Сознательное уподобление себя ему.
Состоянии партнера по общению и его восприятии поведения субъекта
Ø в группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров; если в реальной жизни подобное экспериментирование всегда связано с риском непонимания, неприятия и даже наказания, то тренинговые группы выступают в качестве своеобразного «психологического полигона», где можно попробовать вести себя иначе, чем обычно, «примерить» новые модели поведения, научиться по-новому относиться к себе и к людям - и все это в атмосфере благожелательности, принятия и поддержки;
Ø в группе участники могут идентифицировать себя с другими, «сыграть» роль другого человека для лучшего понимания его и себя и для знакомства с новыми эффективными способами поведения, применяемыми другими; возникающие в результате этого эмоциональная связь, сопереживание, эмпатия способствуют личностному росту и развитию самосознания;
|
|
Идентификация – отождествление себя с другим человеком,
Ø взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого: этот эфект не возникает при индивидуальной психокоррекционной и психотерапевтической работе; создавая дополнительные сложности для ведущего, психологическое напряжение в группе может (и должно) играть конструктивную роль, подпитывать энергетику групповых процессов; задача ведущего - не дать напряжению выйти из-под контроля и разрушить продуктивные взаимоотношения в группе;
Ø группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания; иначе, чем в группе, иначе, чем через других людей, эти процессы в полной мере невозможны; открытии себя другим и открытие себя самому себе позволяют понять себя, изменить себя и повысить уверенность в себе;
Ø групповая форма предпочтительней и в экономическом плане: участникам дешевле работа в тренинге, чем индивидуальная терапия (и для многих тренинговая работа гораздо более эффективна); психолог также получает и экономическую и временн у ю выгоду.
Любая социальная общность - от диады и малой группы до населения государства - не может существовать без правил, регламентирующих жизнедеятельность людей, составляющих эту общность.
Тренинговые группы также вырабатывают свои собственные нормы, причем в каждой конкретной группе они могут быть специфичны (И.Вачков, 2001). Ведущий должен осознавать необходимость норм для эффективного развития группы и способствовать выработке и принятию участниками таких норм, которые соответствовал бы целям группы. Нормы помогают решать, надо ли выражать свои чувства, как делать это уместно, надо ли в отношении к другим ориентироваться на их личные качества или их социальный статус.
Нормы – неписанные правила поведения членов группы, нарушение