Гомогенность и гетерогенность

Состав тренинговых групп

В литературе содержатся проти­воречивые данные о том, какая груп­па действует оптимально - та, в ко­торой участники сходны между со­бой по ряду параметров (гомогенная), или та, в которой участники сильно различа­ются (гетерогенная). Прежде всего, имеют­ся в виду следующие: пол; воз­раст; образование; уровень интеллекта; социальный статус; тип личности и стиль поведения; психологические проблемы; убеждения и ценностные ориентации; цели участия в группе.

По мнению И.Ялома, однородные по своему со­ставу группы изначально более склонны к сплоченности, психо­логическая атмосфера в них более комфортна, люди чувствуют себя более свободно и раскованно. Однако, с точки зрения К.Рудестама, главным недостатком гомогенных групп является недостаточная почва для споров. Это приводит к снижению групповой динамики, к отсутствию противоречий и конструктивных конфликтов, порой являющихся необходимыми для успешной работы группы.

По мнению многих специалистов, гетерогенность выступает условием продуктивности функционирования группы, особенно если она связана с различием личностных конфликтов, способов их преодоления, типов личности и переживаемых эмо­ций. Кроме того, гетерогенность группы можно рассматривать как ситуацию, моделирующую реальные системы отношений участников в окружающем мире. Вред группе может нанести большая разница в возрасте участников, в уровне их образования и интеллекта, в социальном статусе и жизненных позициях. Вместе с тем в социальной психологии хорошо известно возрастание продуктивности групповой работы в случае определенного сочетания людей разных типов и разных взглядов. Важно, чтобы разница не оказалась слишком большой: студент-первокурсник вряд ли сможет самораскрыться и чувствовать себя комфортно в одной группе с заведующим кафедрой того же факультета.

Как показывает опыт, особенно деструктивно влияют на работу группы ситуации, когда один человек резко отличен по каким-то параметрам от других: например, менее эффективны группы, в составе которых одна женщина, а все остальные мужчины, или наоборот, один мужчина в окружении женщин. «Чисто женские» и чисто мужские» группы также имеют свою специфику, связанную с полоролевой идентификацией не только отдельных участников, но и группы в целом. И.Вачков описывает ситуацию, когда в женской группе эмпатирующий, мягкий ведущий на определенном этапе развития группы начинает восприниматься участницами как подружка, с которой можно поболтать о чем угодно.

Наибольшее значение имеет гомогенность тренинговой группы в отношении психологических проблем и воз­раста. По мнению К.Рудестама, группам с коротким курсом занятий, а также тем группам, чьей функцией является эмоциональная поддержка, показано большее сходство между участниками; группам, ориентированным на длительную работу, целью которой является выработка межличностного понимания, полезна в большей степени выраженная гетерогенность.

Качественный и количественный состав групп

Большинство специалистов сходятся во мнении, что участниками тренингов могут становиться практически все люди, не страдающие тяжелыми психическими расстройствами. Хотя, как отмечает К.Рудестам, «к неподходящим для группового опыта кандидатам относятся лица, которые под давлением критики становятся либо слишком тревожными, либо слишком агрессивными; лица, демонстрирующие в напряженной ситуации столь сильные чувства к другим участникам группы, что те ощущают себя преследуемыми, и лица с низкой самооценкой, которые постоянно ждут успокаивания» (1993, с.27-28).

Г.С.Абрамова считает совершенно недопустимым «включение в одну группу людей, находящихся в служебных или каких-либо иных отношениях (этот запрет не распространяется на ситуации семейной терапии)» (Г.С.Абрамова, 1994, с.220). Другие специалисты (И.Вачков) полагают, что такое категоричное утверждение нельзя считать безусловной истиной: свидетельство этому - десятки успешных тренинговых групп, сформированных из членов одного производственного коллектива, сотрудников одной фирмы, учителей одной школы. При работе в таких группах перед ведущим появляются дополнительные трудности, связанные с необходимостью преодоления сложившихся стереотипов отношений. Однако возникают и преимущества - например, более длительный эффект тренинга по окончании психологической работы за счет взаимного «подкрепления» участников, что в принципе невозможное группах, распадающихся по завершении собственно тренинга.

Иногда ведущие проводят предварительную психологическую диагностику потенциальных участников тренинговой группы во время предварительной консультации или со­беседования (В.Ю.Большаков, 1996). Но, не следует считать психодиагностику чем-то обязательным, на практике часто отсутствует возможность проведения отбора кандидатов в тренинговую группу. Важно только, стараться не допустить включения в группу тяжелых психически больных, чтобы не спровоцировать рецидивов.

Относительно оптимального количества участников группы, также не обнаруживается единства мнений. Однако разнообразные позиции можно примирить, если учесть, что состав и структура групп зависят от ее цели. Так, тренинги, акцентиро­ванные, прежде всего, на обучение, могут допускать б о льшее чис­ло участников, чем тренинги, целью которых в первую очередь является личностное развитие.

Общепринятой считается точка зрения, согласно которой минимум участников тренинговой группы составляет четыре человека. Верхний предел обычно не называется. Известны многие тренинги, проводимые с пятьюдеся­тью и большим числом участников. В таких случаях ведущий обычно использует помощь нескольких ассистентов; большинст­во упражнений проводится в подгруппах, на которые дробится основная группа.

Многие тренинговые ведущие, однако, считают, что психотерапевтическая и развивающая работа в больших группах гораздо менее эффективна, поскольку не позволяет ор­ганизовать достаточное число интеракций между участниками и не в пропорциональной степени включает активность всех.

П.Ф.Келлерманом (1979) сформулировано «правило восьми», со­гласно которому число участников не должно превышать вось­ми человек, поскольку, по его мнению, в противном случае воз­никает тенденция к распадению на более мелкие подгруппы. Возможно, это и так, но группы, ориентированные на личност­ное развитие (и в частности, на развитие самосознания), предпо­лагают и большее количество участников.

Оптимальным принято считать двенадцать участников. Такое количество дает возможность свободного взаимодействия каждого с каждым; кроме того, имеет организационные преимущества: двенадцать делится на два, три, четыре, что позволяет создавать разнообразные подгруппы. Последний аспект представляется чрезвы­чайно важным, поскольку при проведении многих упражнений, требующих работы в «двойках», «тройках», «четверках», веду­щий может столкнуться с проблемой нехватки людей в под­группах. В таких случаях перед тренером возникает вопрос: ли­бо проводить упражнение в неравных для подгрупп условиях, либо самому заменять недостающего участника (что не всегда является приемлемым в силу организационных, психологичес­ких и прочих обстоятельств). Если участников оказалось боль­ше двенадцати, то лучшим вариантом можно считать группу из пятнадцати человек.

В традиционной тренинговой группе нежелательно число участников, превышающее восемнадцать человек, - это ведет к резкому снижению уровня продуктивной обратной связи, умень­шению времени, уделяемого каждому участнику, исчезновению условии для проявления активности каждого человека. Неудоб­ство большого числа членов группы особенно заметно при фик­сации времени, затрачиваемого на групповую рефлексию после проведения упражнений: правомерно ли тратить на высказыва­ние группой в двадцать пять человек своих чувств и мыслей около часа при длительности упражнения семь-восемь минут? И это при условии, что каждый будет говорить только по две минуты. Не говоря уже о том, что это очень утомительно для всех; заметим, что последний участник, дождавшись своей очереди, будет испытывать только раздражение, а вовсе не эмоции, пережитые во время упражнения.

§ 4. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ В ТРЕНИНГЕ

Как правило, в процессе любого тренинга можно выделить три основных стадии: начальную, рабочую и конечную. Опыт работы многих специалистов с различными тренинговыми группами по­казал наличие определенных закономерностей групповой дина­мики. Почти все группы, с которыми пришлось работать, прохо­дили в своем развитии этапы, указанные еще Б.Тукманом (1965): зависимое и исследующее поведение — разрешение внутригрупповых конфликтов — сплоченность и эффективное решение проблем.

Как отмечает К.Рудестам, причины, по которым пребывание в группе оказывает благотворное влияние на личность, полностью не раскрыты. Келман (1963) выделил три процесса, имеющих решающее значение для любой психокоррекционной группы: податливость, идентификация и присвоение.

Во-первых, члены группы решаются подвергнуться воздействию со стороны руководителя и партнеров и принять участие в работе группы,

Во-вторых, члены группы идентифицируют себя со своими партнерами и с руководителем. Идентификация происходит в результате старания участников поддерживать желательные отношения в группе.

В-третьих, члены группы присваивают групповой опыт, являющийся следствием работы над разрешением тех «эмоционально перенасыщенных» ситуаций, которые создаются группой. В успешно функционирующей группе вызываемые ею изменения в индивидах распространяются на их поведение во внешнем мире. Причем, для такой генерализации недостаточно простого принятия групповых правил и норм, необходимо также и присвоение группового опыта. Более того, члены группы должны сами опробовать новые способы поведения (податливость), посмотреть на себя с точки зрения руководителя или партнеров (идентификация) и распространить возникшие инсайты на специфические ситуации реальной жизни (присвоение) (К.Рудестам, 1993, с. 41).

Специалисты выделяют определенные стадии развития группового процесса. Согласно точке зрения В.Шютца (1958), участники реализуют следующие потребности:

Ø потребность во включенности в группу (в обретении чувства принадлежности, в достижении удовлетворительных отношений с другими);

Ø потребность в контроле (соперничество и стремление к власти, борьба за лидерство и доминирование);

Ø потребность в привязанности, когда члены группы устанавливают тесную эмоциональную связь друг с другом.

И.Ялом (1975) выделяет десять основных психотерапевтических фак­торов, которые свойственны большинству групп:

Ø Сплоченность. Этот фактор характеризуется как условие, способствующее достижению группой успеха.

Ø Внушение надежды. Вера в возможность изменений сама по себе обладает терапевтическим действием.

Ø Универсализация. Люди приходят в группу каждый со своими проблемами, но скоро осознают, что и у других есть такие же трудности, такое же ощуще­ние собственной несостоятельности и отчужденности от других.

Ø Альтруизм. Целительным действием обладает сознание того, что каждый в группе может быть нужен и полезен другим.

Ø Предоставление информации, В некоторых группах находят применение прямые инструкции и советы.

Ø Множественный перенос. Любое искаженное восприятие реалий и любое нарушение в области взаимоотношений с другими людьми, вызванные произошедшими в прошлом событиями, особенно семейными, проявляются в группе. Эмоциональные привязанности члена группы к ее руководителю, к партнерам или к группе в целом подвергаются проверке и, при необходимости, рациональной и реалистичной оценке.

Ø Межличностное обучение. Группа создает почву для исследования положительных и отрицательных эмоциональных реакций, а также для анализа новых форм поведения. Члены группы могут открыто просить друг друга о помощи и поддержке и демонстрировать сколь угодно сильные аффекты, способствующие приобретению корригирующего эмоционального опыта.

Ø Развитие навыков общения. Явно или неявно, но члены группы совершенствуют свои навыки жизни в обществе. Для овладения навыками общения используются различные приемы, например ролевые игры и обратная связь.

Ø Подражательное поведение. Умение себя вести отчасти приобретается в процессе наблюдения за другими. На начальном этапе возможно подража­ние поведению ведущего или других особо популярных членов группы с целью получения одобрения. Постепенно участники начинают экспери­ментировать со всеми имеющими место в группе моделями поведения.

Ø Катарсис. Когда долгое время сдерживаемые чувства вины, враждебности и т. д. или «недопустимые» побуждения находят выход в группе, это прино­сит чувство облегчения и освобождения. Но главная польза от катарсиса состоит в усилении сплоченности, которое происходит вследствие интен­сивного взаимодействия членов группы друг с другом в обстановке безопас­ности и понимания.

Катарсис – эмоциональная разрядка, бурное отреагирование


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: