы группе. Назовем те, которые характерны для подавляюще большинства тренинговых групп.

1. «Здесь и теперь» .

Этот принцип ориентирует учас­тников тренинга на то, чтобы пред­метом их анализа постоянно были процессы, происходящие в группе в данный момент, чувства, переживаемые в данный конкретный момент, мысли, появляющиеся в дан­ный момент. Кроме специально оговоренных случаев запрещают­ся проекции в прошлое и в будущее. Принцип акцентирования на настоящем способствует глубокой рефлексии участников, обуче­нию сосредотачивать внимание на себе, своих мыслях и чувствах, развитию навыков самоанализа.

Рефлексия – психологический механизм самосознания,

Самое главное в группе - не лицемерить и не лгать. Чем бо­лее откровенными будут рассказы о том, что действительно волнует и интересует, чем более искренним будет предъявление чувств, тем более успешной будет работа группы в целом. Специалисты считают, что раскрытие своего «Я» другому есть признак сильной и здоровой личности.

Самораскрытие направлено на другого человека, но позволяет стать самим собой и встретиться с самим собой настоящим. Искренность и открытость способст­вуют получению и предоставлению другим честной обратной связи, то есть той информации, которая так важна каждому участнику и которая запускает не только механизмы самосозна­ния, но и механизмы межличностного взаимодействия в группе.

Следует заметить, что на первых этапах работы группы вве­дение указанной нормы во многом носит декларативный харак­тер. Участники группы, пока еще практически незнакомые, вряд ли станут настолько доверять друг другу и ведущему, чтобы рисковать быть искренними и открытыми (даже при учете «эффекта попутчика»)? Однако уже через не­сколько часов занятий это правило, предложенное ведущим, начинает действовать, особенно если он сам выступает как об­разец эффективного участника группы.

3. Принцип Я.

Основное внимание участников должно быть сосредоточено на процессах самопознания, на самоанализе и рефлексии. Даже оценка поведения другого члена группы должна осуществляться через высказывание собственных возникающих чувств и переживаний. Недопустимо использование обобщения типа: «мы считаем…», «у нас другая точка зрения…» и т.п., перекладывающие ответственность за чувства и мысли конкретного человека на аморфное «мы».

Все высказывания должны строиться с использованием личных местоимений единственного числа: «я чувствую...», «мне кажется... «. Это тем более важно, что напрямую связано с одной из задач тренинга - научиться брать ответственность на себя и принимать себя таким, какой есть. Уже первые групповые дискуссии обнаруживают, насколько непохожи мысли и чувства разных людей, что является определяющим аргументом для введения названного правила.

4. Активность.

В группе отсутствует возможность пассивно «отсидеться». Психологический тренинг относится к активным мето­дам обучения и развития и такая норма, как активное участие всех в происходящем на тренинге, является обязательной.

Большинство упражнений подразумевает включение всех участников. Но даже если упражнение носит демонстрационный характер или подразумевает индивидуальную работу в присутствии участников, все они имеют безусловное право высказаться завершении упражнения. В случае тренингов-марафонов крайне нежелательны отсутствие кого-либо даже на одной сессии или выход участников из состава группы.

5. Конфиденциальность.

Все, о чем говорится в группе относительно конкретных участников, должно оставаться внутри группы - естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. В то же время, психологические знания и конкретные приемы, игры и психотехники могут и должны использоваться вне группы - в профессиональной деятельности, в учебе, в повседневной жизни при общении с родными и близкими, в целях саморазвития.

Помимо указанных норм следует оговорить способ обращения друг к другу. Общение между всеми участниками и ведущими независимо от возраста и социального статуса рекомендуется осуществлять на «ты». Это позволяет создать дружескую свободную обстановку в группе, хотя обращение на «ты» достаточно трудно на первых порах вследствие привычки и определенной иерархичности отношений.

Кроме того, всем участникам предлагается выбрать себе на время тренинговой работы «тренинговое имя» - то имя, по которому все остальные участники обязаны будут обращаться к человеку. Это может быть как действительное собственное имя (иногда уменьшительно-ласкательной форме), так и детская кличка, институтское прозвище, имя любимого художественного персонаж или просто любое нравящееся имя.

Уже эти процедуры, создающие особые условия начавшегося взаимодействия, их игровой характер позволяют отчасти снять естественное напряжение и тревогу участников. Нормы тренин­говой группы создают особый психологический климат, часто резко отличающийся от того, который имеется в традиционных группах. Участники тренинга, осознавая это, начинают сами сле­дить за соблюдением групповых норм.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: